Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Социосфера

Издатель: ООО Научно-издательский центр «Социосфера»

ISSN: 2078-7081

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Слухи как фактор формирования общественного мнения 828

Кораблева О.В., Поволжский государственный университет сервиса, Тольятти, Россия
Полный текст

Тема слухов является недостаточно разработанной в отечественной социологии, в отличие от темы общественного мнения. Вопрос взаимодействия слухов и общественного мнения оказался обойденным вниманием российских ученых. На наш взгляд, этот вопрос представляется интересным и практически значимым.

Анализ слухов зависит от трактовки различных процессов общест­венного мнения. «Общественное мнение» определяет временные и колеб­лющиеся позиции и верования как результат коллективных попыток ин­терпретации постоянно возникающих новых ситуаций. Группа людей об­наруживает интерес к вопросу, обменивается позициями, имеющими к нему отношение, и интерпретирует их в терминах существующего куль­турного контекста в соответствии со спецификой своей субкультуры.

На ранних стадиях процесса коммуникации ее участники как носи­тели слуха сильно разнятся в позициях по отношению к объекту слуха в зависимости от качества интереса, тревоги или беспокойства. Сообщение слухов стремится снизить расхождение в позициях и получить общее оп­ределение ситуации, общее чувство или настроение. Слух есть то значение, посредством которого еще временная и нестабильная коллективность воз­никает из совокупности. Публика слуха может расширяться, включая тех лиц, которые изначально не были ни заинтересованы, ни информированы о ситуации.

Общественное мнение представляет собой специфическое духовное явление, которое вырастает из определенных характеристик массового сознания, приобретая новые черты мнения, сгруппировавшегося вокруг определенного интереса или системы интересов. Оно обнаруживает спо­собность формироваться как на уровне обыденного сознания, так и на уровне теоретического знания, а также в пространстве между ними. Обще­ственное мнение включает в себя теоретико-­научные представления о ми­ре, с одной стороны, и стихийно производимое массами повседневное зна­ние – с другой. Но, как акцентировал М. К. Горшков, «… в целом, в обще­ственном мнении соотношение элементов обыденного и научно­-теоретического сознания складывается в пользу первого» [2; с. 256].

Общественное мнение, являясь продуктом осознания актуальных проблем экономики, политики, культуры, проявляется в сопоставлении различных взглядов и позиций по данным вопросам. При этом поддержка или осуждение со стороны общественного мнения непосредственно влия­ют на социальное самочувствие, которое затем сказывается на социальном настроении в целом.

Существуют, по меньшей мере, две позиции по поводу характера от­ражения действительности в общественном мнении. Так, первая точка зрения заключается в том, что содержание общественного мнения и есть объективная реальность. Это означает, что мнение о факте и есть сам факт. С другой стороны, считается, что имеет место некое противопоставление, или отражение, никак не соответствующее объективно существующей дей­ствительности. Мы считаем, что общественное мнение представляет собой единство двух этих противоположных подходов относительно способности общественного мнения отражать общественное бытие и неспособности общественного мнения отражать общественные явления адекватно. Б. А. Грушин подчеркивал, что общественное мнение не всегда отражает дейст­вительность. Материальные отношения в жизни общества, своеобразно преломляются в сознании людей. Но это отражение никогда не бывает простым зеркальным. Оно является сложным противоречивым по своему характеру, испытывающим влияние массы различных факторов [3].

В. С. Коробейников относил мнение к проявлениям сознания и ха­рактеризовал его как совокупность логически связанных между собой суж­дений, содержащих оценку явления, процесса, человека. Мнение – это не­что аналогичное социальной норме. В субъективном смысле мнение есть убежденность, в объективном – познавательная функция. Оно возможно в ситуации, которая предполагает выбор и оценку различных вариантов раз­решения данной ситуации. Характерной является такая черта, как опреде­ленная степень уверенности в правильности высказываемых суждений [4].

Общественное мнение – величина переменная в историческом смысле. Общество в каждый момент времени переживает определенную специфическую общественную ситуацию, которая и оказывается для об­щественного мнения пространством и временем, в пределах которых и возможно его реагирование в форме массовых оценочно­-ценностных суж­дений, приобретение определенных состояний. При этом общественная ситуация определяется как совокупность взаимодействующих экономиче­ских, политических, социальных, духовно­идеологических и социально­-психологических условий жизнедеятельности людей.

В структуре общественного мнения представлены рациональное, эмоциональное, волевое начала, где рациональный компонент является основополагающим. При этом направленность оценочной и волевой сто­рон могут находиться в противоречии. Специфика общественного мнения заключается в том, что в развитом состоянии оно представляет собой ор­ганический сплав интеллектуальных начал, социальных чувств и волевой активности субъекта [2].

Мнение как факт массового сознания есть суждения с различной степенью истинности и ложности, которые, в свою очередь, являются производными от социальной обусловленности, компетентности, социальной установки его агентов. База образования мнений различна. Мнение может зарождаться а) в среде слухов, молвы, сплетен; б) в пределах личного опыта индивида; в) в рамках коллективного опыта. Очевидно, слухи в данном случае являются весьма оперативным и дешевым источником информации для общественного мнения. Однако мнения, основанные на личном непосредственном опыте людей при прочих равных обстоятельствах ценятся выше мнений, сформировавшихся на фоне слухов, которые выступают как наименее надежный фактор формирования мнений. Коллективный опыт или опыт других представляется или в форме опыта ближайшего социального окружения, или в виде научной информации, или свидетельств средств массовой информации [3].

В процессе формирования мнений заложен механизм стереотипов, описанный У. Липпманом, где приоритет принадлежит эмоциональным и иррациональным факторам: стереотипы как предвзятые мнения управля­ют восприятием людей. Стереотип как схематизированный образ социаль­ного объекта или события, обладающий значительной устойчивостью, по­могает человеку ориентироваться в обстоятельствах. Показательным в процессе становления мнений представляется объективации своего инди­видуального «Я», в процессе чего примешиваются личные мотивы, пере­живания, потребности, претендующие на всеобщность, присущность всем остальным. У. Липпман и А. Лоуэлл пришли к выводу об ограниченных возможностях общественного мнения, которое не может быть адекватным выражением происходящих событий, может оказаться ошибочным в кри­тических ситуациях. Ситуация выбора собственной позиции включает ме­ханизм стереотипизации, что, в свою очередь, приводит к принятию не­адекватного решения. Поэтому общественность, по его мнению, не должна влиять на принятие управленческих решений [цит. по 5].

Соотнесение понятий слуха и общественного мнения позволяет выделить сходство и различия между ними. Сходство феноменов слухов и общественного мнения выражается в том, что они формируются на одном уровне, имеют одних субъектов (индивидуумов, группы, общности, институты), предметы (неоднозначные актуальные социальные факты), механизм формирования (стереотипизация), функции (рационализации, социального контроля). Различны обозначенные явления по сути (информационная, оценочная), степени институциализации. Так, слух является праформой общественного мнения и одновременно выступает одним из источников формирования общественного мнения как полноценного социального института [9, с. 160].

Возникновение слухов и формирование общественного мнения име­ет место на уровне обыденного сознания. В этом процессе ключевое значе­ние имеет социальное настроение, которое выступает как фон, влияющий на эмоциональную подоплеку как слухов, так и общественного мнения. Под социальным настроением следует понимать преобладающее состоя­ние сознания тех или иных социальных субъектов в определенный период времени, характеризуемое типом и уровнем эмоционального накала (апа­тия, депрессия, подъем, энтузиазм). Выражается социальное настроение через эмоциональные состояния, умонастроения, ценностные ориентации и убежденность людей. Так, например, специфику настроения населения современной России определяют страхи и беспокойства, имеющие в осно­ве своего происхождения социально-­экономическую нестабильность в стране [8].

На уровне обыденного сознания происходит взаимодействие слухов и общественного мнения, обусловленное спецификой социального настроения. Взаимодействие слухов и общественного мнения представляет собой двусторонний процесс. Наряду с тем, что наблюдается влияние слухов на процесс формирования общественного мнения, имеет место и обратное влияние общественного мнения на количество, интенсивность, содержание слухов. Общественное мнение определяет объекты слухов как таковых: насколько тот или иной социальный факт является пригодным для слуха в качестве предмета, обладает ли он свойствами важности и двусмысленности. Иными словами, общественное мнение задает тематику и эмоциональную окрашенность слуха.

Каналом взаимодействия слухов и общественного мнения на микро­уровне выступает индивидуальное мнение. Как отмечал М. К. Горшков, как только по какому-­либо вопросу возникает индивидуальное мнение, возникает и общественное [2]. Но на данном этапе общественное мнение существует в виде потенции. И лишь тогда, когда индивидуальные мнения несут в себе момент общего, то, что может стать их объединяющим нача­лом, появляется возможность формирования того, что мы называем «об­щественным» мнением. Иными словами, общественное мнение воплощает в себе то общее, что содержится в индивидуальных мнениях, что их объе­диняет. В формировании частного мнения заложен процесс интерпрета­ции, которая имеет в качестве ресурсов уникальный индивидуальный опыт, опыт и знание других (ближайшего социального окружения, науч­ная информация), а также слухи.

Таким образом, в процессе взаимодействия слухов и общественного мнения наблюдается взаимное влияние и взаимопроникновение обозначенных феноменов. Для этого процесса характерна опосредованность на макроуровне через обыденное сознание и микроуровне – опосредованность через использование индивидуального мнения как канала взаимодействия слухов и общественного мнения. Социальное настроение как актуальная характеристика общественного сознания определяет количество, содержание, интенсивность слухов, циркулирующих в обществе в данный момент времени. В этом смысле слух есть индикатор состояния социального настроения и климата социальных отношений. В то же время слух влияет на социальное настроение (повышает или, напротив, снижает напряженность). Это взаимодействие происходит на фоне определенной социально­-политической ситуации, то есть имеет под собой объективную основу.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Дмитриев А. В., Латынов В. В., Хлопьев А. Т. Неформальная политическая коммуникация. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1997.
  2. Горшков М. К. Общественное мнение: история и современность. – М., 1988.
  3. Грушин Б. А. Мнение о мире и мир мнений. – М.: Политиздат, 1967.
  4. Коробейников В. С. Пирамида мнений (общественное мнение: природа и функции). – М.: Знание, 1987.
  5. Ноэль­-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. – М.: Прогресс­Академия, 1996.
  6. Попкова О. В. Онтология слухов. – Тольятти: Акцент, 2002.
  7. Тощенко Ж. Т., Харченко С. В. Социальное настроение. – М.: Academia, 1996.
  8. Шубкин В. Н. Катастрофическое сознание в современном мире в конце ХХ века / под ред. В. Э. Шляпентоха, В. А. Ядова. – М.: МОНФ, 2002.
  9. Peterson W. A., Gist N. P. Rumour and Public Opinion // American Journal of Sociology. – 1951. – V. 57. – Р. 159–167.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика