Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Социосфера

Издатель: ООО Научно-издательский центр «Социосфера»

ISSN: 2078-7081

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Безответственное слово – источник кризиса постиндустриального общества 540

Салиева Л.К., Московский государственный университет им М. В. Ломоносова, Москва, Россия

Аннотация

Irresponsible word creating a false myth makes society reproduction impossible. The main myth generator of modern times is the mass media. The prevailing discourse mode in the media is narration, it being a narrative for those who create it (the story is used as an argument), and a myth for those who recieve it (the perceived story is treated as a reality). Mass narrative for children lays the foundation for mass consciousness of the near future.

Ключевые слова: irresponsible word, mass consciousness, narrative, reference personality, moral censorship, rhetoric, analytical reading

Рубрика: Филология

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

1.  Суть кризиса современного общества, как было предсказано и показано М. М. Бахтиным, состоит в безответственности слова, в его профанации, ведущей к невозможности обеспеченья общественного воспроизводства. Этот факт обусловлен тем, что доминирующим типом человеческой цивилизации в XX веке (постиндустриальный период) становится информационная цивилизация, в которой власть осуществляется путем управления информационными ресурсами и информационными потоками. Для эффективного осуществления властных функций на больших территориях и по отношению к большой аудитории необходимы современные информационные средства и технологии, способные путем постоянного присутствия и направленной обработки заставить людей принять определенный стиль, идеи и потреблять определенные вещи. Подобные информационные средства и технологии находятся в силу финансовых причин в руках ограниченного числа государственных, общественных и частных организаций. В условиях безответственного слова, неэтического использования средств массовой коммуникации тезис о плюрализме мнений оборачивается выражением интересов владельцев указанных организаций и подчинением посредством создания ложных мифов этим интересам аудитории. Конкуренция между авторами на информационном рынке ведет к примитивизации ценностей, отраженных в информационном продукте, вульгаризации содержания и языка последнего. Ориентация на потребление и удовольствие, прагматизм порождают культурный нигилизм. В таких условиях репродукция общества невозможна, оно нацелено на самоуничтожение. Отсюда – именно экология информационного пространства – ключ к разрешению проблем современности. Рассмотрим эти вопросы более подробно.

2.  В обществе, существующем в условиях определяющего влияния средств массовой коммуникации, последние являются творцом идеологии, формируют массовое сознание: образ мира и образ человека. Массовая информация, совместно с порожденной ею массовой культурой, и сопровождающей ее современной рекламой и массовыми играми, формируют стиль.

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика