Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8060Ключевые слова 19701 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

9 место — направление «Психология»

1,617 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,920 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Социальная психология и общество

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2221-1527

ISSN (online): 2311-7052

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/sps

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Волевые качества как предикторы значимости социальной активности студентов 164

Шамионов Р.М., доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной психологии образования и развития, Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, Саратов, Россия, shamionov@mail.ru
Григорьева М.В., доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогической психологии и психодиагностики, Саратовский государственный университет, ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского», Саратов, Россия, grigoryevamv@mail.ru
Григорьев А.В., кандидат психологических наук, психолог, ООО МИП "Техносферная безопасность", Саратов, Россия, muadibone@gmail.com

Аннотация

Рассматривается проблема определения детерминант социальной активности студентов. Предполагается наличие сходства и различий в субъектно-личностной детерминации направлений социальной активности студентов. В исследовании приняли участие 261 студент (средний возраст составил 20,11; SD=1,2; мужчин — 41%). Использована стандартизированная методика «Опросник волевых качеств личности» (М.В. Чумаков) и оригинальные шкалы для оценки направленностей социальной активности и субъективной оценки степени социальной активности студентов. Установлены наиболее (досугово-коммуникативная, образовательно-развивающая, активность в сфере саморазвития) и наименее (добровольческая, духовно-религиозная и социально-политическая) выраженные направленности социальной активности. Показано, что реализация различных видов социальной активности детерминирована разными комбинациями волевых качеств. Наиболее значимыми детерминантами различных видов социальной активности являются настойчивость и целеустремленность

Ссылка для цитирования

Финансирование

Работа выполнена в рамках проекта РНФ №18-18-00298.

Литература
  1. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): избр. психол. тр. М.; Воронеж, 1999. 224 с.
  2. Акбарова А.А. Социальная активность как элемент социального самоопределения молодежи // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4. № 1. С. 41—45.
  3. Арефьева Г.С. Социальная активность. М.: Высшая школа, 1974. 142 с.
  4. Васильева С.Н., Мазина О.Н. Теоретические предпосылки исследования проблемы формирования социальной активности молодежи [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2015. № 10. С. 1105—1108. URL https://moluch.ru/ archive/90/18707/ (дата обращения: 18.06.2018).
  5. Гунбина С.В. Модель развития социальной активности студентов в молодежных общественных объединениях // Вестник Бурятского государственного университета. 2014. № 1—3. С. 13—16.
  6. Гунбина С.В., Литвак Р.А. Проблема развития социальной активности студентов в современном обществе // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2014. № 3 (4). С. 86—88.
  7. Джиоева О.Ф. Социальная активность как фактор социализации личности // В мире научных открытий. 2015. № 7.1 (67). С. 483—493.
  8. Еремина Л.И. Соотношение креативности и социальной активности студентов в социально-преобразующей деятельности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4. № 2. С. 155—159.
  9. Киселёва Т.Г. Рефлексивно-аксиологический подход к формированию социальной одаренности и социальной активности подростков и молодежи // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2014. Т. 20. № 2. С. 136—141.
  10. Коган В.З. Понятие «активность личности» как категория социальной психологии // Некоторые проблемы личности. М.: Мысль, 1971. С. 69—82.
  11. Красильщиков В.В., Осетров М.А. Анализ активности студентов в социальной сети // Высшее образование в России. 2017. № 2. С. 52—62.
  12. Кудинов С.С. Социальная активность как основа самореализации личности // Акмеология. 2014. № S1—2. С. 124—125.
  13. Купрейченко А.Б., Моисеев А.С. Социальное самоопределение российского городского среднего класса // Учен. зап. ИМЭИ. 2011. № 2 (2). С. 71—84.
  14. Моисеев А.С. Психологические типы социального самоопределения представителей среднего класса московского региона [Электронный ресурс] // Информационно-гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2013. № 1 (январь—февраль). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/1/Moiseev_Social- Self-determination-Middle-Class/ (дата обращения: 14.04.2018).
  15. Перминова М.С. Специфика формирования социальной активности молодежи в условиях волонтерской деятельности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2016. Т. 16. № 1. С. 22—25.
  16. Рябикина З.И. Личность как субъект формирования бытийных пространств // Субъект, личность и психология человеческого бытия / Под ред. В.В. Знакова и З.И. Рябикиной. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. 384 с.
  17. Рябикина З.И., Богомолова Е.И. Взаимосвязь личностных характеристик пользователей социальных сетей интернета с особенностями их активности в сети // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 109. С. 1041—1057.
  18. Ситаров В.А., Моралов В.Г. Социальная активность личности (уровни, критерии, типы и пути ее развития) // Знание. Умение. Понимание, 2015. № 4. С. 164—176. doi: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2015.4.15
  19. Скорнякова Э.Р. Социальная активность учащихся в рамках деятельности детских общественных объединений // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2015. № 35. С. 113—117.
  20. Соколова Е.С. Социальная активность современной российской молодежи // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 1. С. 197—202.
  21. Чернышев А.С., Сарычев С.В. Секция «Социальное самоопределение и социальная активность: психологические проблемы молодежной политики» // Психологический журнал. 2011. Т. 32. № 5. С. 112—113.
  22. Чумаков М.В. Диагностика волевых особенностей личности // Вопросы психологии. 2006. № 1. С. 169—178.
  23. Шамионов Р.М., Григорьева М.В. Психология социальной активности молодежи: проблемы и риски. Саратов: Изд-во Сарат.ун-та, 2012. 384 с.
  24. Шамионов Р.М. Социальная активность личности и группы: определение, структура и механизмы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2018. Т. 15. № 4. С. 379—394.
  25. Шарковская Н.В. Социально-культурная активность — понятие современной социально-культурной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 3 (71). С. 116—121.
  26. Chan M., Guo J. The Role of Political Efficacy on the Relationship Between Facebook Use and Participatory Behaviors: A Comparative Study of Young American and Chinese Adults // Cyberpsychology Behavior and Social Networking. 2013. Vol. 16 (6). P. 460— 463.
  27. Pegg K.J., O’Donnell A.W., Lala G., Barber B.L. The Role of Online Social Identity in the Relationship Between Alcohol-Related Content on Social Networking Sites and Adolescent Alcohol Use // Cyberpsychology Behavior and Social Networking. 2018. Vol. 21 (1). P. 50—55.
  28. Savrasova-V’un T. Social networks and their role in development of civic activity of the Ukrainian youth // Communication Today. 2017. Vol. 8 (1). P. 104—112.
  29. Sherman L.E., Greenfield P.M., Hernandez L.M., Dapretto M. Influence Via Instagram: Effects on Brain and Behavior in Adolescence and Young Adulthood // Child Development. 2018. Vol. 89 (1). P. 37—47.

 

Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика