Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20236 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Социосфера

Издатель: ООО Научно-издательский центр «Социосфера»

ISSN: 2078-7081

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Социально-педагогические аспекты формирования творческой активности подростка в условиях современной образовательной системы школы искусств 598

Филиппова Е.А., Детская школа искусств № 2 имени А.И. Островского г. Сызрань, Россия
Полный текст

Во все времена общепринятым было мнение, что система образования, особенно до­полнительного, выполняет заказ общества на образовательные услуги, и это положение педагогики осталось неизменным и сегодня. В частности, в докладе Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном этапе» говорится, что «…развивающе­муся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбы страны, за ее социально-экономическое процветание» [2]. 

Изменения, происходящие в современном обществе, в значительной степени опреде­ляют особенности и необходимость внесения преобразований в деятельность учреждений дополнительного образования. Реальная жизнь в условиях рыночной экономики выдвинула на первый план совершенно другие, непривычные ценности и ориентиры. Изменившаяся ситуация потребовала пересмотра взглядов и убеждений, которые казались незыблемыми, выработки своего отношения к происходящему, принятия совершенно иного образа жизни.

Сегодня в значительной степени возросла ответственность каждого человека за свою судьбу в ее социальном, профессиональном и личностном значении. Переход к новой систе­ме экономических взаимоотношений для многих людей стал сложным барьером в контексте преломления своего видения мира, приложения своих сил в конкретной сфере складываю­щихся взаимодействий. От активности и самостоятельности применения интеллектуальных и профессиональных качеств, способности проявлять гибкость и нестандартность в реше­нии проблем зависит то, как сложится профессиональная карьера, а также жизнь человека.

Следствием этого является увеличение возможности и необходимости повышения творческого потенциала каждого человека. Лидирующее положение в современной социо­культурной ситуации занимает личность, способная преодолеть возникающие трудности и, таким образом, найти свое социальное и профессиональное место, а в случае необходимо­сти создать его, проявляя волю и активность.

Таким образом, рейтинг качеств личности, предопределяющих успешность ее социаль­ной и профессиональной адаптации, в настоящее время перераспределяется в пользу тех, кто характеризуется проявлением творческой активности, способностью грамотной оцен­ки ситуаций и быстрого нахождения компетентного решения. Уникальность данного про­цесса в том, что все явные и скрытые потенциальные возможности обеспечивают работу развитого дивергентного мышления, основанного на стратегии поиска множества решений одной единственной задачи. С этой точки зрения становится объяснимой складывающаяся тенденция появляющихся инновационных технологий по обеспечению направленности на творческое развитие личности.

Данная проблема – одна из традиционных и наиболее значительных в педагогике [1]. Происходящие общественные преобразования в еще большей степени повышают ее акту­альность. Развитие творческой активности личности отличается сложностью и длительно­стью. Этому процессу присущи свои специфичные особенности, которые существуют в ди­намике как определенные тенденции.

В подростковом возрасте формируются закономерности протекания всех составляю­щих процесса творческой активности, и определяется специфика качественного перехода от ситуативной творческой активности к личностной. По этому поводу С. Л. Рубинштейн писал, что ключевым звеном в спирали развития способностей является реализация воз­можностей, осуществляемая в деятельности [3].

Анализ психолого-педагогической литературы и специально проведенные исследования показали возможности создания различных моделей подготовки личности к творческой дея­тельности и развития творческих задатков. Общность педагогических подходов наблюдает­ся в признании личности субъектом творчества, что позволяет называть все имеющиеся тео­ретические и практические модели творческого развития – личностно-ориентированными.

Модернизация традиционной системы образования стала мощным фактором самовы­ражения учащихся. Гибкость дополнительного образования детей позволяет обеспечить условия для формирования социальных и профессионально значимых качеств личности и ее дальнейшего творческого развития. Но в сложившейся социокультурной ситуации само­реализация подростков ограничивается следующими противоречиями между:

  • стремлением общества выйти на качественно новый уровень культуры и возникшим вакуумом духовности, который обусловливается прагматической идеологией части социума, чье влияние нередко испытывает подросток;
  • существующими потребностями подрастающего поколения в творческом развитии и устаревшими методами, технологиями, содержанием образовательного поля, не имеющими в основе научно-методологической платформы;
  • нравственным потенциалом подростков и несформированностью условий для реаль­ного выхода их на социально значимую сферу проявления;
  • восприятием близким окружением учащегося через призму успеваемости и само­бытностью и целостностью личности.

Очевидно, следствием этих противоречий становится задержка личностного развития подростков и юношества, невозможность наиболее полно реализовать себя в значимом со­обществе и деятельности.

Осознание администрацией и педагогическим коллективом ДШИ № 2 им. А. И. Остров­ского г. Сызрани необходимости интенсификации процесса обучения, повышения мотива­ции и создания культуросообразных условий для развития креативных личностей повлекло за собой возможные пути развития учреждения согласно новой миссии школы, направлен­ной на создание благоприятной среды для раскрытия творческого потенциала, культуры, самореализации и жизненного успеха учащихся через искусство. 

В данных условиях ДШИ № 2 им. А.И. Островского взяла на себя функции единой координационной системы всех составляющих инновационного комплекса. Школа сегодня − это многоуровневая инфраструктура, адаптированная к новым условиям современного общества, обобщающая передовой опыт преподавателей и мобилизирующая ресурсный по­тенциал в новое качество. 

Важной составляющей многогранного процесса становится социальная востребован­ность, которая способствует вовлечению в создание единого социокультурного простран­ства всех социальных и возрастных слоев и структур микрорайона.

Основную функцию в развитии этого направления на протяжении 16 лет выполняет «Детская филармония» школы. Силами учащихся и преподавателей ведется большая кон­цертная деятельность. Постоянно действующие абонементы рассчитаны на разновозраст­ную зрительскую аудиторию. «Музыкальный теремок» – для самых маленьких слушателей, воспитанников детских садов и младших классов школ; «Музыкальный салон» – эстетиче­ский курс интерактивных занятий по мировой художественной культуре для учащихся стар­ших классов общеобразовательных школ; «Музыкальные встречи» – абонемент семейного отдыха, концерты которого проходят в форме литературно-музыкальных композиций, твор­ческих вечеров; «В концертном зале» – тематические музыкально-литературные компози­ции, посвященные знаменательным датам и событиям, вечера досуга и отдыха. В 2008/09 уч. г. в рамках «Детской филармонии» было проведено 48 концертов, зрительская аудитория составила 6420 человек. 

Филармоническая деятельность школы включает не только концертные абонементы, реа­лизующиеся в стенах школы, но и большую по объему выездную концертную деятельность.

Творческие коллективы школы участвуют во всех городских программах, удовлетво­ряют творческий запрос промышленных предприятий, общественных и образовательных учреждений согласно договорам о сотрудничестве (всего 36 договоров), тем самым рас­ширяется информационная среда учреждения, растет популярность и востребованность концертно-выставочной деятельности школы.

Активная в режиме нон-стоп филармоническая деятельность действует благодаря высо­кому потенциалу творческих коллективов школы, имеющих крепкий состав исполнителей, постоянно обновляющийся концертный репертуар. Дети – участники творческих коллек­тивов – имеют постоянную концертно-творческую практику. В школе стабильно работают 22 творческих коллектива, 5 – имеют звание образцовых художественных. Большинство из коллективов лауреаты международных, всероссийских и областных конкурсов и фестивалей, они являются визитной карточкой города и области. География концертных и конкурсных вы­ступлений широка: Москва, Калининград, Мурманск, Волгоград, Ярославль, Ялта, регионы Поволжья, города Самарской губернии, Франция, Германия, Италия. Участники коллективов – это не только учащиеся школы, но и выпускники, которые с удовольствием посещают заня­тия, продолжая творческую деятельность, создают традиции преемственности.

Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что данное направление в школе искусств способствует раскрытию творческого потенциала и культуры учащихся, поэтому обеспечи­вает условия для формирования социальных и профессионально значимых качеств лично­сти и дальнейшего развития творческой активности подростка.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. – Ростов-на-Дону: изд. Рост. ун-та, 1983. – С. 176. 
  2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 годы. – Москва, Распоряжение № 1340. – ред. от 03.09.05 г. 
  3. Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы философии. – 1989. – № 4. – С. 89–92. 
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика