Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8149Ключевые слова 19927 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Социосфера

Издатель: ООО Научно-издательский центр «Социосфера»

ISSN: 2078-7081

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Деструктивные идеологические и социально-психологические аспекты потребительства 623

Дорошин Б.А., кандидат исторических наук, Пензенская государственная технологическая академия, Пенза, Россия
Дорошина И.Г., кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Пензенской государственной технологической академии, Пенза, Россия

Аннотация

In clause some ideological and socially psychological aspects of concepts of a society of mass consumption, connected with a modern Russian masscult and process of globalization are considered. Problems of crisis of values and alienations are mentioned.

Ключевые слова: society of mass consumption, masscult, globalization, values

Рубрика: Психология

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В 60-х гг. XX в. учёные США положили начало разработке социологических мо­делей «общества потребления», «общества массового потребления», «общества изоби­лия». Ныне критическое переосмысление данной проблематики актуально в контексте текущих буржуазных преобразований в России и её интеграции в систему транснацио­нального монополистического капитализма.

К. Маркс объяснял происхождение социально-психологического феномена потреби­тельства спецификой труда в капиталистическом производстве. Отличаясь глубоким раз­делением, автоматизмом и отчуждением, такой труд обедняет и опустошает работников, обусловливает доминирование в их мотивациях примитивного гедонизма и товарного фетишизма. В глазах людей «…их собственное общественное движение принимает фор­му движения вещей, под контролем которых они находятся, вместо того, чтобы его кон­тролировать». [4. С. 85]. В условиях, когда вещи и механика их движения воспринима­ются в качестве факторов, определяющих бытие человека, духовная сфера вытесняется за пределы общественно значимого. Идеология «потребительского общества» предпола­гает, что изобилие вещей ведёт к утрате для большинства населения привлекательности духовных ценностей, что наслаждение сытой праздностью и механизированным ком­фортом будет составлять основное содержание жизни трудящихся. Д. Белл доказывал, что НТР и рост благосостояния делают идеологию, являющуюся «ненаучной» формой духовной деятельности, излишней. Дж. Гелбрейт критически характеризовал пренебре­жение гуманитарными вопросами со стороны монополий, пробелы в системе образова­ния, особенно художественного, подчинённого «интересам декоративности и развлека­тельности», «иллюзии и фантазии» общества потребления, исключающие эстетические идеалы, выражающие извечное стремление человечества к гармонизации общественных отношений.

Литература
  1. Балабаева З. В. Идеология социального глобализма: Критический анализ доктрины Римского клу­ба. – Киев, 1989.
  2. Гелбрейт Дж. Экономические теории и цели общества. – М., 1979.
  3. Каримский А. М. Социальный биологизм: природа и идеологическая направленность. – М., 1984. 
  4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Т. 23.
  5. Современные буржуазные концепции общественного прогресса: Критический анализ. Научно-аналитический обзор. – М., 1987.
  6. Щученко В.А. Новые тупики старых идей. Критические очерки рационалистических и романти­ческих воззрений. – Л., 1982.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика