Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Социосфера

Издатель: ООО Научно-издательский центр «Социосфера»

ISSN: 2078-7081

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Слухи как фактор формирования общественного мнения 828

Кораблева О.В., Поволжский государственный университет сервиса, Тольятти, Россия

Аннотация

This article reviews the interrelation between rumors phenomena and pub¬lic opinion as a social institution. Rumors are considered to be a factor of public opinion devel¬opment being a result of communication and a product of actual problems understanding. The author shows a scheme of interrelation between rumors and public opinion at the level of routine consciousness.

Ключевые слова: rumors, routine consciousness, individual mind, rumors object, routine knowledge, serotype, public opinion

Рубрика: Социология и демография

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Тема слухов является недостаточно разработанной в отечественной социологии, в отличие от темы общественного мнения. Вопрос взаимодействия слухов и общественного мнения оказался обойденным вниманием российских ученых. На наш взгляд, этот вопрос представляется интересным и практически значимым.

Анализ слухов зависит от трактовки различных процессов общест­венного мнения. «Общественное мнение» определяет временные и колеб­лющиеся позиции и верования как результат коллективных попыток ин­терпретации постоянно возникающих новых ситуаций. Группа людей об­наруживает интерес к вопросу, обменивается позициями, имеющими к нему отношение, и интерпретирует их в терминах существующего куль­турного контекста в соответствии со спецификой своей субкультуры.

На ранних стадиях процесса коммуникации ее участники как носи­тели слуха сильно разнятся в позициях по отношению к объекту слуха в зависимости от качества интереса, тревоги или беспокойства. Сообщение слухов стремится снизить расхождение в позициях и получить общее оп­ределение ситуации, общее чувство или настроение. Слух есть то значение, посредством которого еще временная и нестабильная коллективность воз­никает из совокупности. Публика слуха может расширяться, включая тех лиц, которые изначально не были ни заинтересованы, ни информированы о ситуации.

Литература
  1. Дмитриев А. В., Латынов В. В., Хлопьев А. Т. Неформальная политическая коммуникация. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1997.
  2. Горшков М. К. Общественное мнение: история и современность. – М., 1988.
  3. Грушин Б. А. Мнение о мире и мир мнений. – М.: Политиздат, 1967.
  4. Коробейников В. С. Пирамида мнений (общественное мнение: природа и функции). – М.: Знание, 1987.
  5. Ноэль­-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. – М.: Прогресс­Академия, 1996.
  6. Попкова О. В. Онтология слухов. – Тольятти: Акцент, 2002.
  7. Тощенко Ж. Т., Харченко С. В. Социальное настроение. – М.: Academia, 1996.
  8. Шубкин В. Н. Катастрофическое сознание в современном мире в конце ХХ века / под ред. В. Э. Шляпентоха, В. А. Ядова. – М.: МОНФ, 2002.
  9. Peterson W. A., Gist N. P. Rumour and Public Opinion // American Journal of Sociology. – 1951. – V. 57. – Р. 159–167.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика