Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Социосфера

Издатель: ООО Научно-издательский центр «Социосфера»

ISSN: 2078-7081

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Киборгизация человечества как проявление трансгуманизма 559

Антипов М.А., Пензенская государственная технологическая академия, Пенза, Россия
Колдомасов А.С., Пензенская государственная технологическая академия, Пенза, Россия
Полный текст

Согласно данным социологического опроса, проведённого немецкой ассоциацией IT-­компаний BITKOM, каждый четвёртый немец готов вжи­вить себе под кожу микрочип. Часть опрошенных выражала готовность пойти на этот шаг, если чип будет содержать личные данные и медицин­скую информацию, которая поможет быстро опознать человека и оказать ему помощь в случае опасного для жизни инцидента. Другая часть соблаз­нилась причинами куда более легкомысленного характера: если RFID­-чип будет содержать информацию о балансе банковского счёта, его можно будет использовать в качестве кредитной карты во время похода в магазин [3].

Говоря об этом, можно процитировать пару строк из книги Евгения Замятина «Мы» (1920 год): «В голове – легкий, зыбкий туман. Сквозь ту­ман – длинные, стеклянные столы; медленно, молча, в такт жующие ша­роголовы. Издалека, сквозь туман постукивает метроном, и под эту при­вычно ­ласкающую музыку я машинально, вместе со всеми, считаю до пя­тидесяти: пятьдесят узаконенных жевательных движений на каждый ку­сок. И, машинально отбивая такт, опускаюсь вниз, отмечаю свое имя в книге уходящих – как все» [1, с. 54]. Именно такие ассоциации вызывает эта тема в голове.

Идеи незавершившейся эволюции вида homo sapiens и преображе­ния человека бытуют в умах многих мыслителей уже не первый век. Наи­более ярким здесь является концепт сверхчеловека Ф. Ницше и его опре­деление человека («канат, протянутый между животным и Сверхчелове­ком, это канат над пропастью») [2, с. 19]. Эта отрасль рассуждений нашла своё пристанище в современном философском движении под названием трансгуманизм. Его суть заключается в том, что человек не является по­следним звеном эволюции, а значит, может совершенствоваться до беско­нечности при помощи современных достижений в науке и технике. Дан­ный тип гуманизма можно назвать постгуманизмом, отражающим суть со­временной техногенной цивилизации.

Трансгуманизм как нельзя лучше отражает одно из цивилизацион­ных противоречий: отставание духовно-­нравственного развития человече­ства от материально­-технологического прогресса. Мы считаем, что совер­шенствование человека предполагает развитие и телесности, и духовности.

Трансгуманисты же исходят из идеи одностороннего развития человека – телесного, при этом духовное измерение развития игнорируется.

Ренессансный гуманизм, который традиционно рассматривается как классический тип гуманизма, показал свою полную несостоятельность. Оптимистичным мечтаниям представителей Ренессанса, а позднее эпохи Просвещения о нравственном совершенствовании общества посредством интеллектуального развития представителей человеческого рода не суж­дено было сбыться. Мало того, мировые события ХХ века показали пол­нейшую несостоятельность рационалистичных и оптимистичных взглядов на природу человека.

Не повторит ли трансгуманизм судьбу своего предшественника? Ес­ли центром ренессансного гуманизма была идея о повышении нравствен­ного уровня человечества, аппелирование к разуму, то в трансгуманизме в качестве исходной посылки берется развитие телесных способностей. По­добные диспропорции между материальным и духовным могут в будущем сделать фантазии писателей и кинематографистов реальностью, с которой придется столкнуться будущему человечеству.

Впрочем, пока киборгизация человека является не каким-­то при­влекательным способом улучшения его природы, а всего лишь частью протезирования утраченных органов, хотя внедряемая в тело человека электроника сейчас намного сложнее, чем изготавливавшиеся ещё в древ­ности деревянные ноги или стеклянные глаза. Препятствия развитию но­вой прикладной дисциплины связаны с поиском совместимых с живыми тканями материалов, из которых можно было бы делать микросхемы и электрические цепи, высокой затратностью новых проектов, а также во­просами этического характера, главный из которых состоит в риске утраты человеком своего естества, замены подлинной сущности машинной, пол­ностью кибернетической.

Научно­-фантастические фильмы и книги часто рассказывают о ме­ханических протезах различных конечностей тела. Трудно поверить, но эксперименты по созданию такого рода конечностей в США проводились уже с конца 1970­х. Однако технологии того времени не позволяли обеспе­чить ни скорость, ни точность движений, ни уж тем более возможность со­единения электродов с нервной тканью.

Лишь в 1990­х годах эксперименты увенчались успехом: чикагскому Институту реабилитации инвалидов удалось провести серию успешных экспериментов по приживлению механических рук. В отличие от разрабо­танной ещё в 1990­е годы искусственной ноги С­Leg (созданный немецкой фирмой Otto Bock протез управляется микропроцессорами, имеет встро­енный гироскоп и способен обеспечить приближённые к естественным движения конечности), эти механические руки не пристёгивались к куль­те, а раз и навсегда соединялись с телом [4].

На сегодняшний день это наиболее совершенная искусственная ко­нечность, однако, несмотря на высокую точность движений и удобство, у неё есть ряд недостатков. Во­-первых, необходимость периодически подза­ряжать аккумулятор питания. Во­-вторых, ощущения далеки от естествен­ных: если сразу после их приживления инвалид ощущает пальцы механи­ческой руки и их прикосновение к предметам, то через несколько лет мозг разгадывает иллюзию – владельцы роботизированных конечностей начи­нают чувствовать, что ощущения рождаются в груди, там, где отрезанные нервы соединены с датчиками, посылающими им сигналы. Словом, есть над чем поработать.

Другой успешный и перспективный эксперимент по электронному протезированию был проведён командой медиков из университетов Аахе­на, Марбурга и Эссена, сумевших при помощи умного имплантата частич­но вернуть зрение пациентам, страдающим пигментным ретинитом – за­болеванием, при котором происходит отмирание палочек и колбочек сет­чатки. Болезнь считалась неизлечимой: пациенты постепенно утрачивали способность различать цвета и видеть в темноте. При дальнейшем разви­тии недуга они полностью утрачивали зрение.

Врачи поместили прямо в глазное яблоко комплекс из электродов, позволяющий стимулировать уцелевшие светочувствительные клетки та­ким образом, что они берут на себя функции отмерших. Поскольку элек­троды должны работать не постоянно, а лишь время от времени, собствен­ный аккумулятор им не нужен: питание подаётся путём концентрации создаваемого внешним прибором магнитного поля за счёт электромагнит­ной индукции. Пациенты, получившие имплантат, смогли вновь видеть крупные предметы и различать интенсивность света [5].

Сейчас учёные работают над имплантатом нового поколения, кото­рый был бы соединён с внешней камерой. В этом случае возможность ви­деть предметы появится и у людей, ослепших по другим причинам: специ­альная электронная камера сможет делить образы окружающей реально­сти на контуры и линии, а затем передавать эту информацию на сетчатку, создавая простую картинку. Такое схематическое зрение будет сильно от­личаться от настоящего, но это сможет вернуть способность уверенно пе­редвигаться и манипулировать предметами тем, кто полностью утратил зрение.

Совсем недавно учёные заговорили о том, что человеческое тело можно оснастить и собственным генератором электричества. Вместо того чтобы периодически менять питающую кардиостимулятор батарейку, можно внедрить в ткани материал, позволяющий преобразовывать меха­ническую энергию движений тела в электрический ток.

Все эти научные достижения естественно имеют море плюсов для людей, нуждающихся в срочных жизненно важных операциях. Киборги­зация открывает двери инвалидам и дарит надежды на возможность нор­мальной, полноценной жизни. Но остановится ли на этом ум человека? Да и справедливо ли так сильно продлевать жизнь людей, которые в естест­венных условиях покинули бы этот мир? Вопрос спорный и неоднознач­ный. Исторический опыт современной науки показывает, что человек не знает меры в своих желаниях, и элементарные стремления помочь боль­ным людям запросто могут трансформироваться в массовое электронное безумие в наших телах. Когда­-нибудь человеческий гений в погоне за трансгуманистическим раем станет бессмертным и потеряет реальный цвет ценности своей жизни. Надеюсь, это просто фантазии, которые нико­гда не воплотятся в реальность, хоть и не в скором времени.

К чему приведёт такой скачок развития человечества? К новым эво­люционным высотам, или же утопит нас в бесконечном технократическом сером хаосе? Все помнят стереотипный образ из не столь далёкого про­шлого, когда кто­нибудь проходил по тёмным подворотням, на него напа­дали грабители и вырывали вставные золотые зубы. Что же ждёт совре­менного человека от современной подворотни? Или же мир станет таким же сухим и математическим как в знаменитом произведении Евгения За­мятина «Мы»? Ответ на вопрос уже не за горами.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Замятин Е. И. Мы: роман, повести, рассказы. – М.: Эксмо, 2006. – 604 с.
  2. Ницше Ф. Так говорил Заратустра – М.: Интербук, 1990. – 432 с.
  3. http://vodorez.com/raznoe.html
  4. http://www.cleg.ottobockus.com
  5. http://science.ua/2010/11/03/eye­implant
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика