Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Социосфера

Издатель: ООО Научно-издательский центр «Социосфера»

ISSN: 2078-7081

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Условия конструктивного разрешения конфликтов между учителем и учеником 1138

Слепцова С.А., Воронежский экономико-правовой институт, Москва, Россия
Полный текст

В последние годы отношения между учителями и учениками стали значительно сложнее и напряженнее (М. М. Рыбакова, И. А. Зимняя, С. М. Илюсизова). «Конфронтация с детьми, условия жизни которых сегодня нельзя назвать благоприятными, является обычной составной частью ре­альности» (А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов). Об этом свидетельствуют мно­гочисленные публикации в печати на эту тему, информация различных СМИ. Поэтому повышенный интерес психологов, социологов, педагогов к проблеме конструктивного разрешения конфликтов в системе отношений «учитель­-ученик» совершенно оправдан. И наше исследование, направ­ленное на изучение формирования готовности старшеклассников к пре­одолению ситуаций конфликтного общения в системе отношений «учи­тель­-ученик», является одной из составляющих продуктивного (конструк­тивного) разрешения этой проблемы.

Общение – многостороннее и многофункциональное явление, кото­рое во многом определяет и само взаимодействие между учителем и уче­ником. Как писал А. А. Бодалев, «ситуация, когда один человек воздейст­вует на другого, – это ситуация взаимодействия, а поэтому эффект воздей­ствия, как правило, связан с характером соотношений особенностей, имеющихся и у одной, и у второй личности (учителя и ученика)». Отсюда система отношений «учитель-­ученик» в общем виде характеризуется про­тиворечивостью – гармоничностью, конфликтностью – бесконфликтно­стью, принятием – непринятием, открытостью – закрытостью (Н. В. Кузь­мина, И. А. Зимняя, А. А. Реан, А. К. Маркова и др.). Хотя учитель в основ­ном вступает с учащимися в деловые, рабочие, официальные отношения, всегда имеются и сугубо личные отношения, основанные на чувстве при­вязанности, симпатии, благожелательности, или же напротив, – на чувстве неприязни, холодности, антипатии [1, с. 35]. Такие личные отношения все­гда присутствуют внутри деловых отношений, и учебная деятельность не является исключением, что часто отражается на взаимоотношениях в сис­теме «учитель­-ученик»; и порой в конфликт вовлекается вся личность [2, с. 38]. Поэтому проблема разрешения конфликтов между учителем и уче­ником в процессе учебной деятельности имеет свою специфическую на­правленность и остается актуальной (И. А. Зимняя, А. Б. Добрович, В. А. Кан-­Калик, С. В. Баныкина, Р. М. Коблев). С целью более глубокого пред­ставления особенностей готовности старшеклассников к преодолению конфликтов с учителями и возможности ее формирования возникает не­обходимость в рассмотрении условий конструктивного разрешения ситуа­ций конфликтного общения в системе отношений «учитель­ученик». Вви­ду того, что многие авторы используют и другие понятия, которые отра­жают специфику и полноту прекращения конфликтных действий (напри­мер, В. В. Бойко, А. Г. Ковалев – «затухание», Н. Ф. Феденко, В. П. Галиц­кий – «преодоление», Л. Я. Гозман – «улаживание», А. Б. Добрович – «угашение»), также возникает необходимость уточнения самого понятия «разрешение конфликта».

Разрешение конфликта – это совместная деятельность его участни­ков, направленная на прекращение противодействия и решение пробле­мы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполага­ет активность обеих сторон по преобразованию, по устранению причин конфликта [3, с. 413].

Разрешение конфликта – как результат повышения профессиона­лизма, активизации собственной мыслительной деятельности учителя, осознание реальных причин конфликтных ситуаций с учащимися [4, с. 116].

Разрешить – исследуя, найти правильный ответ; найдя решение чего­-нибудь, устранить, разъяснить, рассудить (разрешить конфликт) [5, с. 850].

Отсюда понятие «разрешение конфликта» в нашей интерпретации предполагает активную деятельность старшеклассника, направленную на прекращение конфликтных действий, осознание причины и прекращение проблемы, которая привела к столкновению с педагогом.

Разрешение конфликта приводит к разрядке, спаду напряженности, переключению внимания на свои обязанности и дела; повышению актив­ности старшеклассников в учебной деятельности, в результате чего проис­ходит восстановление душевного равновесия, углубление понимания жиз­ненных ситуаций, возникновение нового ценностного сознания старших школьников; учащиеся стремятся сохранить единство в системе отноше­ний «учитель-­ученик». Таким образом, знание природы конфликта и уме­лое преодоление его на практике имеет огромное значение как для от­дельной личности, так и для системы «учитель-­ученик» в процессе учеб­ной деятельности [1, с. 30]. Анализ психолого­-педагогической литературы (О. В. Галустова, А. Б. Добрович, М. М. Рыбакова, К. С. Лисецкий, И. Г. Атаянц, Л. М. Ломджария, Е. И. Кокконен и др.) позволил выделить сле­дующие условия, при которых разрешение конфликтов имеет конструк­тивный (продуктивный) характер: прекращение конфликтного взаимо­действия; поиск общих или близких по содержанию точек соприкоснове­ния в целях и интересах; изменение эмоционального отношения к проти­воборствующей стороне; объективное обсуждение проблемы; выбор опти­мальной стратегии разрешения конфликтной ситуации. Рассмотрим эти условия подробнее.

Прекращение конфликтного взаимодействия означает, что в ходе общения (в процессе учебной деятельности) должно быть изменено пове­дение обеих сторон или одной из них. Известно, что это условие выполни­мо при наличии определенного набора личностных характеристик кон­фликтующих в диаде «учитель-­ученик». В самом общем виде набор лич­ностных характеристик представляется как интеграция социального и биологического: возрастные и половые особенности, тип нервной системы (темперамент), волевые качества, коммуникативные умения и навыки, уровень конфликтологической грамотности, эмоциональность, актив­ность, мотивационная сфера (Л. Д. Столяренко, А. А. Реан, Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина). Прекращение конфликтного взаимодействия также воз­можно при осознании (признании) обеими сторонами существовании конфликта; при правильной оценке, анализе конфликтной ситуации; про­гнозировании ее дальнейшего развития. Основной целью психологическо­го анализа ситуации является создание достаточной информационной ос­новы для принятия основного решения возникшей ситуации. В этом слу­чае прогнозирование обеспечивает заблаговременное обнаружение тех противоречий взаимодействия учителя и ученика, которые в будущем мо­гут стать основой продолжения конфликта. Отсюда следует, что прогнози­рование в отношении проблемной ситуации способствует подавлению ее развития. Таким образом, учет личностных характеристик конфликтую­щих сторон, прогнозирование развития конфликта, оценка и анализ си­туации способствуют продуктивному разрешению конфликтной ситуации между учителем и учеником.

Поиск общих или близких по содержанию точек соприкосновения в целях и интересах учителя и ученика является процессом двусторонним и предполагает анализ каждой стороной не только своих целей и интересов, но также и целей и интересов другой стороны. Примером этого условия в нашем случае может служить период подготовки учащихся старших клас­сов к выпускным экзаменам – точкой соприкосновения может быть ре­зультат подготовки учащегося, т. е. заинтересованность обеих сторон в по­ложительном результате. Здесь, с одной стороны учитель, желающий по­лучить высокий процент качества знаний ученика, который является по­казателем его успешной работы с этим учеником, с другой стороны уча­щийся, нацеленный на высокую оценку или экзаменационный балл, обес­печивающий ему дальнейшую учебу после школы. Таким образом, в этом случае для разрешения конфликтной ситуации возникает необходимость сосредоточения не на личностях (учитель­-ученик), а на интересах и целях.

Изменение эмоционального отношения к противоборствующей сто­роне означает деятельность сторон в направлении смягчения негативного отношения друг к другу, т. е. перевод отношений в системе «учитель­-ученик» на уровень взаимоприемлемых для обеих сторон, переключение внимания с аффективно­напряженных отношений в сферу деловых отно­шений учебной работы. Опыт совместной деятельности во имя достижения общей цели сближает общающихся, позволяет открывать новые, дополни­тельные способы преодоления трудностей и неприятностей, связанных с разрешением конфликтов [2, с. 36]. Среди приемов уменьшения негатив­ных эмоций противоположной стороны также выделяют такие, как поло­жительная оценка некоторых действий взаимодействующих, готовность ид­ти на сближение позиций, обращение к третьей стороне, критичное отно­шение к самому себе, уравновешенное собственное поведение и др.

Объективное обсуждение проблемы предполагает умение выделить главные стороны возникшего противоречия и отказ от отстаивания ис­ключительно своих интересов и целей. Понимание проблемы, ставшей ос­новой конфликта, играет важную роль в его разрешении [6, с. 192]. Осо­бенно эффективно это условие при приглашении «третьей стороны» – психолога, который сможет грамотно провести психологический анализ конфликтной ситуации и поможет участникам найти не только варианты разрешения, но и возможные пути предупреждения и погашения кон­фликта. Основные стороны, которые рассматриваются участниками – это:

1) что предшествовало возникновению конфликта (место возникнове­ния, деятельность участников);

2) какие возрастные и индивидуальные особенности участников про­

явились в их поведении, ситуации, поступке;

3) ситуация с позиции учителя и ученика;

4) личностные позиции учителя и ученика;

5) содержание конфликта (конфликт деятельности, поведения или от­

ношений); 6) варианты погашения, предупреждения и разрешения ситуации, корректировка поведения сторон; 7) перспективы дальнейшего взаимодействия. Акцентирование внимания на второстепенных вопросах, забота толь­ко о своих интересах снижают шансы конструктивного решения проблемы.

Одним из лучших способов разрешения конфликтной ситуации в системе отношений «учитель­-ученик» является выбор оптимальной стра­тегии поведения (условие оптимального выбора стратегии разрешения конфликтной ситуации). К наиболее эффективным стратегиям относятся компромисс и сотрудничество. Компромисс состоит в желании обеих сто­рон завершить конфликт частичными уступками. Он характеризуется го­товностью признать претензии другой стороны частично обоснованными, готовностью простить. Для его достижения можно применить технику «открытого разговора», которая заключается в: 1) обоснованном заявле­нии, что конфликт невыгоден обоим сторонам; 2) предложении закончить конфликтовать; 3) признании своих ошибок; 4) без негативных эмоций обсудить взаимные уступки и при необходимости откорректировать их.

Сотрудничество предполагает направленность учителя и ученика на конструктивное обсуждение проблемы, рассмотрение их как союзников в поиске оптимальных решений. Способ сотрудничества в системе «учитель-­ученик» целесообразно осуществлять с использованием предложений взаимовыгодных вариантов и объективных критериев, а также с учетом важности решения для обеих сторон.

При привлечении психолога («третья сторона») для помощи в раз­решении конфликтной ситуации может быть использована стратегия «вы­играть­-выиграть», которая превращает конфликтующие стороны в дело­вых партнеров и является одновременно и этической, и эффективной. Со­вместно с психологом учитель и ученик проходят четыре этапа использо­вания этой стратегии. На первом этапе устанавливается, какая потреб­ность стоит за желаниями сторон; на втором – определение возможности компенсации различий участников в каком-­либо аспекте; на третьем этапе разрабатываются новые варианты решений, наиболее устраивающие обе стороны; на четвертом при условии сотрудничества обеих сторон находит­ся совместное решение проблемы (Х. Корнелиус, Ш. Фэйр).

Подводя итоги сказанному, необходимо отметить, что каждый кон­фликт носит неповторимый, индивидуальный характер. Поэтому опреде­ление существа конфликта важно для нахождения средств эффективного поведения [2, с. 37], которые в целом и составляют условия конструктив­ного разрешения конфликтов между учителем и учеником, а единство и общность мотивов и целей в системе отношений «учитель­ученик» стано­вятся залогом сохранения и утверждения норм поведения конструктивно­го взаимодействия.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Илюсизова С. М. Учитель и ученик: проблемы взаимоотношений. – Алма­-Ата: Мектеп, 1989.
  2. Потанин Г. М., Сахаров А. И. Конфликты: сущность и преодоление. – М.: ИПК, 1990.
  3. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. – СПб.: Питер, 2008.
  4. Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. – М.: Просвещение, 1991.
  5. Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М.: ОНИКС, 2005.
  6. Галустова О. В. Конфликтология: в вопросах и ответах. – М.: Проспект, 2008.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика