Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Социосфера

Издатель: ООО Научно-издательский центр «Социосфера»

ISSN: 2078-7081

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Православие и коммунистическая квазирелигия 648

Андреева Л.А., Центр цивилизационных и региональных исследований РАН, Москва, Россия

Аннотация

The ideological bases of support by broad masses of bolsheviks and the So¬viet authority after October revolution of 1917 reveal in the article. Their aspects caused by dis¬appointment in Orthodoxy as official religion of Russian empire in connection with discrepancy of sociopolitical positions of orthodox church to social and economic interests of people, and first of all peasantry come to light. Receives judgement process of transformation of religious layers of mass consciousness which content made replacement of orthodox religiousness by bol¬shevik interpretation of the communist outlook similar to religion by the totalitarian character, absolutization of some doctrine paradigms and idolize some images.

Ключевые слова: bolsheviks, Soviet authority, October revolution, Orthodoxy, mass consciousness, transformation

Рубрика: Философия

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

С. Н. Булгаков, осмысливая ход революционных событий 1917 года, резюмировал: «Как ни мало было оснований верить грезам о народе-­богоносце, все же можно было ожидать, что церковь за тысячелетнее свое существование сумеет себя связать с народной душой и стать для него нужной и дорогой. А ведь оказалось, что церковь была устранена без борь­бы, словно она не дорога и не нужна была народу, и это произошло в де­ревне даже легче, чем в городе… Русский народ вдруг оказался нехристи­анским» [4, с. 609]. Пытаясь ответить на вопрос, почему «народ­богоносец» вдруг массово воспринял большевистскую идеологию, Н. А. Бердяев писал, что «тоталитарность, требование целостной веры, как ос­новы царства, соответствует глубоким религиозно­-социальным инстинк­там народа. Советское коммунистическое царство имеет большое сходство по своей духовной конструкции с Московским православным царством… Коммунизм оказался неотвратимой судьбой России, внутренним момен­том в судьбе русского народ» [2, с. 117, 93].

В октябре 1917 года Временное правительство было свергнуто боль­шевиками. Легкость свержения Временного правительства и быстрое ма­локровное установление власти Советов можно объяснить тем, что народ видел в большевиках выразителей насущных требований. Второй Всерос­сийский съезд Советов принял Декрет о мире, где война объявлялась пре­ступлением против человечества, и Декрет о земле, отразивший дух 242 крестьянских наказов, утвержденных как приложение к Декрету. Основой Декрета о земле большевикам послужила эсеровская программа. Ее реа­лизация отвечала многовековым чаяниям народа и воспринималась как акт социальной справедливости, а само большевистское правительство по­лучило огромную поддержку крестьян, и никого не интересовало, чья это программа с точки зрения партийной принадлежности. Как пример мож­но привести письмо крестьянина, помещенное в «Петроградской правде»: «А когда царя-­батюшку с божьей помощью спихнули, то тут появилась партия социалистов­-революционеров… Но мы, беднота, ожидали такую партию, которая открыто бы высказалась за наделение нас землей… И вот в начале ноября… получаем декрет, в котором говорится, что отныне соб­ственности на землю нет, от помещиков земля отбирается и передается трудовому народу… Прочитали подпись под декретом – «Ленин»… Дове­рие к попу пропало, а интерес и доверие к Ленину возросли (курсив мой. – Л. А.)» [Петроградская правда, 1918, 21 сентября].

Литература
  1. Безансон А. Советское настоящее и русское прошлое. – М., 1998.
  2. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. – М., 1990.
  3. Блок А. Избранные произведения. – Л., 1980.
  4. Булгаков С. Н. Апокалиптика и социализм. В 2 т. Т. 2. – М., 1993.
  5. Деревенская беднота о товарище Ленине // Петроградская правда. – 1918. – 21 сентября.
  6. Жукоцкий В. Д. Русская реформация XX века: логика исторической трансформации атеистического протестантизма большевиков // Общественные науки и современность. – 2004. – № 3.
  7. Зубов А. Б. Сорок дней или сорок лет? // Преемственность и возрождение России. – М., 2001.
  8. Иосиф Сталин в объятиях семьи (Сборник документов). – Берлин; Чикаго; Токио; Москва, 1993.
  9. Коваль Т. Б. На развалинах Вавилона // Мир России. – 1997. – № 4.
  10. Луначарский А. В. Очерки по истории марксизма. – СПб., 1908.
  11. Луначарский А. В. Основы позитивной эстетики // Очерки реалистического мировоззрения. – СПб., 1904.
  12. Невский В. И. В. И. Ульянов (В. Ленин). – М., 1920.
  13. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. – Минск, 1997.
  14. Послания святителя Тихона. – М., 1990.
  15. Пруссаков В. Оккультный рейх // Оккультный мессия и его рейх. – М., 1992.
  16. Русская Православная Церковь в советское время. В 2 т. Т. 1. – М., 1995.
  17. Страдающий Аким. В. Ленину // Беднота. – 1918. – 17 сентября.
  18. Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. – М., 1996.
  19. Тумаркин Н. Ленин жив! Культ Ленина в Советской России. – СПб., 1997.
  20. Уголок В. И. Ульянова­-Ленина. Первая сельскохозяйственная и кустарно­-промышленная выставка СССР. – М., 1923. 
  21. Фирсов С. Л. Перевернутая религия: советская мифология и коммунистический культ // www.orthodoxia.org.
  22. Фирсов С. Л. Русская церковь накануне перемен (конец 1890–1918 гг.). – М., 2002.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика