Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Социосфера

Издатель: ООО Научно-издательский центр «Социосфера»

ISSN: 2078-7081

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Милостыня как показатель социализированности мигрантов-мусульман 741

Кириллова А.И., Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
Полный текст

Социализация происходит путем овладения ценностями и нормами культуры. Одной из традиционных религиозно-­культурных норм ислама является подаяние милостыни, принесение пожертвований в мечеть. По­этому в нашем исследовании индикаторами социализированности ми­грантов выбрано: 1) частота подачи милостыни, а также 2) их отношение к пожертвованию в мечети. Данные для эмпирического анализа социализи­рованности получены из проведенного нами в 2009 году пилотного опроса 190 мигрантов-­мусульман, выходцев из республик Средней Азии. Для по­строения типологии вычисляли сумму баллов, набранную каждым из рес­пондентов (по индикаторам). За каждый индикатор присваивался 1 балл. В результате мы получили типологию мигрантов по уровню социализиро­ванности («благотворительности»), состоящую из трех групп. Условно их можно назвать: не жертвующие / или слабо социализированные (имеют 0 баллов), иногда жертвующие / средне социализированные (1 балл) и по­стоянно жертвующие / высоко социализированные (2 балла). Распределе­ние мигрантов по этим группам: 25 %, 62 % и 13 % соответственно.

11 Работа выполнена при поддержке Фонда РГНФ: грант РГНФ № 09­03­00491а по теме «Конфессиональная принадлежность мигрантов­-мусульман как фактор инкорпорирова­ния в российское общество».

Доля наиболее помогающих нуждающимся (социализированных) выше среди мужчин (16 %), 8 % – среди женщин. Социализированность (благотворительность) имеет обратную связь с высшим образованием. Она коррелирует с отсутствием детей, хотя среди социализированных больше семейных. Значимой связи социализированности с возрастом нет. Среди постоянно жертвующих больше доля приехавших из города (58 %); эта до­ля в группе иногда жертвующих – 50 %, не жертвующих – 43 %. В группе наиболее социализированных (благотворящих) больше всего выходцев из Узбекистана (43 %) и Киргизии (33 %), 14 % в этой группе составляют тад­жики, 10 % – приехавшие из других городов России и местные.

Социализированные (благотворящие) богаты (40 % против 21–23 % в двух других группах) и отрицательно относятся к бедным; они меньше получают помощи от родственников и людей своей национальности – возможно, потому, что сами настроены помогать им. Однако они больше получают помощь от «разных других людей» и от общины единоверцев. Помощь от уммы (религиозной общины) получают 3 %, 6 % и 29 % в груп­пах не жертвующих, иногда жертвующих и постоянно жертвующих соот­ветственно. Социализированные лучше говорят по­-русски (79 % свободно владеют).

Социализированность (благотворительность) мигрантов тесно свя­зана с их религиозностью и вовлеченностью в выполнение религиозных предписаний: социализированные больше других двух групп ежедневно молятся, соблюдают пост, читают Коран. Они более активно участвуют в жизни религиозной общины, а также привержены традиционным ислам­ским установлениям: женщины-мусульманки должны заниматься только семьей (не должны работать), носить хиджаб, богато одеваться, чтобы по­казывать успешность мужа. У постоянно благотворящих высока и цен­ность достатка (см. таб. 1).

Таблица 1 Связь социализированности с соблюдением религиозных и традиционных установлений, % 

 

Не жерт­вующие

Иногда жертвующие

Постоянно жертвующие

Молятся ежедневно

20

27

57

Соблюдают пост, хотя бы раз в год

49

76

84

Читают Коран

27

54

67

Участвуют в жизни религиозной общины

8

26

29

Женщины­-мусульманки не должны рабо­тать

33

39

53

Мусульманки должны богато одеваться, чтобы показывать успешность мужа

15

25

32

Женщины-­мусульманки должны носить хиджаб

18

28

50

«Достижение достатка – обязанность каж­дого»

54

63

65

Социализированные мигранты терпимее к представителям иных религий. У них больше доля положительно относящихся к существованию разных («всех») религий и культур: 67 % против 55 % в двух других груп­пах. Социализированные склонны с симпатией относиться к людям с дру­гими традициями, представителям других народов и культур, к местным русским, к православным, к европейцам, даже к традиционно «нелюби­мым» мусульманами неверующим (см. таб. 2). Можно сказать, что социа­лизированные – это люди традиции, уважающие и исполняющие религи­озные и традиционные предписания, обычаи, обряды.

С ростом социализированности растет согласие на межнациональ­ный брак: 19 %, 40 % и 68 % в группах не жертвующих, иногда жертвую­щих и постоянно жертвующих соответственно. Последнее примечательно, т. к. в целом мусульмане высказываются против таких браков. С ростом социализированности растет готовность (или гипотетическая возмож­ность) самим вступить в межнациональный брак: допускают такую воз­можность 12 % не жертвующих, 35 % – иногда жертвующих и 45 % – по­стоянно жертвующих.

Таблица 2

Отношение мигрантов с разной степенью социализированности (благотворительности) к культурно­-религиозным группам, %

С симпатией относятся к…

Не жерт­вующие

Иногда жертвующие

Постоянно жертвующие

людям с другими традициями, представи­телям других народов и культур

59

60

76

местным русским жителям

55

70

76

православным

28

32

50

европейцам, гражданам стран Запада

23

22

48

неверующим людям

5

8

10

Социализированность (благотворительность) коррелирует с уваже­нием к российской культуре и положительным отношением к ее возрож­дению. Среди социализированных больше ответивших, что миграция по­ложительно влияет на социальную стабильность в России: такого мнения придерживаются 21 % «не жертвующих», 31 % «иногда жертвующих» и 44 % «постоянно жертвующих» мигрантов. Социализированные меньше от­мечают враждебности на работе: не чувствуют враждебности на работе 64 % не жертвующих средства в помощь нуждающимся, 75 % иногда жерт­вующих и 81 % постоянно жертвующих мигрантов. Постоянно жертвую­щие (социализированные) в большей степени хотят быть здесь своими. С ростом социализированности растет ощущение принадлежности двум на­родам сразу: на это указали 5 % «не жертвующих», 14 % «иногда жерт­вующих» и 42 % «постоянно жертвующих» мигрантов. Одновременно они чувствуют, что их дом (очаг) там, откуда они приехали (71 %).

Таким образом, социализированность, индикатором которой взята благотворительность, связана 1) с традицией, приверженностью к соблю­дению норм, обрядов, установлений, в том числе и в религиозной сфере, 2) а также с общей миролюбивой направленностью, благожелательностью и определенным оптимизмом; в частности, она связана с позитивным отно­шением к представителям иных традиций, культур и вероисповеданий, и даже к межнациональным бракам.

Ссылка для цитирования

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика