Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8428Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Социосфера

Издатель: ООО Научно-издательский центр «Социосфера»

ISSN: 2078-7081

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Психологическая категория «отношения» как основополагающая для изучения гармоничного брака 924

Гаврилова Е.А., Филиал Российского государственного социального университета, Воронеж, Россия
Полный текст

Проблема категории «отношения» давно находится в поле внимания психологов. Человеку небезразлично, что другие имеют представление о нём, и очень важно, что они признают его. В своём воображении человек пытается представить, как его воспринимают другие люди, и соответственно этому стро­ит взаимодействие с ними (Л. Б. Шнейдер). Отношение (межличностное) – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно прояв­ляемые в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности и общения [6, с. 468].

Для того, чтобы показать важность понятия «отношения» в гармоничном браке, необходимо дать определение феномену «гармоничный брак», который (согласно нашему диссертационному исследованию «Психологические особен­ности развития гармоничных отношений между супругами в браке») представ­ляет собой непротиворечивые, согласованные отношения между супругами, проявляющиеся в партнёрском взаимодействии, направленном на их (супру­гов) самореализацию в супружеской (личностной) и профессиональной сферах.

Отношение одного человека к другому как особый предмет широко ис­следовались ленинградской психологической школой. Выделяют три направ­ления: 1) познавательные отношения – другой как предмет познания (А. А. Бо­далев); 2) эмоциональные отношения (или аттракции) – другой как предмет симпатии (Л. Я. Гозман); 3) практические отношения – другой как предмет воз­действия (Г. А. Ковалев, А. У. Хараш). Г. А. Ковалев выделяет три модели воз­действия одного человека на другого: а) объектная (или императивная); б) субъектная (манипулятивная); в) субъект­субъектная (диалогическая или раз­вивающая). Автор отдаёт явное предпочтение последней, поскольку она в наи­большей мере отвечает «полисубъективной, диалогической природе человече­ской психики» [7, с. 7].

В контексте данной статьи рассмотрим второе направление – эмо­циональные отношения (или аттракция) – другой как предмет симпатии (Л. Я. Гозмана).

Говоря об отношениях между людьми, Л. Я. Гозман (в своей работе «Психология эмоциональных отношений») уделяет внимание двум классам яв­лений. Это, во-первых, некая система взаимодействия, контактов, связей, во­-вторых, оценка субъектом самих этих взаимодействий и контактов и, главное, участвующих в них партнёров. Эта оценка всегда носит ярко выраженный эмо­циональный характер и может быть названа эмоциональным компонентом или эмоциональным аспектом межличностных отношений [1, с. 7].

Л. Я. Гозман подчёркивает в эмоциональных отношениях три ипостаси: эмоцию, имеющую своим предметом другого человека, аттитюд на другого че­ловека и эмоциональный компонент межличностного восприятия [9, с. 277].

Автор уделяет особое внимание понятию «аттракция». Прежде всего, ат­тракция – это чувство одного человека к другому. Как таковая она представляет собой частный случай в ряду эмоциональных явлений. Затем аттракция – это отношение к другому человеку, то есть она принадлежит и к классу социальных установок; наконец, аттракция – это оценка человека (хороший, симпатичный), следовательно, она представляет собой определённый компонент межличност­ного восприятия (Л. Я. Гозман).

Развитие и продолжение эмоциональных отношений предполагает про­хождение определённых фильтров. Первый фильтр – закономерности детер­минации аттракции на начальном этапе развития отношений. На этом этапе объект представляется в качестве стимула, обладающего определёнными ха­рактеристиками (внешность, склонность к кооперативности и др.), которые оцениваются субъектом в зависимости от их социальной ценности, параметров ситуации, в которой происходит взаимодействие, и состояния и свойства самого субъекта. Второй фильтр состоит в требовании определённого уровня сходства между собой и партнёром. Третий фильтр – ролевое соответствие – носит для каждой пары свой, сугубо индивидуальный характер, здесь отношения всё бо­лее индивидуализируются [1, с. 98].

Эмоциональные отношения, ведущие к любви, в своём развитии, прохо­дят несколько уровней: от отношения к партнёру как объекту, вызывающему интерес, до отношения к нему как к субъекту – личности, интересы которой совпадают с интересами данного партнёра. Согласно взглядам исследователя, можно говорить об идеализации партнёра, о стремлении самому к такому со­вершенству: от симпатии к любви. Тогда слово «нравится» перерастёт в «люб­лю» и в стремление к созданию равноправных, взаимоуважительных, и даже в некотором плане идеальных отношений, в которых комфортно жить, взаимо­действовать и самоактуализироваться.

«Отношение любви» является высшей степенью эмоционального поло­жительного отношения человека к человеку (Н. Н. Обозов). Супружеские отно­шения являются частью семейных отношений, поэтому по содержанию, функ­циям, способам регулирования они значительно отличаются от отношений любви. Супружеские отношения возникают в результате официального оформ­ления отношений любви, по крайней мере, в норме. Под супружеством как формой межличностных взаимоотношений будем понимать совокупность со­циально регламентированных отношений между брачными партнёрами [5, с. 168].

Категория «отношение» связывается также с такими известными имена­ми, как А. Ф. Лазурский и В. Н. Мясищев. А. Ф. Лазурский детально разработал концепцию психической составляющей отношений как целостной системы ин­дивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности – системы, которая складывается в ходе конкретной истории каждого отдельного человека и которая не только вы­ражает его личный опыт, но и определяет его поведение и переживания.

В отношении каждого человека к любой категории явлений учёный раз­личает следующие четыре стороны: 1 – наличие или отсутствие определённого отношения (интереса, склонности, отвращения) к данной категории явлений и степень его интенсивности; 2 – специфические формы, качественные особенно­сти интереса; 3 – уровень развития или дифференцированности интереса; 4 – широта или объём его [2, с. 241].

Рассматривая гармоничный брак как отношения мужчины и женщины, категорию явлений, важно отметить: а) интерес партнёров к согласованным от­ношениям внутри пары; б) гармоничный брак как «форма интереса» супругов, которая отражается и в активном, и в пассивном наслаждении супружескими отношениями, а также в способах достижения (любовь, ухаживание, разделе­ние общих интересов) и формах удовлетворения данного интереса (эгалитар­ные отношения, совместимость, сексуальная гармония); в) уровень развития супругов (определенный уровень знаний психологии партнёра (гендерной пси­хологии), а также представление об основах супружеской жизни), который во многом определяется степенью сознательности (умение контролировать себя и др.) и степень культурности формы интереса (отношение к супруге/супругу с уважением, взаимным доверием, нежностью, совместное проведение досуга и др.); г) гармоничные отношения в браке представляют собой многостороннее взаимодействие, которое выражается в разнообразии не только отношений ме­жду супругами внутри пары, но и в общественных условиях (моральных и юри­дических нормах) и сферах жизнедеятельности.

Отношения человека, в теории В. М. Мясищева (теория отношений) представляют собой сознательную, избирательную, основанную на опыте пси­хологическую связь его с различными сторонами объективной действительно­сти, выражающуюся в его действиях, реакциях и переживаниях [4, с. 51].

Психическая жизнь человека представляет целое, в котором научный анализ выделяет отдельные стороны: психические процессы, отношения, со­стояния и свойства личности. Под процессом понимается последовательность изменений психической деятельности при том или ином виде взаимодействия человека с миром, начиная от деятельности мышления и кончая двигательны­ми реакциями. Состояние – общий функциональный уровень, на фоне которого развивается процесс. Состояние может быть возбужденное, подавленное, вялое, деятельное, утомлённое и др. (В. Н. Мясищев).

Вопрос о свойствах ставится в психологии обычно в плане свойств харак­тера или личности. Так вопрос, конечно, должен ставиться, но нужно указать, что свойства обнаруживаются и в процессах, и в отношениях, и в состояниях человека. Например, свойство устойчивости – неустойчивости относится к от­ношениям, состояниям, к характеру деятельности. Свойства отношений, со­стояний и деятельности выступают как свойства личности. Это, с одной сторо­ны, подчёркивает центральный характер понятия личности, а с другой стороны, требует, чтобы понятие психологических свойств применялось с достаточной точностью и определённостью [4, с. 17].

В качестве основной стороны отношений учёный взял во внимание по­требности в системе отношений к действительности, они состоят из следующих компонентов: а) субъект, испытывающий потребность; б) объект потребности; в) своеобразная связь между субъектом и объектом, имеющая определённую функциональную нейродинамическую структуру, проявляющуюся в пережива­нии тяготения к объекту и в активной устремлённости к овладению (В. Н. Мя­сищев). Исходя из этого мы можем предположить, что брак представляет собой определённую связь (например, эмоциональные взаимоотношения: психологи­ческая близость, любовь, понимание, эмоциональное притяжение и др.) между супругами (субъектами), где объектом потребности выступает супруг/супруга, а также гармоничные отношения в браке.

В целом данная теория описывает принцип целостности субъекта как системы; в основе отношений лежит психическая составляющая личности (об­щепсихологический, патологический, медицинский компоненты субъект­-субъектных и субъект­-объектных отношений), а также «отношение» следует понимать как взаимодействие внутренней составляющей человека с реальной действительностью.

Ранее нами были отмечены фильтры развития эмоциональных отноше­ний (стр. 3). Однако как же происходит развитие супружеских отношений в це­лом между мужчиной и женщиной в период подготовки к вступлению в брак и после заключения брака?

Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис рассматривают следующие стадии раз­вития супружеских отношений: 1) выбор партнёра; 2) романтизация отноше­ний. На этой фазе влюблённые находятся в отношениях симбиоза, восприни­мают в фигуре партнёра только достоинства, смотрят друг на друга сквозь «ро­зовые очки»; 3) индивидуализация стиля супружеских отношений. Формирова­ние правил. В результате переговоров вырабатываются правила, определяющие кто, каким образом и в какой последовательности совершает в семье опреде­лённые поступки; 4) стабильность/изменчивость. Супруги ежедневно проходят через различные испытания, каждый день отвечают на вопросы: чему отдать предпочтение? повторить то, что уже стало правилом, или попробовать создать новое?; 5) фаза экзистенциальной оценки супружеского итога совместной жиз­ни, когда выясняют степень удовлетворённости/неудовлетворённости прожи­тыми годами, готовятся вместе или порознь к последнему переходу. Основной итог этой фазы – решение вопроса о том, был ли брак подлинным или случай­ным [10, с. 44]. Сложно сказать, что есть чёткое разделение между перечислен­ными стадиями.

Чувство вины, а скорее, сожаления часто присутствует при уходе от парт­нёра. Воспрепятствовать такому исходу брака может согласованное взаимодейст­вие супругов, которое направлено на совместное решение поставленных вопро­сов, в число которых входят любовь, взаимопонимание, супружеская совмести­мость, уважение и самореализация, стремление быть гармоничной личностью.

Рассматривая отношение как важную составляющую взаимоотношений между мужчиной и женщиной, отметим психологию гендерных отношений – новое направление в науке, посвящённое изучению закономерностей диффе­ренциации и иерархизации личных и групповых отношений в сфере межполо­вого взаимодействия (И. С. Клецина, 2004).

Всё многообразие содержательных характеристик межполовых отноше­ний можно свести к двум альтернативным моделям: партнёрской и доминант­но-­зависимой. Первая модель – партнёрские отношения – это отношения двух равноправных субъектов, каждый из которых обладает собственной ценностью. Данная модель характеризуется следующими особенностями: сотрудничество при использовании власти; взаимозаменяемость ролей; гибкое распределение супружеских обязанностей и видов деятельности; конструктивный способ раз­решения конфликтов; неудачи и ошибки не скрываются, обсуждаются без уп­рёков, прощаются, забываются; уважение к личным делам, интимным сторо­нам жизни без посягательства на индивидуальную сферу жизни партнёра без его разрешения и др. [3, с. 182]. Эта модель позволяет рассматривать гармонич­ные отношения в браке с позиции взаимного уважения, поддержки и заботы в диаде (паре). Гибкий подход супругов к совместной жизни и решению возник­ших проблем выражается в их уверенности в будущем супружеской жизни.

Противоположная модель отношений, доминантно-­зависимая, не предпо­лагает равноправия. В этом случае один из супругов побуждает другого подчи­ниться себе и принять цели, не согласующиеся с устремлениями и намерениями партнёра. Эта модель характеризуется следующими особенностями: неравно­мерное распределение власти, руководство, основанное на силе; деструктивный способ разрешения конфликтов; неудачи и ошибки скрываются, осуждаются, часто вспоминаются; отсутствие уважения к личным делам, интимным сторонам жизни одного из партнёров, тотальная подконтрольность его поведения; ощуще­ние незащищённости, одиночества, вины, тревожности и др. [3, с. 183].

В результате анализа категории «отношения» как основополагающей для изучения гармоничных отношений в браке мы можем сделать следующие выводы.

Во-­первых, под гармоничными отношениями в браке мы можем пони­мать осознанное субъект­-субъектное взаимодействие супругов, где они высту­пают и объектами и субъектами в процессе совместного проживания, в основе которого любовь, эмоциональная близость, взаимопомощь, ответственность, степень высокой сплочённости при решении сложных жизненных ситуаций, разделение супружеских ролей, следование традициям родительской семьи и культура межличностного общения.

Во-­вторых, мы можем рассматривать гармоничные отношения в браке как идеальные, под которыми мы понимаем высшую цель супружеских отно­шений: равновесие позиций, лёгкость в общении и взаимопонимании, сексу­альную гармонию, где контрасты взглядов супруга и супруги дополняют общую жизненную концепцию, то есть общность ценностей, мотивов, интересов, по­требностей мужчины и женщины в браке. Такие отношения носят характер по­ложительных (А. Ф. Лазурский) и служат целостному развитию человека как субъекта и объекта реальной действительности (В. М. Мясищев).

Анализ категории «отношения» как основополагающей для изучения гармоничных отношений в браке показал неотъемлемую значимость данной категории как связующего звена в процессе взаимодействия человека с объек­тивной действительностью, где любить – значит бороться с тысячами преград в нас самих и вокруг нас (Ж. Ануй).

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений: монография. – М.: Издательство Московского университета. – 1987. – 177 с.
  2. Лазурский А. Ф. Избранные труды по психологии. – М.: Наука. – 1997. – 446 с.
  3. Малкина­-Пых И. Г. Гендерная терапия. – М.: Эксмо, 2006. – 928 с.
  4. Мясищев В. Н. Психология отношений / под ред. А. А. Бодалева; вступ. ст. А. А. Бодале­ва. – М.: Изд­во Московского психолого-­социального института; Воронеж: Изд­-во НПО «МОДЭК», 2003. – 400 с.
  5. Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. – К.: Изд-­во «Лыбидь» при Киев. ун­те, 1990. – 192 с.
  6. Словарь психолога-­практика / сост. С. Ю. Головин. – 2­е изд., перераб. и доп. – Мн.: Харвест, 2001. – 976 с.
  7. Смирнова Е. О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопро­сы психологии. – 1994. – № 6. – С. 5–15.
  8. Целуйко В. М. Психология современной семьи: кн. для педагогов и родителей. – М.: Гу­манитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 287 с.
  9. Шнейдер Л. Б. Основы семейной психологии: учеб. пособие. – 2­е изд. – М.: Изд­-во Мо­сковского психологического института; Воронеж: изд­-во НПО «МОДЭК», 2005. – 928 с.
  10. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2008. – 672 с.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика