Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Социосфера

Издатель: ООО Научно-издательский центр «Социосфера»

ISSN: 2078-7081

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Дискурс гендерного экстремизма 694

Бутаева М.А., Дагестанский государственный университет, Россия
Полный текст

Экстремизм – это приверженность к крайним взглядам и действиям, которые порожда­ются различными факторами: социально-экономическими коллапсами, падением жизнен­ного уровня людей, кризисом в развитии политических институтов и структур, борьбой с инакомыслием и национальной идентичностью, стремлением социально-политических структур и их лидеров осуществлять выдвинутые ими идеи и низвергать старые и многие другие факторы.

Гендерные дискурсы варьируются в зависимости от культурно-исторического време­ни и пространства. Образы предпочтительного и желательного, должного и недолжного, приемлемого и неприемлемого для гендерных отношений в современном обществе суще­ственно трансформировались. В настоящее время гендерное измерение получают все уров­ни общества, поэтому категория «гендер» оказывается в фокусе внимания различных наук. Феномен гендерного дискурса, будучи междисциплинарным по своим базовым свойствам, интересует и представителей социальной философии, социологии, социальной психологии, культурологии, экономической и юридической наук.

В гендерном дискурсе можно выделить маскулинистские и феминистские течения. Эти организации являются яркими представителями гендерного экстремизма. В идеологическом и политическом планах они отрицают всякое инакомыслие, пытаются четко и жестко утвер­дить свою систему идеологических и политических взглядов, навязать их любой ценой сво­им оппонентам, требуя от своих приверженцев повиновения и исполнения их инструкций и приказов. Маскулинистские и феминистские экстремисты обращаются не к разуму, а к чувствам и предрассудкам людей, пропагандируют идеи, которые рассчитаны не на опреде­ленные знания, а на примитивное сознание и инстинкты людей. Они выступают против стабильности общественных структур и институтов, низвержения их для достижения своих целей. Они отрицают какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения, уступки, ультима­тивно выдвигают свои требования, зачастую делают заложниками те массы людей, которые поддерживают эти движения.

Важно отметить, что если единичные феминистские взгляды впервые начинают озву­чиваться как протест против патриархальных установок в классической традиции фило­софствования, то к середине XX века феминистское движение, пропагандируя борьбу за равные политические, социальные (насилие, разводы, аборты) и другие права с мужчинами, носит уже массовый характер. Иногда в феминистском движении явно выделяются взгля­ды крайней экстремистской направленности: мужененавистническая про­паганда, призывы к открытой гендерной войне с непримиримой конф­ронтацией двух полов. Вообще можно отметить, что феминистское движение никогда не имело хорошо структурированной идео­логии и единой политической программы.

Становление маскулинистского движения приходится на конец XX века (Марк Тугуд, Кен Виб). Его массовый характер проявился в конце 90-х годов прошлого века, когда на него обратил внимание его идеологический противник – феминизм. Под маскулинизмом по­нимаются дружественные по отношению к мужчинам концепции для понимания социаль­ных проблем; признание и устранение предубеждений и дискриминации против мужчин; дополнительная и иногда оппозиционирующая феминизму точка зрения; мировоззрение, утверждающее и предписывающее характер естественности мужскому доминированию в обществе.

Маскулинистское движение, как и феминистское, делится на несколько различных на­правлений (консервативное, мифопоэтическое, либеральное течения, отцовские органи­зации и собрание вооруженных мужчин). Основные цели маскулинистского движения в различных его проявлениях: защищать традиционные ценности, противодействовать раз­рушительному влиянию феминизма и либерализма, пробуждать в мужчинах героический дух их предков, вспоминать о былом и о подлинной мужской славе и чести, выступать за восстановление нарушенных прав отцов на их детей и их опеке, защищать права мужчин во всех областях жизни.

Существуют и такие направления в маскулинистском движении, как движение против призыва в армию, против принудительного отцовства, против дискриминации в бракораз­водном процессе. В организации вооруженных мужчин считают, что подлинные американ­ские ценности находятся под угрозой, что правительство ничего не предпринимает для их защиты и что скоро наступит время, когда нужно будет применить оружие и защитить эти ценности.

В настоящее время в идеологии маскулинистского движения превалируют прочные и устойчивые стереотипы о месте и роли современных мужчин в обществе, которые помога­ют бороться с феминистскими происками вторгнуться в экономическую и правовою систе­му общества с укорененной феминистками цензурой.

Мужские активисты по-прежнему не имеют доступа к СМИ, их книги под разными предлогами отказываются печатать в мировых издательствах, в то время как феминстски­ми изданиями с неприкрытой ненавистью к мужчинам, с призывом к постоянной борьбе с мужчинами пестрят полки магази­нов. Используя законодательство своих стран, трибуны университетов, центральные СМИ, феминистки борются против маскулинистского движе­ния и против мужчин. Так, отцовские организации они обвиняют в том, что мужчины, уча­ствующие в их работе и борющиеся за права отцов, опеку над своими детьми, просто хотят добиться отмены алиментов на своих детей.

Эта гендерная война полна непримиримой конфронтации. Маскулинстское движение с трудом пробивает себе дорогу, но его уже услышали, несмотря на жесткую цензуру. На их взгляд, эти организации снабжают общественность правдивой и непредвзятой информа­цией о состоянии отношений между мужчинами и женщинами, об их правах и реализации этих прав на практике в современном мире. Они добиваются в судах отмены алиментов на не своих детей, борются против лжеобвинений в сексуальных домогательствах, различных форм дискриминации мужчин в современном мире.

Итак, данная конфронтация обоих полов в современных гендерных отношениях при­водит к ситуации, когда данные отношения становятся дисгармоничными, характеризуют­ся гендерной эклектикой (смешением ролей, стереотипов, ментальных конструктов), что, в свою очередь, мешает становлению гендерного партнерства как самого приемлемого буду­щего гендерного идеала для развития современного общества.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Синельников А. Мужское тело: взгляд и желание. Заметки к истории политических технологий тела в России // Гендерные исследования. – 1999. – № 2.
  2. Здравомыслова Е., Темкина А. Кризис маскулинности в позднесоветстком дискурсе // О мужествен­ности / под ред. С. Ушакина. – М., 2002.
  3. Воронина О. А. Феминизм и гендерное равенство. – М., 2004.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика