Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Рекомендован УМО 050400 по психолого-педагогическому образованию
РУССКИЙENGLISH
Каталог изданий 65Рубрики 50Авторы 5629Открытые статьиПодписка ЧитателямАвторам
Loading

Социосфера

Издатель: ООО Научно-издательский центр «Социосфера»

ISSN: 2078-7081

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Тип доступа: открытый доступ

Английская версия

Статусы статьи
 
Статья в открытом доступе (HTML+PDF)
 
Статья без полного текста
 
Статья платная (используйте кнопку «Купить статью» или оформите подписку)
 

Особенности использования инновационных педагогических технологий при обучении иностранному языку в неязыковом вузе

Ефимова Н.И., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Финансовый университет)
Бурова Л.Б., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Финансовый университет)

Полный текст

Переход на уровневую систему, связанную с подготовкой бакалавров и магистров, по существу означает новую конфигурацию образовательной среды, качественные изменения содержательного характера и более ак­тивное использование новых образовательных технологий, в основе кото­рых лежит интерактивное обучение. Остановимся более подробно на не­которых видах инновационных педагогических технологий.

Ролевые игры проблемной направленности хорошо известны препо­давателям иностранного языка как весьма действенная и привлекательная технология обучения при условии, что она не используется в качестве раз­влечения, а носит учебный характер. В методике наиболее широко исполь­зуются ситуативные, игровые, проблемные, собственно ролевые и деловые игры [3, с. 142]. На самом деле классификаций учебных игр довольно много и разные авторы типологизируют игры по разным основаниям.

Характеризуя собственно ролевые игры, следует подчеркнуть, что они позволяют заметно активизировать речемыслительную деятельность учащихся. Кроме того, ролевые игры делают процесс обучения иностран­ному языку личностно значимым для учащихся, так как ролевая игра яв­ляется формой имитационного моделирования условий предстоящей профессиональной деятельности. По определению Р. С. Аппатовой, роле­вая игра – это обучение через общение, где осуществляется групповое взаимодействие на основе активной деятельности участников, причем особый акцент делается на самостоятельном, инициативном характере деятельности в игре. Сама игра состоит из проблемных ситуаций, объеди­ненных общим сюжетом и общей учебной целью. [1, с. 17]. Ролевые игры дают возможность развить у студентов навыки языкового общения и по­зволяют им максимально полно выразить себя. Ролевые игры направлены главным образом на развитие социолингвистической компетенции, так как имеют коммуникативно­ситуативную направленность, где все внима­ние направлено не на учителя, а на ученика, причем используются раз­личные способы реализации коммуникативных задач, такие, как работа в парах, диалог. Использование в ролевых играх коммуникативно­-ориентировочных упражнений способствует достижению социокультур­ной компетенции. Ролевые игры направлены на выработку профессио­нально­ориентированных знаний и умений в процессе решения самими обучаемыми различных проблемных ситуаций.

Еще одной эффективной формой при обучении иностранному языку является деловая игра, где моделирование в игре приближено к реальным условиям профессиональной деятельности, имеется конфликтная ситуа­ция и обязательная совместная деятельность участников игры, выпол­няющих определенные роли. Технология проведения деловой игры вклю­чает в себя много элементов и требует от участников и преподавателя дли­тельной и тщательной подготовки. Деловые игры помогают студентам развивать следующие общие компетентности: умение работать в команде; способность брать на себя ответственность при решении различных вопро­сов и проявлять инициативу; умение выявлять проблемы и искать пути их решения; студенты учатся анализировать новые ситуации и применять для их анализа уже имеющиеся знания. Деловые игры побуждают студентов быть более активными и самостоятельными. Они способствуют интенсив­ному взаимодействию с материалом и лучшему его запоминанию. Позво­ляют за достаточно короткий срок освоить большой объем информации и обеспечить высокий уровень овладения материалом и закрепить его на практике. При этом опыт, полученный в игре, может оказаться даже более продуктивным, в сравнении с опытом, приобретенным в профессиональ­ной деятельности. Это происходит по нескольким причинам. Прежде все­го, деловая игра – это более безопасные условия: есть возможность прове­рить альтернативные решения и их последствия без риска для карьеры. Кроме того, деловые игры позволяют увеличить масштаб охвата действи­тельности, дают возможность рассмотреть и смоделировать сложные, про­блемные и трудноосуществимые на практике ситуации [2, с. 158–159].

Свидетельством интеграционных процессов отечественной высшей школы в европейскую систему образования является широкое распростра­нение метода кейс­анализа. Этот метод направлен на усовершенствование аналитических способностей студента. Впервые данная методика была разработана Гарвардским университетом еще в 1870 году [5, с. 26–28]. Де­вид Коттон в учебнике Business Class актуализировал использование дан­ного метода, где четко определил его цели: развитие умения анализа оп­ределенных проблемных ситуаций на иностранном языке в ситуации не­игрового имитационного обучения. Использование данного метода помо­гает студентам сформировать ключевые профессиональные компетенции. Метод кейс­анализа предполагает переход от стадии накопления знаний к деятельному, практико­ориентированному подходу. В case­study сочета­ется индивидуальная работа обучающихся с проблемной ситуацией и групповое обсуждение предложений, подготовленных каждым членом группы. Данный метод важен для формирования профессиональных ком­петенций, поскольку позволяет устанавливать межпредметные связи, спо­собствует развитию аналитического и системного мышления, освоению коммуникативных навыков и предполагает презентацию результатов про­веденного анализа. Знания и навыки, полученные в процессе работы над кейс­стади, позволяют студентам не только овладеть английским языком для общения на указанную тему, но и эффективно применять эти знания для решения практических задач в будущем. Студент учится выходить из положения при получении и передаче информации в условиях дефицита языковых средств, в процессе ведения деловых переговоров, работает с информацией в устной и письменной форме. В результате происходит развитие как общих, так и профессиональных компетенций [4, с. 313–317].

Следование нормам и правилам Болонской декларации предполага­ет значительную самостоятельность студента при овладении знаниями, что требует особой информационной поддержки. В своей статье А. В. Ту­малев [6, с. 93–94] рассматривает организацию самостоятельной работы студентов с использованием современных информационных технологий. Информационное взаимодействие осуществляется в высокотехнологичной информационной среде, где, во-­первых, имеются новые субъекты системы учебного взаимодействия, которые принимают активное участие в процес­се обучения. Во­-вторых, усложняется структура этого взаимодействия в направлении развития коммуникативных и информационных реализа­ций. В­-третьих, появляется возможность организовывать виды учебной деятельности, которые обеспечивают высокий уровень самостоятельности и «открытость» образования, что полностью соответствует вхождению в Болонский процесс. Так, технология «off­line» включает в себя: оператив­ную электронную переписку; телеконференцию распределенной группы; работу с электронными банками информации. Технология синхронного режима связи («on­line») включает не синхронизированную во времени дискуссию (форум), что предполагает обращение к новой информации только по инициативе самого участника форума; синхронизированную во времени дискуссию (чат); деятельность учащихся, которая направлена на поиск и анализ необходимой информации с использованием электронных информационных ресурсов, а также на создание собственных ресурсов, «продуктов» деятельности в сетях.

Рамки данной статьи не позволяют нам более подробно остановиться на еще ряде инновационных педагогических технологий, которые получи­ли широкое распространение в мировой методике обучения иностранным языкам в последнее десятилетие двадцатого и в начале двадцать первого века, а именно: обучение в малых группах сотрудничества, дискуссии, моз­говые атаки, метод проектов и некоторых других. [3, с. 330–340]. Следует заметить, что ни один из указанных методов и технологий не является уни­версальным. Целесообразно использовать отдельные виды в зависимости от материала, группы и т. п. Ошибочно было бы злоупотреблять каким-­либо одним из указанных видов. Но, несомненно, все перечисленные выше тех­нологии займут важное место в образовательном процессе.

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература
  1. Аппатова Р. С. Учебно­ролевая игра как средство интенсификации обучения груп­повому общению: Авторефер. дис. …к.п.н. – М.,1987. – 17 c.
  2. Кротовская М. А. Роль и значение ролевых игр в формировании социокультурной компетенции студентов­экономистов // Материалы межвузовской научно­практической конференции «Key skills and knowledge students need to participate successfully in the 21st century society». – М.: Изд. Академии бюджета и казначейст­ва, 2009. – С. 158–159.
  3. Миролюбов А. А. Современные педагогические технологии // Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / под. ред. А. А. Миролюбова. – Обнинск: Титул, 2010. – С. 346–348.
  4. Солодовник К. Б. Метод кейс­-стади в преподавании иностранных языков как сви­детельство современных интеграционных процессов в образовательной системе // Материалы третьей международной научной конференции «Актуальные про­блемы современного научного знания», часть 2. / под общей редакцией Н. А. Стадульской. – Пятигорск: ПГЛУ, 2010. – С. 313–315.
  5. Твердохлебова И. П. Эволюция контекста преподавания aнглийского языка дело­вого общения в России и ее влияние на роль студента // Материалы межвузов­ской научно­практической конференции «Key skills and knowledge students need to participate successfully in the 21st century society». – М.: изд. Академии бюджета и казначейства, 2009. – С. 26–27.
  6. Тумалев А. В. Иностранный язык в вузе: изменения в свете Болонского процесса // Социально­экономическое положение России в новых геополитических и фи­нансово­экономических условиях: реалии и перспективы развития: Сборник на­учных статей. – Вып. 5. – СПб.: Институт бизнеса и права, 2008. http://www.ibl.ru/konf/041208/index.shtml.
 
Служба поддержки
Email: support@psyjournals.ru
Skype: ryks.ts
Читателям
●  Условия подписки
●  Помощь читателю
●  Отзывы
●  Акции и конкурсы
●  Каталог изданий МГППУ
Авторам
●  Требования к публикации
●  Персональная страница
●  ГОСТы NEW!
●  Анкета автора
Издателям
●  Партнеры PsyJournals.ru
●  Информационное спонсорство
●  Приглашаем издателей
●  Кодекс этики публикаций
PsyJournals.ru
●  О портале
●  Карта портала
●  Медиакит
●  Ключевые слова
●  Контакты
PsyJournals.ru - психологические журналыЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2014 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-55675 от 09 октября 2013 г.

Издатель: ГБОУ ВПО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Блог Psyjournals.ru Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Google+ PsyJournals на Youtube Яндекс цитирования Яндекс.Метрика