Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8382Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Социосфера

Издатель: ООО Научно-издательский центр «Социосфера»

ISSN: 2078-7081

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Исследование восприятия и переживаний отношений в семье у подростков 5–9 классов из коррекционной школы VII вида и общеобразовательной школы 621

Ефимова Д.В., Пензенская государственная технологическая академия, Пенза, Россия
Полный текст

Статистические данные свидетельствуют об ухудшении состояния се­мьи. Демографы фиксируют катастрофическое падение рождаемости, социо­логи отмечают рост числа асоциальных семей и предсказывают снижение жизненного уровня, падение нравственных устоев семейного воспитания.

Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов вос­питания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы лич­ности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину формируется как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отри­цательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры – не относится к ребенку лучше, не любит его так, и не заботится столько о нем. И, вместе с тем, никакой другой социальный институт не может нанести столько вреда при воспитании детей, сколько семья.

Непростая ситуация, в которой оказалось наше общество, потребова­ла поиска новой модели общественного воспитания толерантной личности в открытой социальной среде. Особая воспитательная роль отводится имен­но семье. Это обусловлено ее глубоким влиянием на весь комплекс физиче­ской и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка явля­ется одновременно и средой обитания, и воспитательной средой.

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится, как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкрет­ными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

В рамках осуществляемого диссертационного исследования нами было проведено исследование восприятия и переживаний отношений в семье у подростков 5–9 классов из коррекционной школы VII вида и об­щеобразовательной школы с помощью методики «Рисунок семьи» (В. Хьюлс, А. И. Захарова, Л. Корман).

В исследовании участвовали более 200 учащихся: школьники 5–9 классов из коррекционной школы VII вида с диагнозом: задержка психи­ческого развития (ЗПР) и школьники из общеобразовательной школы, развивающиеся в норме (НПР).

Рис. 1. Показатели средних арифметических по методике «Рисунок семьи» (оценка особенностей восприятия и пережи­ваний ребенком отношений в семье) у подростков с ЗПР раз­ных возрастов (5–9 классы)

Анализ результатов данной методики (см. рис 1, 2) выявил следующее.

У подростков с диагнозом ЗПР степень развития изобразительной культуры во время рисования имеет наивысший показатель в 5­м классе и снижается к 7­му классу. Психофизическое состояния ребенка незначи­тельно снижается в 7­м классе. Особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка ухудшаются в 8­м и 9­м классе. Об­щее восприятие и переживания ребенком отношений в семье наиболее обострены в 7­м и 8­м классе, а в 9­м классе показатели возвращаются на более высокий уровень – 5­го класса.

Рис. 2. Показатели средних арифметических по методи­ке «Рисунок семьи» (оценка особенностей восприятия и пере­живаний ребенком отношений в семье) у подростков с НПР разных возрастов (5–9 классы)

У группы подростков с НПР степень развития изобразительной культуры во время рисования имеет прогрессирующий характер и возрас­тает к 9­му классу. Психофизическое состояния ребенка незначительно снижается в 6­м классе. Особенности внутрисемейных отношений и эмо­циональное самочувствие ребенка незначительно ухудшаются в 6­и и 7­м классе. Общее восприятие и переживания ребенком отношений в семье наиболее чувствительны в 7­м классе, а в 9­м классе показатели поднима­ются на самый высокий уровень.

Рис. 3. Показатели средних арифметических по методи­ке «Рисунок семьи» (оценка особенностей восприятия и пере­живаний ребенком отношений в семье) у подростков из школ ЗПР и НПР разных возрастов (5–9 классы)

Сравнительный анализ учащихся с ЗПР и с НПР (рис. 3) позволил определить отличия: у учащихся с НПР более развита степень развития изобразительной культуры, выше показатели по шкале «Особенности внутрисемейных отношений», что свидетельствует о более теплой атмо­сфере в семье. Применение математической статистики (критерий Стью­дента) позволило обнаружить достоверность отличий между выборочны­ми средними.

При сравнении результатов учащихся 5­х классов с ЗПР и НПР об­наружена достоверность отличий по фактору «Степень развития изобра­зительной культуры во время рисования» (0,0146).

При сравнении результатов учащихся 6­х классов с ЗПР и НПР вы­явлены отличия по факторам «Степень развития изобразительной культу­ры во время рисования» (0,0039) и «Особенности психофизического со­стояния ребенка во время рисования» (0).

При сравнении результатов учащихся 7­х классов с ЗПР и НПР вы­явлены отличия по факторам: «Степень развития изобразительной куль­туры во время рисования» (0,0085); «Особенности психофизического со­стояния ребенка во время рисования» (0,0006); «Особенности внутрисе­мейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка» (0,0355) и «Общий балл восприятия и переживаний ребенком отношений в семье» (0,0033).

При сравнении результатов учащихся 8­х классов с ЗПР и НПР вы­явлены отличия по факторам: «Степень развития изобразительной куль­туры во время рисования» (0); «Особенности психофизического состояния ребенка во время рисования» (0,0058); «Особенности внутрисемейных от­ношений и эмоциональное самочувствие ребенка» (0) и «Общий балл вос­приятия и переживаний ребенком отношений в семье» (0).

При сравнении результатов учащихся 9­х классов с ЗПР и НПР вы­явлены отличия по факторам: «Степень развития изобразительной куль­туры во время рисования» (0,0309); «Особенности психофизического со­стояния ребенка во время рисования» (0,0091) и «Общий балл восприятия и переживаний ребенком отношений в семье» (0,0044).

Таким образом, можно сделать вывод, что семья играет огромную роль в полноценном развитии детей и подростков, и что на сегодняшний день именно в семье могут и должны закладываться основы толерантного поведения, способствующего благоприятной адаптации детей и подрост­ков в социуме.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Гуров В. Н. Семья и школа: деятельностные взаимоотношения // Педагогика. – № 7. – 1992.
  2. Павлов Б. С. Матери. Отцы. Дети. – М., 1984.
  3. Яновская М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. – М., 1979.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика