Водители и пешеходы мегаполиса в представлениях друг друга

715

Аннотация

В статье рассматриваются результаты исследования, предметом которого были представления друг о друге основных участников дорожного движения в условиях дорожно-транспортной среды такого мегаполиса, как Москва. В исследовании принимали участие водители с различным стажем вождения и пешеходы, обязательной характеристикой которых было отсутствие водительского удостоверения и опыта вождения транспортного средства. В каждой группе участников исследования было по 50 человек. При этом респонденты оценивали друг друга с помощью различных диагностических методик (методики «Личностный дифференциал», ассоциативной и рисуночной методик). Исследование имело целью определение структурных и содержательных особенностей эмоционально-смысловых представлений водителей и пешеходов друг о друге, а также выявление специфики представлений у каждой группы респондентов. Обнаружено наличие крайне напряженной ситуации во взаимодействии основных участников дорожного движения в условиях мегаполиса. Показано, что водитель и пешеход являются друг для друга фигурами, имеющими низкую степень значимости. Эмоционально-смысловое содержание представлений друг о друге имеет преимущественно негативную направленность. Общей тенденцией является восприятие водителями и пешеходами друг друга непривлекательными, слабыми и пассивными. Уровень принятия друг друга оказался крайне низким. Описана специфика представлений каждой группы респондентов.

Общая информация

Ключевые слова: основные участники дорожного движения, пешеход, водитель, социальная перцепция, социальные представления, межличностное общение и взаимодействие

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2018090403

Для цитаты: Погодина А.В. Водители и пешеходы мегаполиса в представлениях друг друга // Социальная психология и общество. 2018. Том 9. № 4. С. 19–32. DOI: 10.17759/sps.2018090403

Литература

 

  1. Агеев B.C. Психологическое исследование социальных стереотипов // Вопросы психологии. 1986. № 1. С. 95—101.
  2. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2005. 303 с.
  3. Андреева Г.М. Социальное познание и социальные проблемы // Национальный психологический журнал. 2013. № 1(9). С. 39—49.
  4. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ, 1982. 200 с.
  5. Болотова А.К., Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Социальные коммуникации. Психология общения: Учебник и практикум для СПО. Люберцы: Юрайт, 2016. 327 с.
  6. Бороздина Г.В. Психология делового общения. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. 295 с.
  7. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. М.: Владос-Пресс, 2005. 159 с.
  8. Войскунский А.Е. Социальная перцепция в социальных сетях // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2014. № 2. С. 90—104.
  9. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д: Феникс, 1997. 480 с.
  10. Кондратьев М.Ю., Кочетова Т.В. «Traffic psychology»: от прикладных исследований к методологии комплексного изучения современной дорожно- транспортной среды // Сборник материалов международной научно-практической конференции «Человек и транспорт (Психология. Экономика. Техника)» (Санкт- Петербург, 28—30 июня 2012 г.). СПб: ПГУПС, 2012. С. 119—122.
  11. Кочетова Т.В. «Traffic Psychology»: от фрагментарных исследований к комплексным решениям прикладных задач транспортных проблем // Социальная психология и общество. 2011. № 2. С. 89—99.
  12. Крис А. Свободные ассоциации. Метод и процесс. М.: Когито-Центр, 2007. 159 с.
  13. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб: Питер, 2001. 544 с.
  14. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов н/Д: Феникс, 1999. 608 с.
  15. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации: Описание и руководство к использованию / Отв. Ред. А.Ф. Кудряшов. Петрозаводск: Издательство «Петроком», 1992. 318 с.
  16. Петровская Л.А. Общение — компетентность — тренинг. Избранные труды. М.: Смысл, 2007. 387 с.
  17. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1991. 256 с.
  18. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб: Питер, 2003. 608 с.
  19. Эмоциональные и познавательные характеристики общения / Под ред. В.А. Лабунской. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского университета, 1990. 167 с.

Информация об авторах

Погодина Алла Васильевна, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии управления факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), руководитель магистерской программы «Организационная психология», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0549-712X, e-mail: pogodinaav@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1425
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 10

Скачиваний

Всего: 715
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 12