Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8379Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

9 место — направление «Психология»

1,617 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,920 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Социальная психология и общество

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2221-1527

ISSN (online): 2311-7052

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/sps

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Особенности национального самосознания армян, проживающих в России и в Армении 99

Морева Г.И., кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии, Институт психологии и педагогики, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия, gaga53@mail.ru
Курдоглян Г.М. , Психолог отделения медицинской реабилитации , ГАУЗ ТО «Городская поликлиника №12» , Тюмень, Россия, freenic97@yandex.ru

Аннотация

В статье представлены результаты исследования национальных особенностей армян, проживающих в Армении и в России (Тюмени), как одной из распространенных в России диаспор. На основе анализа теоретических и практических исследований были выдвинуты гипотезы, что армяне, проживающие и родившиеся в России, интегрируют особенности образа своего национального самосознания и особенности образа национального самосознания армян, проживающих и родившихся в Армении. Также мы полагаем, что в особенностях национального самосознания армян можно выделить характеристики, позволяющие им благополучно сосуществовать в культуре принимающей страны, демонстрируя стратегию интеграции. В исследовании приняли участие 95 человек (свободная выборка). В качестве метода исследования использовался семантический дифференциал. На основании полученных результатов делается вывод о наличии связи между объектами «Я армянин», «Армяне, проживающие в России» и «Армяне, проживающие в Армении», что означает сохранение своего национального самосознания. Другой важный вывод заключается в близкой связи объектов «Армяне, проживающие в России» и «Гражданин России». Армяне чувствуют себя гражданами России, что позволяет нам сделать вывод о демонстрации мигрантами такой стратегии аккультурации, как интеграция, которая позволяет им не только быть эффективными, но и сохранять этническую идентичность. Характеристиками, которые позволяют мигрантам успешно интегрироваться в обществе, по мнению армян, родившихся и проживающих в России, могут выступать: стремление помочь другим, заботливость, общительность, готовность прийти на помощь, чувствительность по отношению к другим.

Ссылка для цитирования

Литература

 

  1. Аполлонов И.А. Проблема личностной идентичности в контексте этнокультурной традиции // В мире научных открытий. 2011. № 11 (2). С. 704—714.
  2. Арутюнян С.М. Нация и ее психический склад. Краснодар: Краснодарский пед. институт, 1966. 271 с.
  3. Бабаян Р.Э. Особенности армянского национального характера в восприятии представителей разных культур // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2, Языкознание. 2010. № 2 (12). С. 208—212.
  4. Берри Дж., Пуртинга А., Сигал М., Дасен П. Кросс-культурная психология. Исследования и применение. Харьков: Изд-во гуманитарный центр, 2007. 570 с.
  5. Бороноев А.О. Сибирская ментальность и проблемы социокультурного развития региона. СПб: Изд-во Астерион, 2007. 520 с.
  6. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса М.: Наука, 1983. 412 с.
  7. Волчков Э.Г., Гредюшко О.П. Самосознание и национальное сознание в период ранней юности // Казанская наука. 2014. № 11. С. 322—324.
  8. Демирчян Д. Психологический портрет армянина [Электронный ресурс]. URL: http://www.yerevan.ru (дата обращения: 08.07.2019).
  9. Дугарова Т.Ц. Стратегии поведения личности в процессе межэтнической аккультурации // Материалы международной научно-практической конференции «Этнопсихологические проблемы в современном мире» (г. Благовещенск, 1 марта 2009 г.). Баговещенск: Изд-во Благовещенского педагогического университета, 2009. С. 73—82.
  10. Крупник Е.П. Национальное самосознание. Введение в проблему: монография. М.: Московский психолого-социальный ин-т, 2006. 135 с.
  11. Левкович В.П., Панкова Н.Г. Социально-психологические аспекты проблемы этнического сознания. М.: Наука, 1985. 290 с.
  12. Мкоян Г.С. Социокультурные ценности в современном армянском обществе: межпоколенный анализ: дис. … канд. соц. наук. СПб., 2016. 233 с.
  13. Папоян А., Багдасарян Н. О некоторых вопросах трудовой миграции населения Армении в Россию. Ереван: ЛУСАБАЦ, 1999. 10 с.
  14. Петросян С.Ф. Социально-психологические особенности формирования Армении и армянского народа как базы для моделирования имиджа страны. Историческое наследие и современность. Психология армянского народа как составная часть имиджа [Электронный ресурс]. URL: http://portalus.ru/ modules/psychology/print.php?archive=&category=2&id=1268250640&start_ from=&subaction=showfull&ucat=2 (дата обращения: 08.07.2019).
  15. Погосян Г.А. Армянское общество в трансформации. Ереван: ЛУСАБАЦ, 2003. 460 c.
  16. Сароян У. Армянин и армянин [Электронный ресурс]. URL: http://armenianhouse. org/saroyan/fiction-ru/armenian.html (дата обращения: 08.07.2019).
  17. Серебрякова Ю.А. Взаимодействие национального самосознания и национальной культуры // Вестник Бурятского Государственного университета. 2012. № 6. С. 61— 67.
  18. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебное пособие для вузов. 4-е изд., исп. и доп. М.: Аспект Пресс, 2009. 368 с.
  19. Фромм Э. Здоровое общество. М.: АСТ, 2007. 608 с.
  20. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб.: Алетейя, 2000. 240 с.
  21. Шмелев А.Г. и коллектив. Основы психодиагностики: Учебное пособие для студентов педвузов. Москва, Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. 544 с.
  22. Hoffman E., Muramoto S. Peak-Experiences Among Japanese Youth // Journal of Humanistic Psychology. 2007. № 47(4). P. 497—513.
  23. Hofstede G., Hofstede G.J., Minkov M. Cultures and Organizations: Software of the Mind. McGraw-Hill Education; 3 edition, 2010. 576 p.
  24. Osgood Ch.E., Suci G.J., Tannenbaum P.H. The measurement of meaning. Urbana: University of Illinois, 1957. 342 p.
  25. Sachs J.M., Levy S. The sentence completion test // Projective psychology / In Bellak L. (ed.). N.Y.: Knopf, 1950. P. 357—397.

 

Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика