Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Социосфера

Издатель: ООО Научно-издательский центр «Социосфера»

ISSN: 2078-7081

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Психологические особенности общения как вида деятельности: педагогическое общение 957

Орлова М.А., Государственный университет – Высшая школа экономики, Москва, Россия

Аннотация

The article dwells upon the description of psychological peculiarities of communication process. Communication is defined as a process which is generated by requirements for joint activity of people. The specific character of educational communication is caused by various social and functional positions of subjects of communication process.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Как научная категория общение принадлежит к психологии человеческих взаимо­отношений. В определении понятия «общение» можно выделить несколько подходов: 1) общение как форма взаимодействия [1]; 2) общение как процесc [2]; 3) общение как деятельность [3]. В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания; коммуникативная сторона общения со­стоит в обмене информацией между людьми (общаясь, люди обращаются к языку как одному из важнейших средств общения.); интерактивная сторона заключается в орга­низации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, рас­пределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждение собеседника. Так, коммуникативная сторона общения предполагает обмен информацией между дву­мя индивидами. Специфика этого процесса в том, что, в отличие от информационного процесса в кибернетике здесь решающее значение имеет ориентация партнеров друг на друга, т. е. на установки, ценности, мотивы каждого из них как активного субъекта. По­этому имеет место не простое «движение» информации, но ее уточнение и обогащение. Суть коммуникационного процесса не простое взаимное информирование, но совмест­ное постижение предмета, поэтому в нем представлены в единстве деятельность, обще­ние и познание. Интерактивная сторона общения представляет собой построение общей стратегии взаимодействия и раскрывается в способах обмена действиями, что означает необходимость согласования планов действия партнеров и анализ «вкладов» каждого участника. Большое значение имеет сам тип взаимодействия между людьми: коопера­ция или конкуренция и особый случай взаимодействия – конфликт. В отечественной социальной психологии интерактивная сторона общения традиционно рассматривает­ся в контексте различных форм организации совместной деятельности, что позволяет учитывать содержательный характер общения. Персептивная сторона общения включа­ет в себя процесс формирования образа другого человека, его восприятие, познание и понимание, что достигается «прочтением» за «занавесом» физических характеристик человека его психологических особенностей и особенностей его поведения. Основны­ми механизмами познания другого человека являются идентификация (уподобление) и рефлексия (осознание того, каким воспринимают субъекта познания другие люди). В процессе межличностного восприятия возникает ряд «эффектов»: первичности и новиз­ны (предъявления информации), «ореола», стереотипизации и т. д. Они в особой степени проявляются при формировании первого впечатления о человеке, где весьма высока роль установки. Специфической характеристикой персептивной стороны общения является наличие атрибутивного процесса – приписывания другому человеку, как причин его по­ведения, так и личностных черт. При восприятии и познании другого человека большую роль играет эмоциональная регуляция этого процесса, вызывающая явление аттракции – возникновения привлекательности партнера по общению. Проблемой остается точность межличностного восприятия, поскольку, в отличие от восприятия физических объектов, здесь отсутствуют объективные критерии оценки. Своеобразным средством повышения точности межличностного восприятия является развитие персептивной компетентности при помощи социально-психологического тренинга.

Литература
  1. Столяренко, Л. Д. Психология и педагогика в вопросах и ответах / Л. Д. Столяренко, С. И. Самы­гин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 576 с.
  2. Петровский, А. В. Введение в психологию / А. В. Петровский. – М.: Издательский центр Акаде­мия, 1995. – 576 с.
  3. Cлободчиков, В. И. Психология человека: введение в психологию субъективности / В. И. Cлободчиков, Е. И. Исаева. – М: Школа-Пресс,1995.
  4. Семина, Л. И. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания/ Л. И. Семина. – М.: Бонфи, 2002. – 408 с.
  5. Реан, А. А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. – СПб.: Питер, 2002. – 432 с.
  6. Стефановская, Т. А. Педагогика: наука и искусство. Учебное пособие / Т. А. Стефановская. – М.: Совершенство, 1998. – 460 с.
  7. Немов, Р. С. Общие основы психологии. Учеб. Для студентов высш. пед. учеб. заведений / Р. С. Немов: в 2 кн. – Кн. 1. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 576 с.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика