Базовый побудительный механизм социальной активности личности

942

Аннотация

Обосновано применение системно-диахронического подхода к исследованию социальной активности личности. Социальная активность, с точки зрения системно-диахронического подхода, должна быть рассмотрена как разноуровневое образование, включающее когнитивные, эмоционально-оценочные, мотивационные и социально-психологические явления, объединенные в актах взаимодействия личности и социальной среды, претерпевающих качественные изменения во времени. Описание прошлого, настоящего и будущего состояния системы «личность—социальная группа», выделение элементов системы, прогрессивно или регрессивно трансформирующихся, — необходимые условия системно-диахронического анализа социальной активности. Раскрыт базовый побудительный механизм социальной активности личности — диахроническое рассогласование в системе «личность—социальная среда», а также частные когнитивные, эмоционально-оценочные, мотивационные и социально-психологические механизмы социальной активности личности и группы.

Общая информация

Ключевые слова: социальная активность, личность, системно-диахронический подход, базовый побудительный механизм, диахроническое рассогласование, психологические механизмы

Рубрика издания: Теоретические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2019100101

Финансирование. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 18-18-00298).

Для цитаты: Григорьева М.В. Базовый побудительный механизм социальной активности личности // Социальная психология и общество. 2019. Том 10. № 1. С. 5–17. DOI: 10.17759/sps.2019100101

Полный текст

Проблема социальной активности личности и выявление ее побудительных механизмов в настоящее время чрезвычайно актуальна и имеет культурно­историческую специфику. Социальная активность личности на протяжении достаточно долгого времени в эпоху ориентации на коллективную собственность и единство ценностей и коллективного сознания рассматривалась как включение в общее дело, цели которого определялись отдельными личностями в соответствии с единой программой общественного развития. В настоящее время изменение социально-экономических отношений и общественно-политических ориентиров влияет на трансформации социальной активности личности. Она становится более вариативной, сфера ее реализации расширяется, акценты переносятся с внешней доминантной инициализации на внутренние пусковые механизмы. В то же время социальная активность личности в настоящих условиях многовариативно- сти ценностных ориентаций может стать диффузной, просоциальные формы могут сопровождаться асоциальными. Особенно уязвима в этом плане молодежь, находящаяся в состоянии профессионального, социального и личностного самоопределения. Перед психологией оформляется социальный заказ, требующий выявления форм просоциальной и асоциальной активности молодежи, базовых побудительных механизмов ее социальной активности, соотносящейся с целями развития общества и общегуманными целями социальных взаимодействий.

Являясь одной из форм социализации личности, социальная активность направлена на осознание и освоение ценностей и социальных норм. Какие из них станут ориентирами в процессе реализации социальной активности, зависит от множества внешних и внутренних причин, от прошлого жизненного опыта личности, от характеристик ситуации, происходящей в настоящем, и от того, каким образом приобретаемый опыт будут использован в будущем. В то же время социальная активность является фактором, определяющим содержание и направление социализации личности [11].

В психологии социальная активность личности рассматривается как реализация субъектных качеств личности, прежде всего инициативности и ответственности, в сфере социальных контактов [7; 15] и социальном пространстве личности [16]; как форма лидерства и социального обучения [13; 14], способ политической, общественной деятельности и развития гражданской идентичности [10; 12], замещающая форма другой активности в ситуациях жизненных изменений [3]; предлагаются критерии уровней, классификация форм и видов социальной активности личности [22; 25]; намечаются направления работы с молодежью в целях развития просоциальной активности [17].

Исследователи акцентируют внимание на детерминирующих социальную активность личности факторах и, соответственно, на инициирующих эту активность механизмах. В качестве инициирующих рассматривают как общие детерминанты активности человека, так и специфические для социальной активности факторы.

Исследования общих пусковых механизмов активности личности связаны, прежде всего, с субъектным подходом и его реализацией в социально-психологических исследованиях [23].

К.А. Абульханова-Славская и В.А. Кольцова, анализируя историю развития методологии психологического исследования, делают вывод о естественном сближении методологических подходов отечественной психологии и об актуализации психосоциального подхода, когда активность субъекта понимается не столько как реализация действий в конкретной деятельности, но и в широком смысле, с учетом включения личности в различные социальные общности. При этом активность личности нелинейно детерминируется множеством подчас противоречивых факторов [2].

Характеризуя общие механизмы, инициирующие и регулирующие социальную активность, Е.С. Соколова использует понятие «структура мотивов социальной активности», которая понимается как динамическая система мотивационных компонентов и факторов, формирующих различные мотивы, побуждающих человека к совершению определенных действий и поступков, определяющих степень его активности и направленность поведения для достижения конкретных социально значимых целей [21].

В качестве особых детерминант для социальной активности личности психологи выделяют некоторые личностные качества, например, социальную смелость [18], активную жизненную позицию [1], коммуникативную компетентность [4].

А.В. Погодина, К.С. Есаулова рассматривают феномен социальной активности личности через представления о социально смелом человеке в реальном и виртуальном взаимодействии. Исследователи показывают, что понятие «социально смелая личность» имеет высокую семантическую значимость, позитивную эмоциональную окрашен­ность независимо от возраста респондентов. Данный факт свидетельствует о ценности социальной активности личности и о ее реализации как в реальном, так и в виртуальном взаимодействии. Смелый и социально активный человек воспринимается молодыми людьми как привлекательный и вызывающий симпатию; в среднем возрасте, по мнению авторов, в представлениях возрастает роль собственно активных характеристик, связанных с внешне выраженными признаками напряжения, деятельности и эмоциональной неустойчивости; в пожилом возрасте в представлениях о социально активной и смелой личности преобладают характеристики энергичности, разговорчивости, доминирования и невозмутимости [18].

Социальная активность личности реализуется в результате социальных взаимодействий, ее содержание наполняется и раскрывается через содержание общих и индивидуальных целей участников взаимодействия, а направление задается притязаниями, достижениями, успехами личности в конкретных областях освоения мира, эмоционально-оценочными отношениями в социальных контактах индивида с другими людьми. В любом случае социальная активность проявляется через социальное взаимодействие, которое определяется как сложное явление, включающее взаимную ориентацию действий, способствующую организации действий отдельных субъектов в единое целое во времени и пространстве, и преобразующее индивидуальные действия в другое качество [9]. Новое качество действий позволяет рассматривать взаимодействующих субъектов как единую согласованную систему с постоянной динамикой процессов познания и понимания конкретной ситуации, целеполагания, принятия решений, контроля и самоконтроля, эмоциональной саморегуляции и других необходимых и определяемых контекстом социальной ситуации психических процессов [9].

Представленные выше и другие исследования социальной активности личности, ее пусковых механизмов и детерминации свидетельствуют о направленности исследователей на раскрытие явления во временн й динамике и с учетом разнокачественных детерминант. При этом используются различные научные подходы: системно-функциональный, системногенетический, синергетический и др., позволяющие акцентировать исследовательское внимание на процессуальных аспектах изучаемого явления. Выполненные с учетом процессуального аспекта исследования социализации личности и детерминации ее активности не только представляют научные данные об актуальных признаках данных процессов, но и обращены к анализу развития явления на определенном историческом промежутке. Вместе с тем, если говорить о специфике механизмов инициации и развертывания социальной активности личности, то необходимо отметить возрастающую сложность и неоднозначность самого процесса ее детерминации, когда в ситуации взаимодействия личности и социальной среды соединены воедино многоуровневые и разнокачественные явления, взаимовлияние которых происходит нелинейно и вероят­ностно. Для более адекватного описание механизмов инициации и реализации социальной активности личности необходим поиск новых оснований и детерминант ее развития. Одним из путей может быть применение диахронического подхода в социально-психологическом исследовании. По мнению О.С. Разумов­ского, «... диахрония — это важнейшая характеристика формы и архитектоники основного процесса, в котором находится все бытие и мышление. Динамическое бытие без диахронии невозможно» [19].

Приходится признать, что в современной психологии пока отсутствует целостный анализ базовых психологических механизмов, лежащих в основе развертывания и развития социальной активности личности, нет теоретико-методологических основ изучения социальной активности личности как сложного многоуровневого и чрезвычайно динамичного социально-психологического явления.

Целью настоящего исследования является раскрытие базового побудительного механизма социальной активности личности — диахронического рассогласования в системе «личность—социаль- ная среда».

Социальная активность личности — это ее собственная активность, в которой проявляются индивидуальные свойства, обладающие определенной спецификой, формирующейся под влиянием не только индивидуально-психологических факторов, но и социальных внешних факторов. Реализация социальной активности личности происходит в конкретной ситуации социальных контактов и взаимодействий. Контекст этой ситуации определяется всем прошлым опытом субъектов взаимодействия, наличными настоящими процессами оперативных действий и отражает предполагаемые будущие события. Учет такой сквозной временной протяженности в исследовании феномена — основное требование диахроническо­го подхода. Ситуация включает не только конкретного субъекта, но и социальную среду, обладающую также субъектностью. Формируется система «личность—со- циальная среда», функционирующая как постоянный поток акций, интеракций, реакций и других видов инициативной и ответной активности в соответствии с контекстом ситуации.

Системно-диахронический подход, позволяя рассматривать социальную активность личности в системе «лич- ность—социальная среда» в динамике на протяжении некоторого времени, связан с определением единицы анализа, т. е. системы, перерастающей в своем развитии себя и переходящей в другую систему. Ранее нами были предложены такие системы, как система взаимодействия обучающихся с образовательной средой, система школьной или академической адаптации, система социальных взаимодействий личности в процессе ее социализации и др. [8]. Было обосновано, что системоообразующей категорией является категория взаимодействия, так как именно в ней сочетаются такие характеристики, как активность личности в процессе ее вхождения в социальную среду, приспособления к ней с последующей интеграцией; возможность реализации идеи взаимовлияния личности и среды; последовательность во времени инициативных и ответных личностных и средовых влияний [8]. Использование категории взаимодействия позволяет конкретизировать систему «личность— социальная среда» до системы «лич- ность—социальная группа».

Основной пусковой механизм активности в системе «личность—социальная группа» связан с наличием рассогласования между требованиями и возможностями ее составляющих. Рассогласование приводит к диахроничному существованию системы, когда социальной средой целенаправленно или спонтанно задаются новые требования, которым личность соответствовать в данный момент времени не может. Возможен вариант изменения требований к социальной среде со стороны личности. В этом случае также возможно возникновение диахронии, т. е. определенного временного процесса, в котором происходит согласование требований и возможностей составляющих элементов системы, ее качественное изменение и переход на другой уровень соответствия. Диахрония в определенный момент существования системы переходит в синхронию — такое функционирование, когда требования и возможности, различных составляющих системы согласованы. В этом случае возникает динамическое равновесие: требования со стороны одной составляющей системы, например, социальной среды, понимаются личностью и воспринимаются ею как возможность реализовать свои способности, учитывая динамику ситуации, свою индивидуальность и весь ситуативный контекст.

Социальная активность личности в момент диахронного существования системы «личность—социальная группа» может быть направлена на самоиз- менение, изменение средовых явлений или одновременно на то и другое. Эти направления определяются личностью по критериям доступности, оптимальности внутренних затрат и значимости изменений, по социальным ожиданиям участников взаимодействий, типичным применяемым стратегиям поведения, характерным для той или иной социальной группы и общества в целом и другим критериям.

Общий системный пусковой механизм социальной активности личности — наличие рассогласования между требованиями и возможностями личности и среды — протекает в форме разно­уровневых и разномодальных процессов когнитивного, эмоционального, оценочного, потребностно-мотивационного, социального планов. В зависимости от этого можно различать когнитивные, эмоциональные, мотивационные и социально-психологические механизмы инициации и разворачивания социальной активности личности. Кроме этого, можно выделить общесистемные механизмы, которые организуют слаженную работу всей системы «личность—социальная группа» и объясняют направление и специфику социальной активности личности. Механизмы социальной активности — это последовательные взаимосвязанные изменения в отдельных частях системы «личность—социальная группа», инициирующие и задающие направление и специфику изменений в других ее частях или во всей системе в целом.

Когнитивные механизмы социальной активности личности связаны, в первую очередь, с оценкой субъектом ситуации взаимодействия с социальным окружением как знакомой или новой. В знакомой ситуации актуализируется образ предыдущих социальных действий, приводящих к достижению определенного результата, и этот образ становится когнитивной основой реальных действий. Процесс может быть автоматизирован и плохо осознаваться. В этом случае свернутыми оказываются не только эффективные, но и ошибочные и ограниченные действия. Кроме того, автоматизация действий может быть плохо соотнесена с критической оценкой новизны ситуации, и тогда социальная активность может быть неадекватной и неоптимальной для ситуации, новизна которой субъектом не замечена и, соответственно, не понята.

Если представить любое изменение ситуации взаимодействия человека и социальной среды как проблемную ситуацию, то достижение оптимальности данного взаимодействия будет процессом преобразования проблемной ситуации, т. е. ее решением. Непредсказуемость динамичного взаимодействия с миром оказывает влияние на необходимость предвосхищения результатов собственной социальной активности. Человек, реализуя социальную активность для решения проблемы, формирует в своих репрезен­тациях несколько предвосхищенных вариантов разворачивания событий.

Социально успешные люди, по данным Д. Дёрнера, используют следующие когнитивные механизмы: представлива- ние (использование наглядно-действенных средств репрезентации и преобразования проблемной ситуации), понимание (активно пытаются понять суть собственного взаимодействия и различных переменных социальной ситуации), аналогию (абстракции соотносят с другими более конкретными или более абстрактными уровнями), рекурсия (психологическое структурирование задачи по типу многократного вложения ментальных пространств друг в друга, постепенное «погружение» в задачу путем неоднократного задавания себе вопроса «зачем?», позволяющее сформировать личностный смысл решения задачи социального взаимодействия и в то же время найти ее общее решение), варьирование (представление максимального разнообразия реализаций ментальных контекстов в терминах пространственных, лексических, семантических, прагматических и др. характеристик), мета- форизация (сравнения объектов разных по уровню обобщения репрезентаций), отрицание (сомнение в общепринятых знаниях) и др. [5].

Эмоциональные и оценочные механизмы социальной активности личности обеспечивают возможность заметить негативное влияние на личность несоответствия требований социальной среды внутренним инстанциям личности, а также оценить риски и потенциал диахронного развития инстанций личности в процессе социальных взаимодействий [24]. В результате субъективно значительного несоответствия формируются внутреннее напряжение и мотивационная структура социальной активности личности.

Менее значительные рассогласования между требованиями социальной среды и возможностями личности соответствовать им могут сопровождаться тревогой и стремлением ее оптимизировать. Особая роль в этом принадлежит эмоциональной устойчивости личности. Долговременная или остро переживаемая фрустрация, превышение потенциала эмоциональной и, в целом, психологической устойчивости личности приводит к тому, что направленность процессов взаимодействия человека и социальной среды меняется с обеспечения саморас­крытия и самоактуализации на обеспечение защиты внутренних личностных ориентиров социальной и индивидуальной активности, индивидуальных особенностей, выживания [20].

В социальной психологии традиционно изучались отдельные социально­психологические механизмы социальной активности личности, связанные с включением личности в группу. Наиболее общим социально-психологическим механизмом регуляции социальной активности личности является механизм социального контроля, конкретизирующийся в механизмах экспектаций, норм и санкций и действующий по принципу обратной связи, когда субъекты социального управления (лидер, малая группа, любая социальная группа и т. п.) реагируют на дестабилизацию социальной системы. Поскольку социальная активность личности проявляется вследствие ее включения в различные социальные группы, личность испытывает влияние нескольких социально-психологических механизмов. Результат их соотнесения зависит от согласованности и некон- фликтности требований различных социальных групп, в которые входит личность, а также от возможности личности быть гибкой в этом соотнесении и одновременно ориентированной на собственные внутренние ценностно-смысловые ориентиры.

Реализация системно-диахрониче­ского подхода к изучению социальной активности личности позволяет акцентировать исследовательское внимание на трех моментах: опыт и результаты взаимодействия личности с конкретной социальной группой в прошлом; специфика содержания этого взаимодействия в настоящем; антиципация содержания и результатов этого взаимодействия в будущем. Причем каждое из трех выделенных направлений должно рассматриваться как с позиции личности, так и с позиции группы, в терминах требований и возможностей им соответствовать. В результате получается, как минимум, шесть планов исследования, сравнительный анализ результатов которых и позволит определить направления социальной активности личности или группы и вероятность стабилизации или изменения этих направлений и содержания социальной активности. Комплексность исследования, объединяющего эти шесть планов, дает возможность раскрыть содержание и личностно-ситуационную и временную специфику социальной активности личности; становится возможным раскрытие социальной активности в диахронии, т. е. сквозь время и с учетом соотношения системных (личностно­средовых) рассогласований и согласований требований и возможностей ответа на эти требования.

Важным в системно-диахроническом подходе является вопрос о масштабе времени, который будет определен для анализа функционирования системы «личность—социальная группа». Возможно несколько вариантов ответа на этот вопрос. Первый, самый очевидный, связать временной этап, взятый для анализа, с временем существования специфичного взаимодействия личности и социальной группы. Этот вариант удобен, когда анализируется социальная активность личности в условиях, например, образовательных организаций, поскольку требования социальной группы здесь привязаны к этапу обучения, а специфика взаимодействия обучающихся и социальной среды школы определяется, в основном, социальной ситуацией развития (ведущим видом деятельности, психологическими новообразованиями и т. п.). Но социальная активность в условиях образования — это не единственный вид социальной активности личности. Исследователями выделены другие виды социальной активности личности, связанные с различными сферами проявления активности: профессией, карьерой, спортом, туризмом, культурой, развлечением, саморазвитием, дружбой, творчеством, интернетом, политикой, религией, волонтерством, хобби, семьей [6]. При анализе этих видов социальной активности затруднительно выделение четких этапов, поэтому масштаб времени анализа будет определяться в соответствии с другими критериями, наиболее общим из которых будет возникновение значительного для личности рассогласования ее возможностей или потребностей с требованиями социальной группы. В этом случае синхронное существование системы «лич- ность—социальная группа» нарушается. Некоторое время система существует диахронно, в результате или разрушается с переходом личности в другую группу и возникновением системы «личность—новая социальная группа», или переходит в другое качественно новое состояние, связанное в другими взаимодействиями внутри оставшейся группы. Психологический анализ социальной активности личности необходим во время как диахронного, так и синхронного существования системы, поскольку только сочетание информации о синхронии и диахронии даст возможность предсказать вероятность стабилизации или трансформации социальной активности личности или группы.

Таким образом, системно-диахро­нический подход в исследованиях социальной активности личности или группы позволяет проследить закономерности ее динамики, развитие системы, выбранной в качестве предмета анализа, раскрыть закономерности перехода неэффективной системы, неоп­тимальной деструктивной социальной активности на необходимый продуктивный уровень развития, предсказать возможные нелинейные траектории диахронного и синхронного процесса развития системы «личность—социаль- ная группа». Социальная активность личности в диахронии раскрывается как непрерывный процесс «сквозь время», с учетом прошлого опыта социальных взаимодействий личности и социальных групп, содержания и направления социальной активности личности и группы в настоящем и вероятностного развития социальной активности в будущем. Системно-диахроническое рассогласование требований и возможностей соответствовать им как со стороны личности, так и со стороны групп является базовым пусковым механизмом социальной активности, направленной на осознание этого рассогласования, поиск наиболее оптимальных социальных взаимодействий и установление динамического равновесия между требованиями и возможностями в системе «личность— социальная группа».

Финансирование

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 18-18-00298).

Литература

 

  1. Абульханова К.А. Методологический принцип субъекта: исследование жизненного пути личности // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 2. С. 5—18.
  2. Абульханова К.А., Кольцова В.А. Интеграция методологических принципов отечественной психологии на рубеже веков // Человек и мир. 2017. Т. 1. № 1. С. 6—52.
  3. Белан Е.А. Ситуационные предикторы активности личности. Saarbrucken: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. 140 с.
  4. Буртовая Н.Б. Коммуникативная компетентность личности и социально- психологические факторы ее развития: на примере студентов — будущих педагогов- психологов: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Красноярск, 2004. 23 с.
  5. Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2 т. М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2006. Т. 2. 432 с.
  6. Григорьев А.В. Отношение к социальной активности во взаимосвязи с субъектными характеристиками личности, направленностью реализуемой активности и социально-психологической адаптацией: дисс. … канд. психол. наук. Саратов, 2014. 178 с.
  7. Григорьев А.В. Субъектные характеристики личности в зависимости от степени проявления социальной активности [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 5. URL: http://www.science-education.ru/ ru/article/view?id=7166 (дата обращения: 02.05.2018).
  8. Григорьева М.В. Диахронический подход к исследованию социально- психологической адаптации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2013. Т. 13. № 1. С. 54—58.
  9. Григорьева М.В. Психологическая структура и динамика взаимодействий образовательной среды и ученика в процессе его школьной адаптации: дисс. … д-ра психол. наук. Саратов. 2010. 521 с.
  10. Гудкова Т.В., Матвеева Н.С., Матвеев К.А. Социальная активность как фактор формирования гражданской идентичности у студенческой молодежи // Сибирский педагогический журнал. 2016. № 4. С. 52—57.
  11. Джиоева О.Ф., Маргиева З.Г. Социальная активность как фактор социализации личности // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2010. № 2. С. 120—125.
  12. Кириленко Н.П. Формирование гражданской идентичности у подрастающего поколения: значение, структура, возрастные особенности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 16. № 4. С. 471—476.
  13. Логвинов И.Н. Психология эффективного лидерства: современные исследования курских психологов [Электронный ресурс] // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 2 (34). URL: http://scientific-notes.ru/en/undefined (дата обращения: 25.04.2018).
  14. Лунев Ю.А., Чернышев А.С. Социальное обучение молодежи: оптимальные условия, принципы, технологии. Курск: Издательство Курского государственного педагогического университета, 1999. 136 с. : ил., табл.
  15. Малышев И.В. Особенности социально-психологических и индивидуальных адаптационных характеристик личности подростков разных субкультур // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17. № 3. С. 308—313.
  16. Марцинковская Т.Д. Социальное пространство: теоретико-эмпирический анализ [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2013. Т. 6, № 30. С. 12. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 30.04.2018).
  17. Осипова Л.Б., Панфилова Е.А. Молодежная политика как фактор социального развития молодежи // Вестник Вятского государственного университета. 2014. № 15. С. 28—33.
  18. Погодина А.В., Есаулова К.С. Социально смелая личность в реальном общении и интернет-коммуникации: анализ представлений людей разного возраста // Социальная психология и общество. 2017. Т. 8. № 1. С. 38—55. doi:10.17759/ sps.2017080103
  19. Разумовский О.С. Диахрония [Электронный ресурс]. URL: http://www.chronos. msu.ru/TERMS/razumovsky_diakhronia.htm (дата обращения: 03.07.2018).
  20. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: ЁЁ Медиа, 2012. 66 с.
  21. Соколова Е.С. Структурный подход к пониманию мотивации социальной активности молодежи [Электронный ресурс] // Знание. Понимание. Умение. 2008. № 2. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/2/Sokolova/ (дата обращения: 02.05.2018).
  22. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Социальная активность личности (уровни, критерии, типы и пути ее развития) // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 4. С. 164—176.
  23. Субъектный подход в психологии / Под ред. А.Л. Журавлева, В.В. Знакова, З.И. Рябикиной, Е.А. Сергиенко. М.: Изд‑во «Институт психологии РАН», 2009. 619 с.
  24. Шамионов Р.М. Социализация личности: системно-диахронический подход [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2013. Т. 6. № 27. С. 8. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 21.04.2018).
  25. Шамионов Р.М., Григорьева М.В. Психология социальной активности молодежи: проблемы и риски. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2012. 384 с.: ил.

 

Информация об авторах

Григорьева Марина Владимировна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогической психологии и психодиагностики, Саратовский государственный университет, ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского», Саратов, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2541-2186, e-mail: grigoryevamv@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2161
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 25

Скачиваний

Всего: 942
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 3