Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8428Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Социосфера

Издатель: ООО Научно-издательский центр «Социосфера»

ISSN: 2078-7081

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Русско-персидский учебный словарь фазовой парадигматики русских глаголов 1329

Голандам А.К., Гилянский государственный университет

Аннотация

In article it is told the new Russian-Persian dictionary which gives fuller information on grammatic forms of Russian verbs.

Ключевые слова: Russian, Persian language, author, verb, dictionary

Рубрика: Филология

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В персидском языке по сравнению с русским языком очень мало глагольных приставок, и они не столь значительно изменяют лексическую семантику глаголов, к которым они при­соединяться. В персидском языке есть два префикса, выражающих аспектуальное значение. Префикс mi-, придающий глагольной форме значение длительности, многократности, при­соединяется к следующим глагольным формам: настояще-будущее время изъявительного наклонения; прошедшее длительное время изъявительного наклонения; длительный пер­фект изъявительного наклонения. Префикс be-, напротив, обозначает однократность, завер­шённость, и может употребляться в формах настояще-будущего времени сослагательного наклонения. Таким образом, передавать глагольные приставки русского языка по средством приставок в персидском языке на персидский очень трудно. Сегодня не существует дву­язычных русско-персидских словарей, которые могли бы передавать все грамматические и семантические аспекты глаголов русского языка на персидский язык. Отсутствие таких учебных словарей создаёт для иранских студентов многочисленные трудности при обуче­нии глагольных приставок и категории вида русского языка.

Целью настоящей статьи является презентация проекта одного из таких новых слова­рей – «Русско-персидского учебного словаря фазовой парадигматики русских глаголов». Лексикографическое описание русской глагольной лексики – насущная задача современной лингвистики. В качестве такой прогрессивной лингвистической теории в основу концеп­ции предлагаемого нами словаря была положена теория фазовой членимости глагольного процесса, выдвинутая и обоснованная О. М. Соколовым [13]. Как известно, лексикография подразделяется на теоретическую и практическую, включающую в себя создание словарей, а также накопление и хранение первичных словарных материалов [6]. Учебная лексикогра­фия – комплексная лингвометодическая дисциплина, ориентированная, прежде всего, на создание учебных словарей для лиц, изучающих русский язык как иностранный. Учебные словари могут быть двух типов: ориентированные на язык и ориентированные на пользова­теля. Задача учебных словарей, ориентированных на пользователя, состоит в лексикографи­ческом представлении данных, которые зафиксированы в словарях первого типа, препари­рованных с учётом конкретных особенностей нерусского читателя [10, с.34].

Литература
  1. Аверьянова Г. Н. Русские глагольные приставки. – М.: Русский язык, 2008.
  2. Валгина Н. С., Розенталь Д. Э., Фомина. М. И. Современный русский язык. – М., 2002.
  3. Ласкарева Е. Р. Чистая грамматика. – С.: Златоуст, 2009.
  4. Лесани Х. Новое учение русского языка. – Т.,1999.
  5. Лебедева М. Н. Карманная грамматика русского языка для иностранцев. – М.: Русский язык, 2003.
  6. Морковкин В. В. Некоторые утверждения из области теории учебной лексикографии // Русский язык и литература в общении народов мира: проблемы функционирования и преподавания. – М.: Русский язык, 1990. – С. 182–192., 2001.– № 2.– С. 130–137.
  7. Овчинникова И. К. Русско-персидский словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1965.
  8. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. – М.: РАН; Институт русского языка им. В. В. Вино­градова, 2008
  9. Петров А. В. Гнездовой принцип описания композитов в учебном процессе // Филологические сту­дии. –  2001. – № 2. – С. 130–137.
  10. Проблемы учебной лексикографии и обучения лексике. – М.: Русский язык, 1978. – 192 с.
  11. Рубинчик. Ю. А. Персидско-русский словарь в двух томах. – М., 1983.  
  12. Скворцова Г. Л. Употребление видов глагола в русском языке: Учебное пособие для иностранцев, изучающих русский язык. – М.: Русский язык, 2008.
  13. Соколов О. М. Основы имплицитной морфологии русского языка. – М.: Изд-во РУДН, 1997. – 203с.
  14. Эндрюс Э. Н. Русские глагольные приставки. Практикум. Продвинутый уровень. – М.: Русский язык, 2009.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика