Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Социосфера

Издатель: ООО Научно-издательский центр «Социосфера»

ISSN: 2078-7081

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Институт ответственности за нарушения авторских прав в России (исторический аспект) 745

Шевченко А.В., Российская таможенная академия, Тула, Россия
Полный текст

Начало становления института защиты авторского права в России было связано с разви­тием книгоиздательского дела, когда в 1771 г. была выдана первая привилегия на открытие частной типографии, в 1783 году законодательно введено общее разрешение на открытие частными лицами «вольных» типографий. Однако в 1776 г. была отменена свобода книго­печатания с одновременным введением государственного надзора за содержанием издавае­мых книг «… учредить Ценсуру, изъ одной духовной и двухъ свътскихъ особъ составляе­мую» [4, c. 933.].

В 1800 году правила надзора за российскими книгами были упорядочены и введён за­прет на ввоз из-за границы иностранных музыкальных и литературных произведений.   

Отсутствие информации о достижениях науки и техники в иностранных государствах породило замедление развития отечественной науки, в связи с чем запрет на ввоз иностран­ной литературы и произведений искусства менее чем через год был отменён, с одновремен­ным разрешением открывать частные типографии.

В этот период времени привилегии на издание произведений выдавались не их авторам, а издателям, поэтому отношения между авторами и издателями законодательно не регули­ровались, а государство лишь осуществляло контроль над содержанием книг, не проверяя наличие прав у издателей на печать литературных произведений. Выдавая издателю раз­решение на печатание книг, первоначально цензура не интересовалась правами издателя на издаваемые им произведения.

Появление в первой четверти 19 века неоднократных случаев введения «общества в заблуждение относительно авторов распространяемых книг, вынудили правительство при­нять соответствующие меры» [9, с. 127.].

Поэтому в 1816 г. Министерством народного просвещения издаётся распоряжение об обязанности представления на цензуру произведений вместе с доказательствами прав из­дателей на них. Таким образом, впервые вопрос о правах издателя был поставлен в зависи­мость от авторских прав издаваемых его произведений.

С 1816 г. государство начинает признавать наличие авторского права, однако первое за­конодательное урегулирование авторских прав по-прежнему связано с законодательством о цензуре.

В апреле 1828 года принимается новый Цензурный Устав, в котором впервые выделяет­ся отдельная глава, касающаяся прав сочинителей и издателей, и в её развитие «Положение о правах сочинителей».

Данными нормативными актами впервые в России на законодательном уровне при­знаётся исключительное право собственности автора на произведение, как «имуществомъ благопрiобрътеннымъ» [5, с. 475.]. Автору предоставлялось пожизненное  пользование сво­им правом в виде издания и продажи своих произведений. Права автора становятся объек­том наследования, где наследники в течение 25 лет со дня смерти автора пользовались теми же правами, что и сам автор. По истечении указанного срока произведения становились общедоступными.

Данным Положением вводится понятие нарушения авторского права.

Нарушением прав автора признаётся поступок, связанный с изданием сочинения ав­тора без его разрешения, либо без разрешения его законных наследников, в том числе и в случае, если изменены название книги, её предисловие, замечания «… и тому подобнаго, каковый поступокъ называется контрафакцiею» [5, с. 478.], а также перевод сочинения с приложением оригинального текста.

Несмотря на признание государством права собственности автора на своё произведе­ние и указание на недопустимость нарушения его прав, ответственность за нарушение ав­торских прав для сочинителей отсутствовала.

В отличие от авторов произведений права издателей строго защищались. В случае на­рушения прав издателя такое лицо подвергалось наказанию в виде оплаты суммы, равной двойной стоимости затрат, необходимых для печати 1200 экземпляров контрафактных со­чинений, а также суммы, равной двойной сумме полученной нарушителем прибыли от про­дажи таких произведений с конфискацией таких сочинений в пользу законного издателя.

Необходимость в дополнении Положения от 1828 года послужила основанием в утверж­дении 8 января 1830 года нового Положения о правах сочинителей, переводчиков и изда­телей, которое регулировало вопросы охраны также и статей в периодических изданиях, альманахов, частных писем и записок, хрестоматий, учебников и словарей. Срок охраны произведения после смерти автора составлял 35 лет.  

В данном Положении раскрывается понятие контрафактора, т. е. нарушителя прав ав­тора, переводчика и издателя. «… никто не долженъ нарушать правъ Сочинителя, Пере­водчика, или перваго Издателя, и безъ воли его, или же его наслъедниковъ, или тъхъ лицъ, коимъ сiи права переданы законнымъ порядкомъ, перепечатывать его произведенiя или книги, имъ первым изданныя, хотя бы то было и съ переводомъ на другой языкъ, или съ присовокупленiемъ инаго заглавiя, предисловiя, пръемичанiй и тому подобнаго. Наруши­тель сего признается самовольнымъ Издателемъ (контрафакторомъ)» [5, с. 18.], так же при­знаётся нарушением права автора издание без согласия автора произнесённую либо прочи­танную публично речь или сочинение.

В случае самовольного издания произведения нарушитель подвергался обязанности возмещения законному издателю всех убытков, оплатой упущенной выгоды и конфискаци­ей контрафактных сочинений в пользу законного издателя.

Однако в отличие от Положения от 1828 г. Положение о правах сочинителей, перевод­чиков и издателей 1830 года относит издание чужого сочинения под своим именем к поня­тию подлога, и нарушитель наказывается взысканием «въ пользу обиженнаго» [6, с. 20.] с одновременным приданием нарушителя суду как за издание произведений без разрешения органов Цензуры. Одновременно данным положением вводились правила и порядок рас­смотрения споров, связанных с определением права собственности на произведения.

Дальнейшее развитие авторского права в Российской империи связано с расширением охраняемых результатов интеллектуальной деятельности авторов и «… признаваемых за­коном авторских правомочий» [10, с. 35.].

9 января 1845 года было признано исключительное право автора на издание, воспро­изведение и продажу музыкальных произведений. Принятым положением правовая охрана прав авторов музыкальных произведений была приравнена к правовой охране, установлен­ной для авторов книг, переводчиков и издателей.

Размеры взыскания за нарушение авторских прав музыкальных произведений стави­лись в зависимость от совершённого нарушения. В случае самовольного издания чужого музыкального сочинения без согласия автора виновные подвергались взысканию как за на­рушение прав авторов литературных произведений. В случае незаконного публичного ис­полнения чужого музыкального  произведения нарушители подвергались двойному взыска­нию полученной прибыли.

В 1848 г. законодательно признано исключительное право на художественную собствен­ность, а в 1857 году срок охраны литературной, музыкальной и художественной собствен­ности авторов был увеличен до 50 лет со дня смерти автора. 

В связи с тем, что вышеуказанные положения являлись частью Цензурного устава, а защита авторского права осуществлялась на основе его норм, поэтому лишь 15 августа 1845 году Уложением о наказаниях уголовных и исправительных была введена уголовно-правовая охрана прав авторов литературных, музыкальных и художественных произведений.

Охрана авторских прав предусматривалась нормами главы «О присвоении учёной или художественной собственности», включённой в раздел преступлений против собственности.

При этом целью данных норм являлись в первую очередь защита интересов авторов от посягательств на их исключительные права.

Так ответственность за издание незаконно присвоенного чужого литературного или ху­дожественного произведения, произведения наук, искусств выражалась в наказании в виде лишения «всех особенных прав и преимуществ, ссылку в одну из отдалённых губерний, либо отдачу в рабочий дом» [7, с. 999.] с обязательным возмещением причинённых ущерба и убытков.

В 1887 году право собственности на произведения наук, литературы, художеств и ис­кусств были перенесены из Цензурного устава в часть первую ХХ тома Законов Граждан­ских Свода законов Российской Империи. Нормы Гражданского Свода содержали понятия литературной, художественной и музыкальной собственности и рассматривались «как раз­новидность права частной собственности» [1, с. 19.].

Подписание международного соглашения в области охраны литературных и художе­ственных произведений – Бернская конвенция 1886 г., отсутствие в России единого право­вого акта, детально регулирующего все вопросы авторского права, обусловили необходи­мость принятия в России нового, соответствующего требованиям времени и сложившейся ситуации механизма защиты авторского права. 

20 марта 1911 года был принят закон «Об авторском праве», которым регулировались отношения в сфере авторских прав на литературные, музыкальные, художественные и фо­тографические произведения. Было введено понятие исключительного права – авторское право. Законом раскрывалась сущность исключительного права автора, которое заключа­лось в возможности автора различными способами воспроизводить, опубликовывать и рас­пространять свои произведения.   

Новшества касались и мер ответственности, налагаемых на нарушителя исключитель­ных прав автора. Теперь лицо, совершившее нарушение прав автора, независимо от своей вины обязано было возместить потерпевшему весь причинённый ущерб. Также вводился новый вид наказания, а именно конфискация орудия и предмета нарушения в пользу вла­дельца исключительных прав либо его уничтожение. «Въ случае противозаконнаго изданiя, посредствомъ тисненiя, произведенiя, изданные экземпляры, а также орудiя, изготовленныя исключительно для сего изданiя, какъ то: стереотипные шрифты, доски, камни и прочее, по требованiю потерпъвшей стороны, или передаются ей по цънъ, опредъленной соглашенiемъ, либо по оцънкъ суда, въ счетъ возмъщенiя причиненныхъ убытковъ, или же приводятся въ состоянiе, негодное къ употребленiю». [8, с. 198.]

Законом «Об авторском праве» были внесены изменения также и в Уголовное Уложе­ние 1903 года. Раскрывались составы преступлений, направленных на нарушение авторско­го права. При простом нарушении чужого авторского права виновные лица подвергались наказанию в виде ареста или денежного штрафа. Тому же наказанию подвергались продав­цы за хранение либо ввоз в Россию с целью сбыта предметов, изготовленных с нарушени­ем авторских прав. В случае нарушения авторского права путём незаконного издания либо изготовления копий произведения с целью сбыта, а также при издании чужого авторского произведения под своим именем такое лицо наказывалось заключением в тюрьму.

Все дела о нарушениях авторского права рассматривались судьями Окружного суда в рамках Уставов гражданского и уголовного судопроизводства. 

Установление советской власти полностью изменили подход к защите авторского права в России. Первые нормативные акты большевиков были приняты в развитие концепции на­ционализации собственности. Авторское право не стало исключением. 29 декабря 1917 года принимается Декрет ВЦИК «О государственном издательстве», согласно которому объявля­лась в большинстве своём государственная монополия на сочинения авторов.

Национализация авторских произведений была продолжена Декретом СНК от 26 ноя­бря 1918 года «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных про­изведений государственным достоянием». Была установлена возможность признания до­стоянием РСФСР любых произведений авторов. При этом разделялись авторские произве­дения на два вида собственности: государственную и частную.

Права авторов, чьи произведения были признанны государственным достоянием не ре­гулировались и соответственно не защищались.

Издание и распространение произведений авторов, чьи произведения не национализи­ровались, производились с разрешения автора либо его наследников.

Ответственность наступала для лиц, которые самовольно издавали, размножали, рас­пространяли либо публично исполняли  произведения в нарушение установленных Декре­том правил.

Через год принимается Декрет СНК, который устанавливал обязанность издателя при­обретать у авторов право на издание их произведения.

Период новой экономической политики характеризуется новым этапом развития рос­сийского авторского права в советское время. В 1922 г. Декрет ВЦИК относит авторское право к имущественным правам, которое было обеспечено судебной защитой.

В этот же год вводится в действие Уголовный кодекс. Однако преступлением являлось самовольное издание, размножение с целью сбыта литературных, музыкальных и художе­ственных произведений, признанных достоянием республики, а уголовно-правовая защита прав самих авторов в нём отсутствовала.

В отличие от указанного кодекса Уголовный кодекс РСФСР от 22.11.1926 года предусма­тривал уголовную ответственность за нарушение авторских прав за самовольное использо­вание литературных, музыкальных и иных художественных или научных произведений с нарушением закона об авторском праве. Ответственность выражалась в наступлении небла­гоприятных последствий для нарушителя в виде принудительных работ либо штрафа.

Основанием для введения уголовно-правового механизма защиты авторского права по­служил факт признания властью исключительных прав автора на свои произведения. По­становлением ЦИК и СНК СССР от 30 января 1925 года «Об основах авторского права» и принятым в его развитие Декретом ВЦИК, СНК «Об авторском праве» от 11.10.1926 года было признано исключительное право автора на созданные им произведения в течение 25 лет. Данные нормативные акты регулировали отношения, возникающие в связи с реализа­цией исключительных прав автора, а также наступление ответственности в случае наруше­ния прав автора.

В 1928 году в расширение защиты авторского права принимаются Основы авторского права, согласно которым исключительное право автора на созданные произведения призна­валось его пожизненным правом. 

Начало шестидесятых годов ХХ века характеризовалось кодификацией советского за­конодательства, что отразилось и на авторском праве.

27 октября 1960 года Уголовным кодексом ужесточается ответственность за нарушение авторских прав. За присвоение авторства чужому произведению, принуждение к соавтор­ству либо незаконное воспроизведение или распространение чужого авторского произведе­ния подвергалось наказанию в виде лишения свободы или штрафа.

На следующий год авторское право было внесено в Основы гражданского законода­тельства СССР, а также авторское право отдельным разделом было предусмотрено в Граж­данском кодексе от 11.06.1964 года.

Исключительные права авторов и предметы авторского права были значительно рас­ширены. К числу новых положений относилось «главенство личных авторских прав над имущественными, сведение имущественных авторских прав к праву на получение возна­граждения, неотчуждаемость от автора всего комплекса авторских прав» [3, с. 29–30.]. Срок действия авторства после смерти автора составлял 25 лет, закреплено право автора на пере­вод произведения, расширен круг субъектов авторского права. Гражданским законодатель­ством была предусмотрена ответственность за нарушение права автора, которая ставилась в зависимость от вида авторского права. Защита личных неимущественных прав при их нарушении выражалась в требовании восстановления нарушенного права, запрета выпуска либо прекращения распространения произведения. В случае нарушения имущественных прав автора, он вправе был требовать возмещения убытков.

Таким образом, в 60-х годах прошлого столетия в России законодательно закрепилось два механизма защиты исключительных прав авторов на созданные ими произведения: гражданско-правовой и уголовно-правовой.

Экономические преобразования 90-х годов ХХ века в Российской Федерации, станов­ление института частной собственности, развитие товарно-денежных отношений в стране, интеграция в мировую экономику явились основанием для пересмотра отношения государ­ства и частных лиц к механизму защиты авторского права. 

В 1993 г. вступает в действие Закон «Об авторском праве и смежных правах»,  который расширил круг охраняемых произведений и регулировал отношения не только в сфере ав­торского права, но и вытекающих из авторства смежных прав. Данный нормативный акт в значительной мере уделил внимание защите авторских и смежных прав. Этим же Законом раскрывались понятие контрафактного авторского произведения и фонограммы, меры от­ветственности за нарушение авторских и смежных прав, а также способы осуществления их защиты.

За нарушение авторских и смежных прав Законом предусматривалось наступление гражданской, уголовной и административной ответственности.

Таким образом, в России законодательно было оформлено наличие трёх видов ме­ханизма защиты авторского права, а именно гражданско-правовой, уголовно-правовой и административно-правовой.

Введением 19 июля 1995 года статьи 150.4. Кодекса РСФСР об административных пра­вонарушениях и принятием статьи 7.12. Кодекса Российской Федерации об администра­тивных правонарушениях – «Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав» [2, с. 38.] законодательно оформляется административно – правовой меха­низм защиты авторских и смежных прав. Этот механизм предусматривает ответственность в виде штрафа с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также орудий совершения нарушений авторских и смежных прав.

Уголовно-правовой механизм защиты авторских и смежных прав выражен в статье 146 Уголовного кодекса Российской Федерации «Нарушение авторских и смежных прав» [11, с. 81.], предусматривающей ответственность в виде штрафа, обязательных работ либо лише­ния свободы.

Введение с 2008 г. IV части Гражданского кодекса Российской Федерации  ознамено­вало собой окончательное закрепление гражданско-правового механизма защиты товарных знаков, что завершило кодификацию отношений в сфере защиты авторского права в Россий­ской Федерации на современном этапе.

Проведя анализ становления института ответственности за нарушения авторских прав, можно сделать вывод, что начало зарождения института авторского права в России свя­зано с появлением и развитием книгоиздательского дела. Формирование авторского права вначале основывалось на цензурном законодательстве Российской империи и лишь затем было выделено в отдельную отрасль права. Однако развитие института авторского права в Российской империи осуществлялось по мере необходимости в защите его отдельных ком­понентов. Лишь в начале ХХ века регулирование отношений в сфере издания и распро­странения литературных, музыкальных, художественных и фотографических произведений были объединены   в одном Законе, в связи с чем авторское право стало самостоятельной отраслью права.  Правовая охрана авторских прав не была утрачена и после установления советской власти. В период социализма авторское право становится частью гражданского законодательства, а институт защиты авторства укрепляется. Экономические и обществен­ные преобразования страны в конце ХХ века потребовали от государства изменения подхо­да к авторскому праву, а также к средствам и методам его правовой охраны. Создание трёх механизмов защиты авторского права призвано в совокупности обеспечить укрепление и целостность системы защиты общества от нарушений, посягающих на его интеллектуаль­ный потенциал.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Антимонов Б. С., Флейшиц Е. А. Авторское право. – М: Юридическая литература, 1957.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. – М., Элит, 2008.
  3. Лохбаум В. А. Административная ответственность за нарушение авторских и смежных прав: Дис. ... канд. юрид. наук. – М., 2008.
  4. Полное собрание законов Российской империи: издание 1-е, в 45 т. – Т. 12. – Спб. Типография 2 от­деления собственной Е.И.В. канцелярии, 1830.
  5. Полное собрание законов Российской империи: издание 2-е, в 55 т. –Т. 3. – Спб. Типография 2 отделе­ния собственной Е.И.В. канцелярии, 1830.
  6. Полное собрание законов Российской империи: издание 2-е, в 55 т. – Т. 5. – Спб. Типография 2 отделе­ния собственной Е.И.В. канцелярии, 1831.
  7. Полное собрание законов Российской империи: издание 2-е, в 55 т. – Т. 20. – Спб. Типография 2 отделе­ниясобственной Е.И.В. канцелярии, 1846.
  8. Полное собрание законов Российской империи: издание 3-е, в 33 т. – Т. 31. – Спб. Типография 2 отделе­ниясобственной Е.И.В. канцелярии, 1914.
  9. Проблемы юридической науки в исследованиях докторантов, адъюнктов и соискателей. Сб. научных трудов: в 2-х т. – Вып. 7. – Т. 1. Н. – Новгород, 2001.
  10. Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. – М.: ООО «ТК Вел­би», 2003.
  11. Уголовный кодекс Российской Федерации. – М.: Эксмо, 2008.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика