Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Социосфера

Издатель: ООО Научно-издательский центр «Социосфера»

ISSN: 2078-7081

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

К вопросу о необходимости духовно-нравственного развития детей и включения в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики» 610

Казанцева Д.Б., Пензенский государственный университет, Пенза, Россия
Брызгунова О.В., Пензенский государственный университет, Пенза, Россия
Полный текст

В настоящее время духовно­-нравственное развитие становятся объ­ектом пристального изучения юристов, психологов, педагогов. Для Рос­сийской Федерации данная проблема долгое время была обострена тем, что наша страна в прямом смысле слова находилась на грани вымирания в духовно-­нравственной сфере. В Послании Президента Российской Феде­рации Федеральному Собранию от 26 апреля 2007 года было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать мас­штабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравст­венных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории»1.

1 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 26 апреля 2007 года «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ» // Российская газе­та. – № 90. – 2007. – 27 апреля.

На сегодняшний день в России провозглашены приоритетные на­циональные проекты, формируется законодательство в направлении раз­вития духовно­нравственного потенциала, сформированы управленческие структуры, основная задача которых состоит в возрождении и дальнейшем развитии духовно­нравственного воспитания молодежи. Работа по духов­но­-нравственному развитию постоянно совершенствуется и имеет даль­нейшее продолжение. Так, в ряд образовательных учреждений введен но­вый духовно-­нравственный курс, являющийся своего рода системообра­зующим фактором. Министр образования и науки Российской Федерации А. Фурсенко отметил: «Мы можем помочь стать образованными, успеш­ными людьми, обладающими высоким уровнем ответственности за на­стоящее и будущее своих близких, своего народа, своей страны. И курс «Основы религиозных культур и светской этики» призван содействовать этому, так как знакомство с основами религиозных и светских традиций, культурой народов России и общечеловеческими ценностями призвано сыграть важную роль не только в расширении кругозора школьника, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного и дос­тойного гражданина, готового к межкультурному диалогу и уважительно­му отношению ко всем гражданам страны»2.

«Основы религиозных культур и светской этики» представляют со­бой учебный курс, одобренный и включённый Министерством образова­ния и науки Российской Федерации в школьную программу в качестве фе­дерального компонента. Основой разработки и введения в учебный про­цесс общеобразовательных школ данного комплексного учебного курса является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. «Основы религиозных культур и светской этики» – это культурологический курс, направлен на развитие у школьников 10–11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопри­частности к ним. Задача, которая стоит перед данным курсом, заключается в «формировании общества, основанного на согласии и понимании. Все мы разные, но мы живём в одной стране и должны учиться уважать ценно­сти представителей всех культур». Данный курс введен в учебную про­грамму экспериментально. С 1 апреля 2010 года он преподается в экспе­риментальном режиме в 4 четверти IV класса и 1 четверти V класса в 19 ре­гионах России. Таковыми являются: Центральный федеральный округ (Тамбовская область, Тверская область, Костромская область), Северо­-Западный федеральный округ (Вологодская область, Калининградская об­ласть), Сибирский федеральный округ (Красноярский край, Новосибир­ская область, Томская область), Дальневосточный федеральный округ (Ев­рейская автономная область, Камчатский край), Уральский федеральный округ (Курганская область, Свердловская область), Приволжский феде­ральный округ (Пензенская область, Удмуртская Республика, Чувашская Республика), Южный федеральный округ (Чечня, Карачаево-­Черкесия, Республика Калмыкия, Ставропольский край). Успешная реализация это­го эксперимента позволит включить данный учебный курс в школьную программу во всех субъектах Российской Федерации, начиная с 2012 года.

2 Новинки выставочного зала «Просвещение» для курса «Основы религиозных культур и светской этики» июнь 2010 // http://uchitel.edu54.ru/node/76915

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы ислам­ской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Представляется необходимым отметить, что каждое образователь­ное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных пред­ставителей), а также собственных возможностей организации образова­тельного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», предлагаемых для изучения. Каждый модуль включает в себя четыре блока: 1. Введение. Ду­ховные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час); 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов); 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов); 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов). Анализ структурных элементов учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» свидетельствует о том, что освоению патриотических цен­ностей и нравственного смысла посвящены блоки 1 и 4.

В рамках региональной модели апробации комплексного учебного курса важное значение приобретает управленческий аспект. Следует отме­тить, что управление имеет две стороны: 1) управленческое содействие (соз­дание условий для преобразований) и 2) управленческое взаимодействие (организация внутри­- и межведомственного взаимодействия). Так, кадро­вую подготовку прошли представители 7 регионов РФ (Еврейская автоном­ная область, Камчатский край, Карачаево-­Черкесская Республика, Новоси­бирская область, Республика Калмыкия, Ставропольский край, Чеченская Республика), которые будут осуществлять переподготовку учителей, участ­вующих в апробации проекта в регионах-­участниках эксперимента3.

Особый научный, теоретический и практический интерес вызывает практика внедрения учебного курса в отдельных субъектах Российской Феде­рации. Так, в Курганской области осуществлены следующие мероприятия:

1.       Активизировался рост числа образовательных учреждений, в ко­торых преподаются предметы или ведутся кружки, содержание которых связано с изучением основ религиозной культуры и светской этики. Со­гласно статистическим данным, в 2007–2008 учебном году такие предме­ты и кружки велись примерно в 11,1 % общеобразовательных учреждений, то в 2009–2010 учебном году они введены уже в 123 общеобразовательных учреждениях, что составляет 28 % основных и средних школ области4;

2.      Расширилась типология учреждений образования, в которых реа­лизуется духовно­-нравственный компонент. Многие профессиональные училища ввели в качестве факультативного курса «Основы нравственного воспитания», в Курганском педагогическом колледже апробирован спец­курс «Методика преподавания основ православной культуры», а в Шад­ринском государственном педагогическом институте открылся Центр ду­ховно­-нравственного воспитания и др.;

3.      Произошла активизация работы по духовно­-нравственному вос­питанию учащихся во внеурочное время. Результатом стало принятие ко­дексов чести участников образовательного процесса, организация соци­ально значимых дел духовно­-нравственного содержания по месту житель­ства, создание семейных клубов «Тепло домашнего очага»;

4.      Образовалась сеть инновационных образовательных учреждений, внедряющих образовательные программы духовно­-нравственной направ­ленности;

5.      Предприняты меры организационно-­методического сопровожде­ния духовно­нравственного воспитания. Сложилась система эффективного взаимодействия с Курганской и Шадринской епархией РПЦ, создан коор­динационный совет по духовно­-нравственному воспитанию, в штаты Ин­ститута повышения квалификации и переподготовки работников образо­вания Курганской области (ИПКиПРО) введена должность методиста по духовно­-нравственному воспитанию5.

3 Основы религиозных культур и светской этики. // http://www.apkpro.ru/content/view/2384/626/

4 Региональная модель апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» // http://www.hde.kurganobl.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=274:dokladkugana

Итоги регионального мониторинга образовательных запросов пока­зывают степень реализации экспериментального проекта в субъектах РФ: в Курганской области 5159 детей (60 % от общего количества) будут изучать основы светской этики, 1764 ребёнка (20 %) – основы православной куль­туры, 1566 учащихся (18 %) – основы мировых религиозных культур, 62 человека (1 %) – основы исламской культуры, по 1–2 человека выбрали ос­новы иудейской и буддийской культуры6; в Пензенской области выбор учащихся и их родителей осуществился следующим образом: модуль «Ос­новы мировых религиозных культур» выбрали 3782 ребенка; модуль «Ос­новы светской этики» – 6273 ребенка (участие в апробации примут 630 школ Пензенской области (100 % от общего числа общеобразовательных учреждений региона), из них 68 – начальные7; в Тверской области 62,3 % четвероклассников начали изучать «Основы православной культуры», вторым по популярности стал модуль «Основы светской этики» – 31,6 %. Оставшиеся позиции поделили «Основы мировых религиозных культур» – 5,9 % и 0,2 % «Основы исламской культуры»8 и др.

Все вышеобозначенное характеризует положительность экспери­ментального проекта «Основы религиозных культур и светской этики». При этом важность приобретают вопросы организации управления про­цессом апробации. Обеспечение управленческого содействия апробации комплексного учебного курса требует соблюдение следующие групп усло­вий: нормативно­-правовых, информационных, организационных, кадро­вых, методических, финансовых и материально­-технических. Симбиоз данных положений позволит обеспечить полноценное духовно­-нравственное воспитание молодежи в образовательных учреждениях.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Новинки выставочного зала «Просвещение» для курса «Основы религиозных культур и светской этики» июнь 2010 // http://uchitel.edu54.ru/node/76915
  2. Основы религиозных культур и светской этики // http://www.apkpro.ru/content/view/2384/626
  3. Официальный сайт Министерства образования Пензенской области // http://www.minobr­penza.ru/razdel/ministry/22
  4. Подведены первые итоги введения в Тверской области курса «Основы религиоз­ных культур и светской этики» // http://www.newsru.com/religy/07may2010/uchkurs.html
  5. Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ // Российская газета. – № 90. – 2007. – 27 апреля.
  6. Региональная модель апробации комплексного учебного курса «Основы религи­озных культур и светской этики» // http://www.hde.kurganobl.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=274
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика