Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8382Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Социосфера

Издатель: ООО Научно-издательский центр «Социосфера»

ISSN: 2078-7081

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Влияние нарушений функциональной структуры семьи на социальную дезадаптацию несовершеннолетних 772

Попова Л.В., Государственный университет управления, Москва, Россия
Полный текст

Важной характеристикой семьи является ее функциональная струк­тура. Под функциями семьи понимают направления ее деятельности, вы­ражающие сущность семьи, ее социальный статус и социальную роль. Во всех обществах семья развивается как институциональная структура, при­званная решать определенные социальные задачи. Основной функцией любого института является удовлетворение социальных потребностей, ради чего он был создан и существует.

Система функций семьи является отражением взаимосвязей двояко­го рода. Семья как первичная ячейка общества – социальная, демографи­ческая, экономическая и биологическая – тесно связана с другими элемен­тами существования общественной системы. Общество влияет на семью, формирует определенный уклад жизни, а семья оказывает обратное воз­действие на социальную организацию общества.

Поэтому проблема функций семьи в значительной степени есть про­блема взаимосвязи и взаимодействия семьи и общества. Эти взаимосвязи могут быть самыми разнообразными, что определяется многочисленными индивидуальными (на уровне семьи) факторами и обстоятельствами.

В более широком определении под функцией семьи понимается свойство той или иной системы; в более узком смысле под функциями по­нимается определенное действие системы по реализации ее потребностных установок.

Общепринятой классификации семейных функций нет, однако между ними существует взаимосвязь и взаимодополняемость. К основным функ­циям семьи (по Харчеву А. Г., Мацковскому М. С.) относятся следующие:

1. Репродуктивная – воспроизводство в детях численности родителей. Семья – основной институт, ответственный за воспроизводство но­вых членов общества.

2. Воспитательная – (удовлетворение потребности людей в любви, ма­теринстве, отцовстве, супружестве, личном счастье). Семья – необ­ходимое условие для нормального развития детей (общественное сознание не может заменить семейного). Семья дает детям первый жизненный опыт, от нее во многом зависит направление интересов и склонностей подрастающего поколения. Сюда также включают социализацию молодого поколения.

3. Хозяйственно­бытовая – охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, соблюдение домашнего бюджета, управление семьей, проблема женского труда, социализа­ция.

4. Экономическая – распоряжение материальными средствами, со­ставление бюджета семьи.

5. Сфера первичного социального контроля – регламентация поведе­ния членов семьи в разных сферах, ответственность и обязательство родителей перед детьми и другие аспекты семейного контроля. Эта функция важна, так как в семье закладываются основы норматив­ной культуры, которая указывает на стандарты правильного поведе­ния (нравственные нормы передаются от родителей к детям).

6. Сфера духовного общения – духовное взаимообогащения членов семьи.

7. Социально­статусная ориентация – удовлетворение потребности в социальном продвижении (каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи (статусы: национальность, место в городской или сельской культуре и др.).

8. Досуговая функция – удовлетворение потребности в совместном проведении досуга.

9. Эмоциональная функция – эмоциональная поддержка в семье.

10. Защитная функция – осуществление физической, психической и экономической поддержки и защиты своих членов семьи.

11. Функция сексуального регулирования.

Важнейшая социальная функция семьи – репродуктивная. Она свя­зана с рождением в семье того или иного числа детей. От выполнения семьей этой функции зависит воспроизводство населения страны, респуб­лики, региона, т. е. темпы роста населения.

Однако не менее важной социальной функцией семьи является вос­питательная, которая реализуется в передаче детям правил общения, по­ведения, взаимоотношения с другими людьми, формирования личности ребенка, его духовного, психического и физического развития.

Семейное воспитание имеет ряд несомненных достоинств. К ним следует отнести, благоприятный эмоциональный и морально­-психологический климат, атмосферу любви, заботы и поддержки, бли­зость родительского воздействия, духовную связь и преемственность меж­ду поколениями, постоянный пример взрослых, нравственное воспитание личности, через усвоение системы ценностей, семейных традиций, стерео­типов поведения и общения и т. д. Однако встречаются так называемые неблагополучные семьи, воспитание в которых, как правило, деформирует личностное развитие ребенка. Кроме того, неблагополучные семьи явля­ются источником социального сиротства. Исследователи проблемы соци­ального сиротства (В. В. Чечет, Л. И. Смагина, А. К. Воднева, Л. М. Шипи­цына и др.) среди основных причин данного явления указывают на кризис института современной семьи. Можно назвать целый ряд факторов опре­деляющих семейное неблагополучие и влияющих на рост числа детей, лишенных родительской опеки:

•                     снижение жизненного уровня, безработица и низкие доходы семьи, ухудшение условий содержания детей;

•                     структурные изменения в семьях – увеличивается число неполных семей, а также детей, рожденных вне брака матерями­одиночками или несовершеннолетними матерями, в силу чего растет число от­казных детей;

•                     отсутствие или недостаток в семьях эмоционального, доверительно­го общения, высокий уровень конфликтности в отношениях между взрослыми членами семьи и в детско­родительских отношениях, не­благоприятный эмоциональный фон в целом, педагогическая не­компетентность родителей и т. д.;

•                     падение нравственных устоев семьи, алкоголизм и наркомания ро­дителей, а отсюда – жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами и потребностями. Несмотря на предпринимаемые в рамках государственных нацио­нальных проектов меры, нацеленные на решение вопросов в сфере жизне­деятельности семьи, выполняемых ею целей, задач, функций, в Россий­ской Федерации сохраняется значительное количество проблем, вызы­вающих серьезную обеспокоенность государственных органов, общества в плане семейного воспитания, социально­правовой защиты, оказания раз­личных видов помощи семье и детям. По­прежнему чрезвычайно актуаль­ны проблемы роста числа семей, где дети находятся в социально опасном положении, что ведет к ухудшению их физического и психического здоро­вья, появлению социального сиротства, безнадзорности, преступности, аддиктивных и девиантных форм поведения среди детей и подростков.

Анализ данных социологических, психолого­педагогических иссле­дований, официальной статистики позволяет сделать вывод об имеющей место так называемой обездоленности детей и подростков в России. Среди таких проблем следует указать следующие:

•                     ухудшение состояния физического и психического здоровья детей и подростков;

•                     акты насилия и жестокости над детьми;

•                     нарушение прав детей и подростков;

•                     вытеснение из общеобразовательных школ учащихся из семей с низким социальным статусом, материальным положением, детей, требующих специальных дополнительных педагогических усилий;

•                     отсутствие единой общегосударственной системы трудоустройства детей;

•                     отсутствие единой общегосударственной программы, направленной на социализацию, обучение и воспитание детей и подростков «груп­пы риска». Одной из насущных проблем остается отсутствие координации дей­ствий между различными государственными структурами, направленны­ми на предупреждение и коррекцию школьной и социальной дезадапта­ции детей и подростков. По­прежнему остается в центре внимания про­блема детской безнадзорности и беспризорности. При разработке форм и методов работы с проблемными семьями необходимо опираться на научно обоснованные факты, полученные в результате исследований.

В 2008 году на базе Армавирского социально­реабилитационного центра для несовершеннолетних «Улыбка» проводилось исследование, целью которого являлось изучение структурно­содержательных характе­ристик социально­психологической дезадаптации детей и подростков, на­ходящихся в центре с января по август 2008 года, с учетом специфики се­мьи и семейного воспитания.

Исходя из данной цели, были выделены следующие задачи иссле­дования:

•                     изучение социально­-психологического портрета семьи воспитанни­ков центра, и ее влияние на социально-­психологическую дезадапта­цию детей;

•                     исследование семейных факторов, способствующих дезадаптации ребенка;

•                     изучение структурно­-содержательных характеристик социально­психологической дезадаптации воспитанников центра;

•                     определение наиболее эффективных мер, направленных на профи­лактику дезадаптивного поведения среди детей и подростков

•                     внедрение программы «Социализация», направленной сопровож­дение – оказание помощи, поддержки детям и подросткам их семь­ям в социализации личности.

В ходе исследования были изучены 39 семей, в которых воспитываются 78 детей. Для решения поставленных задач в качестве основных на­правлений исследования семьи и детей выступали:

•                     социальное, позволяющее оценить социальный статус семьи (роди­телей и детей);

•                     медицинское, позволяющее определить состояние здоровья и пре­обладающие заболевания (родителей и детей);

•                     педагогическое, позволяющее выявить уровень сформированности социальных навыков и умений у детей;

•                     психологическое, позволяющее изучить структурно­-содержательные характеристики адаптивности ребенка к окружаю­щей среде, которые влияют на успешность (неуспешность) его адап­тации.

Обобщенный портрет неблагополучной семьи выглядит следующим образом. Родители до 30 лет составляют 32 % от общего числа родителей, от 31 до 40 лет – 51 %, от 41 до 50 лет – 17 %. Несовер­шеннолетних и пожилых родителей в 2008 году не было зарегистрирова­но. То есть максимальный процент неблагополучных семей, из которых дети поступают в центр, составляют родители в возрасте от 18 до 40 лет. Этот возраст родителей совпадает с периодом молодости и взрослости, ко­гда потенциальные возможности для родительства достаточно велики. Но, увы, факты говорят об обратном.

Уровень образованности родителей: 17,9 % матерей имеют неполное среднее образование, 64,2 % – среднее образование, 17,9 % – среднее спе­циальное образование. Соответственно 14,3 % отцов имеют неполное среднее образование, 71,4 % – среднее образование, 14,3 % – среднее спе­циальное. С высшим образованием родителей в неблагополучных семьях нет.

По составу полных семей 35 %, неполных – 30 %, одинокие матери – 35 %. По количеству детей преобладают семьи с одним ребенком, они со­ставляют 41 %, двоих детей имеют 33,4 % семей, троих – 15,4 % , и 10,2 % имеют более трех детей. Многодетные семьи составляют 22,5 %.

Социальный статус родителей: безработные составляют 48 %, рабо­чие – 37,5 %, категория служащих – 2 %, предприниматели – 2 %, нетру­доспособные – 10,5 %. Неработающие матери составляют 50 %, нерабо­тающие отцы – 67 % .

Полные семьи с двумя безработными родителями составляют 21,4 %, в 50 % полных семей один из родителей имеет статус безработного. (Среди безработных – 35 % женщин – одинокие матери).

Семьи с низким материальным уровнем жизни составляют 98 %. Таким образом, преобладающее число семей воспитанников центра – это малообеспеченные, неполные семьи, со средним уровнем образова­ния родителей.

Очевидно, что образовательный уровень родителей, наличие или отсутствие полной семьи свидетельствуют о таких важных условиях се­мейного воспитания, как общекультурный уровень семьи, ее способность развивать духовные потребности, познавательные интересы детей, т. е. выполнять функции института социализации. Вместе с тем сами по себе такие факторы, как образование родителей и состав семьи еще с полной достоверностью не характеризуют образа жизни семьи, ценностных ори­ентаций родителей. Поэтому нами были изучены социальные характери­стики образа жизни семей.

Полученные данные свидетельствуют о том, что здоровый образ жизни ведут 35,7 % отцов и 51,4 % матерей. Среди матерей имеет место злоупотребление алкоголем в 43,5 % случаев, на учете у нарколога 5,1 % матерей. Среди отцов злоупотребление алкоголем составляет 57,2 %, 7 % отцов состоят на учете у нарколога.

Кроме того, 5 % матерей и 7 % отцов состоят на учете у психиатра, 10 % матерей находятся под следствием либо в местах лишения свободы.

Среди безработных матерей в возрасте до 30 лет злоупотребляющие алкоголем составляют 40 % , от 31 до 40 лет – 100 %, от 41 до 50 лет – пьющих матерей нет. Среди безработных отцов до 30 лет злоупотребляю­щие алкоголем составляют 100 %, от 31 до 40 лет – 100 %, от 41 до 50 лет – 66,6 % (см. таблицу 2).

Анализ причин безработности родителей показал следующее:

•                     среди одиноких безработных матерей 20 % временно не работают (здоровый образ жизни), 80 % – злоупотребляют алкоголем;

•                     в неполных семьях 33,4 % матерей временно не работают, 66,6 % злоупотребляют алкоголем;

•                     среди безработных отцов 25% – временно не работают, 62,5 % отцов злоупотребляют алкоголем, 12,5 % употребляют наркотики. Таким образом, можно сделать вывод о том, что пристрастие к алко­голю занимает одно из первых мест в иерархии ценностей родителей на­ших воспитанников и является основной причиной безработности. Обще­известно, что в семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, ведут аморальный образ жизни, дети во много раз чаще подвергаются различ­ным видам жестокого обращения.

Изучение фактов жестокого обращения в семьях воспитанников центра позволило выявить такие его формы, как физическое насилие, психическое (эмоциональное) насилие, сексуальное насилие и пренебре­жение основными нуждами ребенка (моральная жестокость). Часты слу­чаи, когда ребенок в семье подвергается разным формам насилия (напри­мер, пренебрежение нуждами ребенка и физическое насилие). Обращает на себя внимание тот факт, что на первом месте стоит пренебрежение ну­ждами ребенка – в 59 % случаях.

На втором месте – психическое насилие, на третьем – физическое. Имеют место и факты сексуального насилия, что составляет 3,8 % от обще­го количества.

Исследуя источники поступления детей в центр, было выявлено, что 42 % детей поступает по путевке Учреждения социальной защиты населе­ния как находящиеся в трудной жизненной ситуации, 50 % – по акту ми­лиции.

Таким образом, портрет семьи воспитанников центра представлен низким социальным и материальным статусом родителей, недостаточным уровнем образованности и культуры, нацеленностью родителей на удовле­творение своих естественных потребностей низшего ранга. Не работаю­щих, ведущих праздный образ жизни, имеющих те или иные психические отклонения. Что, безусловно, сказывается на эффективности семейного воспитания.

Обобщенный психолого-­педагогический портрет воспи­танников центра. Среди детей с социальной дезадаптацией дошкольни­ки составляют 29 % от общего числа детей, – младшие школьники – 38 %,

– подростки – 33 %. Большую часть детей с искаженной социализацией составляют мальчики – 56 % .

Изучение морально нравственного облика показывает следующее: у большинства дошкольников и младших школьников и у половины подро­стков показатели не соответствуют нормативам возраста.

Рассматривая гуманность как качество воспитуемости и показатель духовного развития, можно констатировать, что оно не сформировано у 93 % дошкольников, у 60 % младших школьников и у 41 % подростков.

Культурные навыки, включающие в себя культуру взаимодействия с окружающими людьми и со средой проживания, не сформированы у 73 % дошкольников, 70 % младших школьников и у 47 % подростков.

Гигиенические навыки не сформированы у 7 % дошкольников, 45 % младших школьников и у 41 % подростков остаются на уровне элементарных.

Трудовые навыки не сформированы у 73 % дошкольников, 70 % младших школьников и у 59 % подростков.

Таким образом, педагогический портрет воспитанника, поступаю­щего в центр, представлен следующими особенностями развития: имеется недостаточный уровень сформированности социальных навыков и умений в области культурно­коммуникативной, морально­-нравственной, деятель­ностной сферах, гигиенических навыках и умениях; несоответствие воз­раста классу обучения в общеобразовательных учреждениях; большую часть детей составляют мальчики; больший процент поступающих в центр детей – это младшие школьники и подростки; чем выше возрастной ценз воспитанника, тем сильнее выражены проблемные зоны социализирован­ности, обученности и воспитанности.

Составление психологического портрета воспитанников центра было основано на исследовании показателей адаптивности – спо­собности ребенка к адаптации во всех ее видах и в первую очередь соци­ально-­психологической адаптации. Адаптивность как свойство и качество человека позволяет ребенку быть успешным или не успешным в плане адаптации. И те проблемы и трудности, которые испытывает ребенок в по­ведении, в отношениях с другими людьми, к самому себе, определяются, прежде всего, низкой или недостаточно развитой адаптивностью. В каче­стве показателей адаптивности исследовались тревожность; коммуника­тивные умения и навыки; склонность к агрессии и ее виды; самооценка и уровень притязаний; уровень интеллектуального развития; наличие ак­центуаций характера у подростков; направленность личности.

Научно установлено, что характерными деформациями, затруд­няющими процесс адаптации, являются нарушения в эмоциональных по­казателях адаптации (это высокий уровень общей тревожности и агрессии, направленной на окружающих, незащищенность, фрустрацию); индиви­дуально­-психологических особенностях (темперамент, акцентуации харак­тера, уровень развития интеллекта); уровень развития сознания и само­сознания (образ Я).

По результатам исследования тревожности у воспитанников центра повышенный уровень тревожности отмечается у дошкольников и состав­ляет 69 %, у младших школьников повышенный и высокий уровень тре­вожности встречается в 40 % . В подростковом возрасте отмечается либо нормальный, либо высокий уровень тревожности. В целом большинство детей, находящихся в центре, имеют повышенный или высокий уровень тревожности. В основе тревожности лежит неудовлетворенность потребно­стей ребенка, пренебрежение со стороны родителей. Создавая ситуации страха, они порождают тревожность у детей. И, как следствие, неадекват­ные формы поведенческого реагирования (агрессию, аутизм, и др.).

Результаты исследования коммуникативных умений и навыков по­казали, что у 80 % детей они не сформированы, дети испытывают пробле­мы и трудности взаимодействия как в системе «ребенок­-ребенок», так и в системе «ребенок – взрослый».

Изучение агрессии и агрессивности у детей позволяет отметить, что у дошкольников преобладает физическая агрессия – 47 %, младших школьников – вербальная и косвенная (по 75 %). Данные показатели гово­рят о том, что неумение себя вести в обществе других людей, презентовать себя заставляет ребенка использовать первый попавшийся путь разреше­ния конфликта – драку, словесные оскорбления и унижения, ябедничанье, ехидство и т. д.

В подростковом возрасте агрессия и агрессивность определяется, прежде всего, чувством вины (у половины подростков). Объясняется это тем, что развитие рефлексии в подростковом возрасте позволяет ребенку понимать не только свой внутренний мир, но и другого человека. Подрос­ток испытывает чувство стыда за свою семью, неудовлетворенность тем, что он ничего не может изменить в сложившейся ситуации. И как следст­вие – проявление физической и вербальной агрессии, негативизма, подоз­рительности и обиды.

Агрессивность детей объясняется глубокими психологическими причинами. Прежде всего, агрессия – это следствие неудовлетворенной потребности в родительской, материнской любви. У таких детей не удов­летворены и другие социальные потребности – в неформальном общении, в самоутверждении, во взрослом как идеале и т. п. И именно эта тотальная неудовлетворенность ведет их к агрессивности. Наряду с этим у детей аг­рессия возникает как специфическая реакция на чувство обиды, ненависть на других, их действия, поступки, отношения. Не умея отрефлексировать свои качества, особенности, паттерны поведения ребенок принимает за­щитные формы поведения за основу. А в его неблаговидных поступках, образе жизни виноваты все, кроме него самого. Не владея адаптивными стратегиями поведения, ребенок использует первый попавшийся, на его взгляд правильный тип поведения (защитное поведение преобладает), ко­торый не всегда является социально и нормативно одобряемым.

Результаты изучения самооценки и уровня притязаний позволяют нам говорить о том, что большинство детей имеют высокую самооценку, переоценивают свои возможности и силы, личностные качества. А высо­кий уровень притязаний у подростков свидетельствует о некритичном от­ношении к себе, о неумении ставить реалистичные цели, о личностной не­зрелости.

Изучение уровня интеллектуального развития воспитанников цен­тра показало, что большинство детей имеют уровень развития ниже сред­него: 69 % у дошкольников, 70 % у школьников и 54 % у подростков, у них не сформированы базовые учебные навыки, недостаточно развиты психи­ческие функции (память, мышление, воображение).

В результате изучения акцентуаций характера, как внутреннего фактора, способствующего дезадаптивным формам поведения, выявилось, что 80 % воспитанников центра обладают выраженной и явно выражен­ной формой акцентуаций, доминирующими среди которых выступают эмотивная, застревающая, демонстративная и циклотимная, имеют место гипертимная и возбудимая форма акцентуаций. Подростки, имеющие по­добные акцентуации, более склонны к совершению асоциальных поступ­ков и правонарушений.

Аналитический обзор психолого­-педагогической литературы, по­священной проблемам акцентуированности характера у подростков, по­зволяет выделить факторы, влияющие на формирование акцентуаций и проявление специфического для них дезадаптивного поведения. Во­первых, это условия воспитания, способствующие развитию негативных тенденций в поведении: безнадзорность, условия жестких взаимоотноше­ний, чрезмерность требований и ожиданий по отношению к ребенку, не­достаток любви и общения с ребенком и т. д. Все эти средовые воздейст­вия, накладываясь на определенные формально­-динамические качества ребенка, создают почву для формирования той или иной акцентуации.

Немаловажную роль в появлении дезадаптации и девиаций поведе­ния играет наличие неадекватной, негативной, несоциализированной на­правленности личности. Выступая основополагающим структурным ком­понентом личности, направленность отвечает за то, что человек хочет, чем живет, каковы его мотивы, потребности, цели, жизненные задачи. Изучение направленности личности, которое проводилось на основе ме­тодики Б. И. Додонова, показало, что большинство подростков склонны к романтизму, генодистической направленности, альтруизму, коммуника­ции и борьбе (пугническая направленность).

Романтизм подростка проявляется в том, что он стремится быть сво­бодным, поскольку привык к свободному времяпрепровождению и бес­контрольности. В то же время жизнь ставит перед ним определенные про­блемы, а это порождает выраженную потребность в борьбе за выживание. Примечательно, что у детей центра не утратилась потребность в альтруиз­ме – желание жить среди людей, делать им добро, быть полезным. Ребе­нок открыт миру, несмотря на жизненные условия. Он не потерян для об­щества и это хороший потенциал для работы с ним.

Таким образом, несмотря на все сложившиеся не зависящие от ре­бенка условия его жизнедеятельности, у него имеется потенциал для сво­его собственного развития, что и используется коллективом центра по ра­боте с данным контингентом детей и подростков.

Обобщая итоги проведенной работы, можно сделать вывод о том, что проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов данной про­блемы. В ходе исследования были получены уникальные материалы, по­зволяющие сотрудникам центра разрабатывать и внедрять новые инно­вационные программы социализации детей и подростков в условиях соци­ально-­реабилитационного центра для несовершеннолетних, направлен­ные на сопровождение, оказание помощи и поддержки воспитанникам центра и их семьям.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Девиантное (отклоняющееся поведение подростков: многообразие, опыт, трудно­сти, поиск альтернатив / под ред. Ю. А. Клейберга. – Тверь, 2000.
  2. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков: пособие для пси­хологов, педагогов, психосоциальных и социальных работников / под ред. С. А. Беличевой. – М., 1999.
  3. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консуль­тирования. — М., 2004.
  4. Наумчик В. Н.,. Паздников М. А Социальная педагогика: Проблема «трудных» де­тей: Теория. Практика. Эксперимент. – Мн., 2005.
  5. Основы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних / под ред. Ф. А. Мустаевой. – М.,2003.
  6. Основы психологии семьи и семейного консультирования / под общей ред. Н. Н. Посысоева. – М., 2004.
  7. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2002.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика