Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Социосфера

Издатель: ООО Научно-издательский центр «Социосфера»

ISSN: 2078-7081

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Мониторинг знаний студентов как инструмент управления качеством образования (на примере Новосибирского государственного медицинского университета) 924

Харлов Н.А., Новосибирский государственный медицинский университет, Новосибирск, Россия
Полный текст

Мониторинг знаний студентов (МЗС) представляет собой непрерыв­ный процесс, который начинается с момента зачисления студента в уни­верситет и завершается итоговой государственной аттестацией. Исходя из специфики высшего медицинского образования образовательная верти­каль в медицинском вузе подразделяется на ряд относительно самостоя­тельных составляющих (субвертикалей), охватывающих собой взаимосвя­занные дисциплины разных лет обучения. Наименование каждой субвер­тикали отражает профиль выпускающей кафедры (хирургия, терапия, стоматология, акушерство, клиническая психология, экология, экономика и управление в здравоохранении и т. п.).

Организация МЗС является обязанностью деканов факультетов по специальностям, реализуемым в университете.

Координация МЗС разных факультетов обеспечивается отделом контроля качества образования и учебно­-методическим управлением. Так как в подготовке специалистов по каждой специальности принимают уча­стие кафедры, находящиеся в подчинении различных факультетов НГМУ, согласованный вариант утверждается решением Ученого совета факульте­та. Реализация МЗС по каждой конкретной учебной дисциплине осуще­ствляется силами профессорско­-преподавательского состава кафедр под руководством заведующего кафедрой. Мониторинг знаний студентов предполагает установление преемственности между кафедрами образова­тельной вертикали (субвертикали).

В рабочую программу каждой дисциплины включаются следующие обязательные разделы: объем требований к студентам, начинающим про­цесс обучения на данной кафедре (ключевые компетенции на входе), и объем требований к студенту по окончании процесса обучения на данной кафедре (ключевые компетенции на выходе). Ключевые компетенции на выходе у кафедры, стоящей ниже по образовательной вертикали, должны соответствовать ключевым компетенциям на входе у кафедры, стоящей выше по образовательной вертикали. Кафедра, стоящая выше по образо­вательной вертикали, выполняет функции заказчика, а кафедра, стоящая ниже по образовательной вертикали – функции исполнителя. При этом кафедра может являться заказчиком по отношению к целому ряду ниже­стоящих кафедр, и эти последние должны согласовывать свои ключевые компетенции на выходе с требованиями заказчика (ключевыми компетен­циями на входе у кафедры-­заказчика).

Уровень овладения ключевыми компетенциями на входе оценивает­ся посредством входного педагогического контроля как элемента педаго­гической диагностики. Уровень знаний студентов в процессе обучения на кафедре оценивается посредством текущего контроля знаний. Уровень ов­ладения ключевыми компетенциями на выходе обеспечивается посредст­вом рубежного (итогового) педагогического контроля. Все варианты, фор­мы (виды) и сроки контроля фиксируются в учебном плане по основной образовательной программе, рабочей программе дисциплины и програм­ме образовательного аудита. Документирование данных мероприятий осуществляется в соответствии с установленными требованиями.

Сопоставление данных разных лет является составной частью еже­годной аудиторской проверки деятельности кафедр, осуществляемой от­делом контроля качества образования.

Мониторинг знаний студентов включает в себя следующие органи­зационные этапы:

•                     разработка объема и характера ключевых компетенций специалиста согласно требованиям кафедр послевузовской подготовки;

•                     разработка ключевых компетенций студентов применительно к ка­ждой дисциплине на входе и на выходе, по образовательной верти­кали;

•                     приведение рабочих программ кафедр НГМУ в соответствие с тре­бованиями вышестоящих кафедр по образовательной вертикали;

•                     согласование ключевых компетенций студентов по вертикали между соподчиненными по характеру ключевых компетенций кафедрами и курсами;

•                     разработка контролирующих материалов, необходимых для оценки достижения студентов необходимых компетенций в соответствии с установленными требованиями;

•                     внедрение, валидизация и стандартизация всех видов контрольно­диагностических материалов; периодическое обновление контроль­но­диагностических материалов в рамках их соответствия обнов­ляемым рабочим программам по дисциплине и повторные (теку­щие) согласования изменений контролирующих материалов и ра­бочих программ по вертикали между соподчиненными по характеру ключевых компетенций кафедрами;

•                     проведение контрольно­-диагностических мероприятий;

•                     регистрация/документирование результатов, группировка данных, математическая обработка, отчет по данному виду контроля обу­ченности. Мониторинг знаний студентов протекает как процесс, основной це­лью которого является получение исходной информации для совершенст­вования учебного процесса в пределах каждой кафедры/университета.

Основными задачами процесса являются:

•                     определение степени достижения ключевых компетенций примени­тельно к каждой дисциплине;

•                     регулярное определение текущего уровня знаний и умений студен­тов по изучаемым дисциплинам;

•                     оценка уровня эффективности учебного процесса в пределах каждой кафедры (курса) и университета в целом;

•                     обеспечение необходимого уровня преемственности между кафед­рами и отдельными учебными структурными подразделениями университета (деканат, учебный отдел, учебно­-методическое управ­ление, отдел контроля качества образования) в ходе образователь­ного процесса. Владельцем процесса является проректор по учебной работе. Входные данные процесса представлены в таблице 1.

Таблица 1 

№ п/п

Наименование входных данных, документы

Должностное ли­цо, ответственное за обработку дан­ных

1

Требования надзорных органов, требования нормативных документов (ФГОС ВПО, ООП, учебный план, график учебно­го процесса), результаты внешних проверок

Проректор по УР

2

Результаты ИГА

Декан

3

Требования потребителей, отчёт по маркетинговым исследо­ваниям уровня удовлетворенности потребителей качеством подготовки выпускников, требований и заявок потребителей

Начальник ОККО

4

УМКД

Зав. кафедрой

Процесс мониторинга знаний студентов представлен в блок­-схеме на рис. 1.

Рис. 1. Блок­-схема процесса «Мониторинг знаний сту­дентов»

Содержание и последовательность действий, матрица ответственно­сти должностных лиц процесса «Мониторинг знаний студентов» пред­ставлены в таблице 2.

Таблица 2 

№ п/ п

Действия

Комментарий

Должностные лица

 

Проректор поУР

НачальникУМО

НачальникОККО

Зав. кафедрой

1.

Определение це­лей и задач мо­ниторинга зна­ний на учебный год

1.1. Отслеживание надлежащего уровня качест­ва образования и анализа информации об ор­ганизации и результатах образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования осуществ­ляется через сбор, изучение и оценку уровня теоретических знаний и умений в практической деятельности, осуществляемые путем органи­зации контроля знаний 1.2. Выявление соответствия уровня знаний, умений и навыков студентов современным тре­бованиям и требованиям ФГОС ВПО 1.3. Информирование руководства об уровне соответствия обученности студентов установ­ленным требованиям

О

 

 

 

2.

Проектирование и планирование контрольно­диагностических мероприятий

На основании SWOT – анализа определяются внешние возможности и угрозы и внутренние сильные и слабые стороны, влияющие на каче­ство подготовки специалистов. Структурные подразделения (УМУ, деканат, кафедра, ОККО), участвующие в контроле качества образования, согласовывают и формируют план-график кон­трольно­диагностических мероприятий с целью получения объективной информации об уровне обученности студентов и работе ППС

 

О

 

 

3.

Обеспечение контролирую­щих мероприя­тий ресурсами

Подготовка квалифицированного персонала, обеспечивающего контрольно­-диагностические мероприятия на кафедре

 

 

 

О

Подготовка квалифицированного персонала, обеспечивающего контрольно­диагностические мероприятия на уровне ФЭПО, АСТ, оценки практических навыков

 

 

О

 

Материально-­техническое обеспечение кон­трольно­-диагностических мероприятий

О

 

 

 

Подготовка, согласование и утверждение кон­трольно-­диагностических материалов (форми­рование фондов оценочных средств) для прове­дения внутренних мероприятий, в соответствии с графиком/планом

 

 

 

О

4.

Информирова­ние участников процесса о тре­бованиях и рег­ламентах кон­

Информирование участников процесса при пла­новых проверках осуществляется через рассылку утвержденных графиков и расписаний в соот­ветствии с установленными сроками и объемами

 

О

 

 

Внеплановые контрольно-­диагностические ме­роприятия/проверки проводятся на основании

 

 

 

 

 

трольно­

приказа распоряжения. Информирование уча­

 

 

 

 

 

диагностических

стников процесса осуществляется в соответст­

О

 

 

 

 

мероприятий

вии с установленными сроками и объемами

 

 

 

 

5.

Проведение контрольно­диагностических мероприятий

 

 

 

 

5.1.

Проведение входного кон­троля знаний студентов

«Всякий шаг вперед должен опираться на повторение прежнего». К. Д. Ушинский Входной контроль знаний (ВКЗ) является од­ним из видов контроля за ходом и качеством обучения студентов и проводится с целью про­верки базовых знаний полученных на предше­ствующих дисциплинах. Входному контролю подлежат не менее 90 % студентов, начинаю­щих изучать дисциплину. ВК проводится на первом занятии, форма, метод и критерии оценки утверждаются в РП по дисциплине. Преимущество отдается тестовым формам (нормативно­-ориентированное тестирование). Каждый студент оценивается индивидуально.

 

 

 

О

 

 

Выполнение практических заданий при ВК проводится по вопросам/билетам. Материаль­но­техническое и учебно­методическое обеспе­чение ВК контролируется заведующим кафед­рой. Результаты ВК вносятся в учебный журнал. Анализ результатов ВК обсуждается на заседа­ниях кафедр (кафедра-­поставщик и кафедра-­потребитель), на рабочих совещаниях Совета деканов с целью выработки рекомендаций по преемственности знаний, выработки единых критериев оценок, улучшения качества подго­товки специалистов.

 

 

 

 

5.2.

Проведение те­кущего контроля успеваемости и посещаемости студентов

Текущий контроль знаний (ТК) или тематиче­ский является основным видом контроля за хо­дом и качеством обучения студентов и прово­дится систематически с целью установления правильности понимания и усвоения учебного материала в соответствии с дидактическими единицами рабочей программы. Текущему кон­тролю подлежат 100 % студентов, обучающихся в группе на каждом учебном занятии в наме­ченное по плану время. Текущий контроль про­водит преподаватель, ведущий занятия. Учеб­но­методические материалы, критерии оценок и форма проведения утверждаются на заседа­нии кафедры. Результат ТК выставляется еже­дневно в учебном журнале, учитывается при выведении итоговой оценки по циклу дисцип­лины, которая выставляется в зачетной книжке студента в установленном порядке. Рубежный контроль (РК) является частью текущего кон­троля и проводится в форме контрольной рабо­ты, промежуточного зачета, защиты творче­ской/самостоятельной работы и др. Рубежный контроль могут проводить преподаватель, ве­дущий дисциплину в группе, заведующий ка­федрой, назначенный (утвержденный) ректо­ром, независимый внутренний эксперт универ­ситета. Тематика и учебно­-методические мате­риалы РК обязательно обсуждаются и утвер­ждаются на заседании кафедры (№ протокола). Оценка за рубежный контроль выставляется индивидуально в учебный журнал и учитывает­ся при выставлении итоговой оценки за се­местр/дисциплину. Результаты контрольных работ, проводимых по приказу/распоряжению ректора или вышестоящих органов, оформля­ются в виде ведомостей/протоколов. Письмен­ные контрольные работы хранятся на кафедре 1 год. Анализ результатов ТК и РК проводится преподавателем в процессе обучения и зав. ка­федрой при завершении изучения дисциплины.

 

 

 

О

5.3.

Поведение Про­межуточной ат­тестации (итог по дисциплине)

Итоговый контроль (ИК) обученности студен­тов по дисциплине проводится с целью опреде­ления достигнутого уровня усвоения студента­ми основного учебного материала по дисцип­лине в целом, качества сформулированных у них базовых знаний, умений, навыков (ключе­вых компетенций). Итоговому контролю по дисциплине подлежат 100% студентов, изучав­ших дисциплину. ИК в виде проведения зачета или промежуточной аттестации студентов про­водится по графику/расписанию учебного про­цесса в соответствии с Положением о проведе­нии промежуточной аттестации. Основными формами промежуточной аттестации являются: экзамен по отдельной дисциплине, комплекс­ный экзамен по двум или нескольким дисцип­линам, зачет по отдельной дисциплине, защита курсовой работы.

 

 

 

О

5.4.

Оценка остаточ­ных зна­ний/умений

Проводится по дисциплинам, изученным ранее (не более года) на основании распоряже­ния/приказа. Учебно­методическое обеспече­ние ориентировано на ключевые компетенции, которые являются важными для будущей про­фессиональной деятельности, и утверждаются на уровне ЦМК. Формирование заданий для проверки остаточных знаний/умений осущест­вляется с учетом значимости междисципли­нарных связей и последовательности изучения дисциплин.

 

О

 

 

5.5.

Проведение ИГА

Итоговая Государственная аттестация по спе­циальности проводится в соответствии с Поло­жением об ИГА.

О

 

 

 

6.

Статистическая обработка и ана­лиз результатов контрольно­диагностических мероприятий

Статистическая обработка результатов кон­трольно­-диагностических мероприятий и их анализ проводится с учетом требований ФГОС ВПО и педагогических технологий в соответст­вии с формами и методами проведения мони­торинга знаний студентов. Персонал, проводя­щий статистическую обработку результатов, должен иметь достаточный уровень компетен­ций. Документирование результатов осуществ­ляется в утвержденных электронных фор­мах/протоколах и аналитических отчетах ОККО.

 

 

О

 

7.

Планирование КиПД

Текущие проблемы учебного процесса выносят­ся и обсуждаются на Ученых советах факульте­тов, которые проводятся в соответствии с пла­ном на протяжении учебного года с привлече­нием заведующих кафедр и других ответствен­ных лиц факультета. Наиболее важные вопросы выносятся на Учёный совет университета. Оценка по критериям обсуждается на Ученых советах факультетов после каждой сессии или в начале следующего учебного года. После чего деканы факультетов выносят предложения на Ученый совет университета. Проректор по УВР контролирует выполнение требований стандар­та посредством аудиторских проверок и анали­за обязательных записей по процессу. В резуль­тате анализа таких проверок делается заключе­ние, которое направляется руководству универ­ситета. Далее следуют корректирующие и пре­дупреждающие действия, направленные на улучшение качества. Цель планирования КиПД – выявление причин низкого уровня усвоения знаний и умений студентами и предупреждение появления повторного несоответствия уровня обученности.

 

 

О

 

8.

Определение ре­зультативности процесса мони­торинга знаний

Анализ результативности процесса, проверки на соответствие и анализ записей следуют с пе­риодичностью один раз в год и осуществляются внутренними аудиторами в соответствии с ут­вержденным планом аудитов.

 

 

О

 

Примечание. Уровни ответственности должностных лиц: «О» – не­сет ответственность за качество данного этапа работы, ответственный ис­полнитель.

Блок­-схема процесса «Организация и проведение мониторинга зна­ний студентов на кафедре» представлена на рис. 2.

Рис. 2. Блок­-схема «Мониторинг знаний студентов на кафедре»

Содержание и последовательность действий, матрица ответственно­сти должностных лиц процесса «Мониторинг знаний студентов на кафед­ре» представлены в таблице 3.

Таблица 3

№ п/ п

Действия

Комментарий

Должно­стные ли­ца

 

Проректор по УР

Начальник УМУ

Зав кафедрой

Преподаватель

1

Проектирование ООП и разработка форм и мето­дов обученности студен­тов

При проектировании ООП в соответствии с требованиями к уровню обученности сту­дентов (цели и задачи обучения) необходи­мо определить содержание учебного мате­риала – «чему учить» и «как учить» – орга­низация учебного занятия с учетом плани­руемого конечного результата (уровня обу­ченности). РП дисциплины содержит ДЕ, формы организации учебной деятельности и формы контроля обученности студентов (входной, текущий и итоговый по дисцип­лине контроль)

 

О

 

 

2

Проектирование, разра­ботка, планирование и согласование РП по дис­циплине

 

 

О

 

3

Формирование заказа для кафедры – поставщика знаний для разработки учебно­методических ма­териалов входного кон­троля

В «заказе» от кафедры­-потребителя и для кафедры­-поставщика согласовываются ключевые компетенции и уровни обученно­сти студентов, которые влияют на качество профессиональной подготовки. Формы и методы входного и выходного контроля должны соответствовать целям и задачам обучения. Например, проверка теоретиче­ских знаний – нормативно­ориентированное тестирование; определе­ние уровня овладения практическими уме­ниями – решение задач, манипуляция, ал­горитм действия.

 

 

О

 

4

Получение заказа от ка­федры­-потребителя зна­ний для разработки учеб­но­-методических мате­риалов выходного кон­троля

 

 

О

 

5

Формирование требований для всех видов текущего и рубежного контроля по дисциплине для разработ­ки учебно­методических материалов мониторинга знаний по дисциплине

 

 

О

 

6

Утверждение процедур мо­ниторинга знаний по дис­циплине

Осуществляется комплексно на заседании кафедры. При наличии внедренной рейтин­говой системы оценки учебных достижений студентов критерии оценок, процедуры контроля и формы записей должны быть известны студентам и преподавателям ка­федры до начала занятий.

 

О

 

 

7

Выполнение контрольно­диагностических проце­дур в соответствии с рас­писанием/графиком

До проведения процедур контроля обучен­ности студентов требования к персоналу и его квалификации, алгоритм действий пре­подавателей, уровни ответственности за ве­дение документации и управление данными должны быть определены и доведены до сведения ответственных лиц.

 

 

 

О

8

Анализ состояния обу­ченности студентов в со­ответствии с требования­ми ФГОС ВПО

Статистические данные и аналитический отчет содержит информацию о выполнении требований ФГОС ВПО к уровню подготовки студентов по ДЕ РП в соответствии с целями обучения. Внимание! Информация об абсолютной и качественной успеваемости по дисциплине не демонстрирует уровень учебных дости­жений студентов на соответствие требовани­ям ФГОС ВПО.

 

 

О

 

9.

Оценка динамики качест­ва образования

Сравнительный анализ и динамика качества обученности студентов (качества образова­ния) осуществляется с учетом статистиче­ских показателей и результативности про­цесса обучения. Временные показатели – за учебный год, за аналогичный семестр. Кри­териальные показатели – см. п. 2.

О

 

 

 

Выходы процесса приведены в таблице 4.

Таблица 4 

№ пп

Наименование выходных дан­ных

Документ

Ответственное должностное лицо

1.

Записи по проведению УП

Учебные журналы групп, Журналы препо­давателей

Зав. кафедрой

2.

Записи по проведению контрольно­диагностических мероприятий

Зачетные и экзамена­ционные ведомости, зачетные книжки, Про­токолы заседаний УС

Проректор поУВР

3.

Итоговая государственная аттеста­ция

Итоговая и сводная ве­домости, отчеты ИГА

Ректор

4.

Аналитические отчеты

 

Руководитель струк­турного подразделе­ния

Основные группы критериев и критерии оценок мониторинга зна­ний по информационным группам представлены в таблице 5.

Таблица 5.

Группа критериев

Направление

Критерии оценки

Уровень управле­ния инфор­мацией

1. Критерии успешности усвоения знаний

Выполнение требований ФГОС ВПО к качеству подго­товки специалиста по ООП (цикл дисцип­лин/дисциплина/ДЕ)

% соответствия

Декан

Критерии оценки уровня обученности

Выполнение требований за­казчика на соответствие уровня достигнутых ключе­вых компетенций модели специалиста (требования ре­гионального компонента)

% соответствия

Декан

Количество отчисленных студентов за семестр/уч. год

Абсолютные и относи­тельные показатели

Декан

Показатели ежемесячной ат­тестации студентов (монито­ринг успеваемости студентов).

Устанавливаются декана­том специальности

Декан

 

Состояние академической успеваемости за семестр (% студентов, не достигших нужного уровня ключевых компетенций/количество студентов, проходящих «от­работку» и имеющих задол­женности)

Абсолютная успеваемость % невыхода на сессию; на конец семестра / на ко­нец сессии/на конец учеб­ного года; через месяц по­сле окончания сессии

Декан

Состояние академической успеваемости по результатам сессии (мониторинг успевае­мости студентов).

Абсолютная и качествен­ная успеваемость

Декан

 

Информация для планиро­вания КиПД по управлению знаниями по дисципли­не/ООП: Формализованные показатели

% абсолютной успевае­мости; % качественной успевае­мости; уровень удовлетворенно­сти заказчиков (потреби­телей) выпускников каче­ством подготовки спе­циалистов

Декан

Косвенные показатели

количество выпускников,

 

 

качества обученности;

окончивших университет

 

 

 

на отлично, на отлично и

 

 

 

хорошо; успеваемость по

 

 

 

результатам ГЭК и ГАК;

 

 

 

количество именных сти­

 

 

 

пендий; результаты оце­

Проректор

 

 

нок остаточных знаний

по УР

2. Формализо­ванные крите­рии качества обучения

 

студентов; число взыска­ний и поощрений по дан­ным ежемесячной атте­стации. (в абсолютных и относи­

 

 

 

тельных показателях)

 

Трудоустройство выпускников

количество трудоустро­енных специалистов на предприятия отрасли и смежных отраслей (%); количество продолжив­ших обучение по выбран­ной специальности по дополнительным про­граммам и программам следующего уровня (%);

Проректор по УР

 

 

карьерный рост и дости­жения выпускников (за 3 года); соотношение по­ложительных и отрица­тельных отзывов о моло­дых специалистах (за 3 года).

 

3. Критерии оценки резуль­тативности процесса пре­доставления знаний (усло­вия реализации ООП)

% выполнение учебного пла­на информация о срывах заня­тий и не выполнении распи­сания Методика: экспертная оцен­ка, аудит.

факт/план записи, отчеты по ауди­там

Начальник УМУ

4. Критерии результативно­сти процесса мониторинга

­проектирование, разработ­ка, проведение и анализ ре­зультатов МЗС в соответст­вии с намеченными сроками (выполнение приказов, рас­поряжений, плана/графика); ­информационное обеспече­ние процедур мониторинга знаний (своевременность и доступность информации для участников процесса – студентов, преподавателей, руководителей структурных подразделений/зав. кафед­рами; использование ресур­сов учебного портала, воз­можностей электронного до­кументооборота); ­обеспечение процедур мо­ниторинга техническими

Количество несоответст­вий за уч. год по резуль­татам аудитов план/факт, % % преподавателей, про­шедших обучение по ор­ганизации и обеспечению

Начальник ОККО

 

средствами и сертифициро­ванными программными продуктами; ­методическое обеспечение процедур мониторинга зна­ний: • информационно­методическими пособиями для преподавателей ; • контролирующими мате­риалами для студентов; ­обеспеченность квалифи­цированными кадрами). Методика: экспертная оцен­ка, аудит.

контроля обученности студентов и организации процедур мониторинга знаний от общего коли­чества ППС

 

5. Критерии удовлетворен­ности участни­ков процесса

Методика: социологические исследования, сравнитель­ный анализ прошлых лет.

отсутствие/наличие жа­лоб; результаты анкети­рования / опроса; наличие предло­жений по улучшению

Начальник ОККО

6. Критерии мониторинга процесса

Мониторинг процесса прово­дится в текущем режиме. От­ветственным за проведение мониторинга является про­ректор по УР. Анализ мони­торинга проводится 2 раза в год по результатам семестра. Методика: сравнительный анализ.

Соответствие запланиро­ванным требованиям

Начальник ОККО

Одной из составляющих процесса мониторинга знаний студентов является мониторинг их успеваемости. Процедура мониторинга успевае­мости студентов НГМУ включает следующие мероприятия:

1                     Сбор сведений об успеваемости студентов ежемесячно и по итогам сессии.

2                    Анализ успеваемости студентов и выявление причин низкой успе­ваемости.

3                    Разработка рекомендаций по внедрению в учебный процесс мер, направленных на повышение количественной и качественной успе­ваемости студентов.

 

В целях повышения успеваемости студентов младших курсов по дисциплинам учебного плана, требующим базовых знаний по соответст­вующим дисциплинам школьного курса, коллектив университета прини­мает следующие меры:

•                     организуются дополнительные групповые занятия для слабоуспе­вающих студентов;

•                     разрабатываются и внедряются такие технологии обучения, которые позволили бы максимально активизировать образовательный процесс, в частности, стимулировать самостоятельную работу студентов и ис­пользовать весь арсенал современных информационных технологий;

•                     разрабатываются пропедевтические материалы для поддержки обу­чающихся, позволяющие актуализировать имеющие и восполнить не­достающие знания, необходимые для изучения данной дисциплины. В случаях, когда количество отрицательных оценок по определен­ному курсу каких­-либо факультетов велико, деканатами соответствующих факультетов проводится тщательный анализ всех оценок, полученных сту­дентами этого курса. Процедура анализа включает беседы со студентами и преподавателями и выявление в процессе бесед причин низкой успеваемо­сти по дисциплине. Далее, в соответствии с результатами анализа, может проводиться корректировка рабочих программ по дисциплинам; препода­вателю дисциплины рекомендуется изменить образовательную техноло­гию, выбрать оптимальные формы и методы работы со студентами.

Анализ причин отчислений студентов показывает, что основанием для отчисления, как правило, является низкая академическая успеваемость. Причинами низкой академической успеваемости студентов являются:

•                     слабая базовая подготовка студентов (школьный курс, предшест­вующие дисциплины);

•                     неумение студентов работать самостоятельно с учебной литературой и методическими материалами;

•                     отсутствие у студентов общеинтеллектуальных умений для овладе­ния новой учебной информацией;

•                     низкая мотивация к учебе и значительная трудоемкость обучения.

К показателям низкой успеваемости студентов может привести отсутствие:

•                     четко сформулированных требований к уровню обученности (что студент должен: знать / прочитать / выучить наизусть /, законспек­тировать / выделить главное / систематизировать / выполнить са­мостоятельно по алгоритму /, другое. Что студент должен: уметь выполнить самостоятельно по алгоритму / решить ситуационную задачу по образцу /, освоить профессиональную компетенцию в со­ответствии с требованиями стандарта /, другое)

•                     четко сформулированных критериев оценки;

•                     алгоритмов выполнения поставленных задач (стандартных действий);

•                     перечня типичных ошибок или возможных неправильных действий, которые мешают получить планируемый результат;

•                     информации для студентов в виде бумажного или электронного ресурса;

•                     доступной наглядности и использование современных компьютер­ных технологий;

•                     обратной связи от студентов о степени трудности изучения отдель­ных тем или дисциплины в целом.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Путилова Л. А. Мониторинг качества знаний студентов вуза // Современные сис­темы оценки качества знаний о высшем профессиональном образовании: про­блемы и перспективы: сб. статей по итогам межрегионального научно­-методического семинара. – Тюмень: Изд. ТюмГУ. 2007. – С. 56–59.
  2. Талых А. Н. Предмет мониторинга – качество образования // Директор школы. – 1999. – № 3. – С. 13–20.
  3. Беденко Н. Н. Внедрение внутривузовской системы обеспечения качества // Ме­тоды менеджмента качества. – 2009. – № 12. – С. 26–32.
  4. Нуждин В. Н., Кадамцева Г. Г. Стратегическое управление качеством образова­ния: учебное пособие. – Иваново: ИГЭУ, 2006. – 88 с.
  5. Никитин Н. Ш., Щеглов П. Е. Качество высшего образования. Риски при подго­товке специалистов // Университетское управление: практика и анализ – 2003. – № 1. – Интернет­версия журнала: http://www.umj.ru/index.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика