Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8382Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Социосфера

Издатель: ООО Научно-издательский центр «Социосфера»

ISSN: 2078-7081

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Современные подходы к профессиональной подготовке будущих учителей в условиях колледжа 654

Величко Е.В., Уральский политехнический колледж Новоуральского технологического института Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», Новоуральск, Россия
Полный текст

Подготовка учителя, способного к самостоятельному обучению и развитию собственной научно­обоснованной практики, – главная цель педагогического обра­зования многих современных стран. В настоящее время и в мире, и в России на сме­ну учебно­дисциплинарной модели образования приходит личностно­ориентированная модель. В центре теоретической модели личностно­ориентированного образования – развитие личности студента как человека культу­ры, как субъекта деятельности, имеющего взаимосвязанные природную, социальную и культурную сущности [2, с. 36].

Преподавание – сложная профессия, требующая комплекса знаний и компе­тенций. Содержание учебных программ должно включать изучение предметов, а также профессиональные знания, совмещенные с практикой. Кроме того, такие про­граммы должны иметь существенную исследовательскую компоненту.

Вместе с тем и само начальное педагогическое образование (Initial Teacker Training) в условиях колледжа рассматривается как первый важный шаг в формиро­вании будущего учителя.

Требования, предъявляемые к современному учителю, предполагают у него наличие глубокого знания предмета преподавания, владение передовыми педагоги­ческими методами и его способность к построению рефлексивной практики, позво­ляющей адаптировать его профессиональную деятельность как к потребностям каж­дого отдельного ребенка, так и к группе учащихся в целом. Так, совместно принятая рекомендация на уровне министров образования стран ЕС указывает на необходи­мость наличия у будущих педагогов по завершении начального педагогического об­разования таких важных умений, как:

  • способность формировать в ходе обучения универсальные (и переносимые) (transversal) учебные компетенции учащихся;
  • умение формировать безопасную и привлекательную образовательную среду;
  • способность эффективно преподавать в гетерогенных классах с учащимися из разных социальных и культурных сред в широком спектре их способностей и потребностей;
  • способность строить свою профессиональную деятельность во взаимодействии с коллегами, родителями учащихся и социальным окружением школы;
  • способность к построению нового знания и инноваций как следствие участия в рефлексивной практике и научных исследованиях;
  • способность к самостоятельному обучению в процессе собственного профес­сионального развития [4, с.15]. В контексте общей образовательной стратегии современного профессиональ­ного образования в РФ организация учебной деятельности педагогического коллед­жа направлена на обеспечение комплексного процесса развивающего образования будущих учителей начальных классов, включающего в себя индивидуализацию обу­чения, воспитания, социализации, то есть комплексного использования психологи­ческих и дидактических теорий обучения.

Будущие учителя должны владеть научно обоснованными знаниями, которые делают их компетентными и автономными в принятии педагогических решений, по­зволяют эффективно адаптировать методы преподавания к конкретным ситуациям в классе. Принципиален подход к педагогическому образованию как образованию до­казательному, то есть основанному на комплексном научном подходе. Возникшая еще столетия назад проблема продуктивного использования в реальном учебном процессе психологических и дидактических концепций обучения и усвоения имеет определенное решение при условии разработки и снабжения этих концепций и про­цесса обучения механизмами взаимодействия, которые позволят реализовывать со­единение психологических и дидактических теорий и переводить научное педагоги­ческое и психологическое знание в практическую плоскость. Таким механизмом яв­ляется отрасль психолого­педагогического знания – психодидактика. В результате ее внедрения в содержание профессиональной подготовки будущего учителя в педаго­гическом колледже.

Психологизация дидактики и учебного процесса является актуальным вопро­сом сегодняшнего дня психолого­педагогических наук и педагогической практики. В то же время механизм такого взаимодействия не разработан. Однако его можно об­наружить внутри уже имеющихся психологических и дидактических концепций.

Такое взаимодействие должно найти свое методологическое оформление в виде становления пограничного между психологией обучения и дидактикой научно­го направления, называемого нами психодидактикой. Психодидактика – это область педагогики, в рамках которой конструируются содержание, формы и методы обуче­ния на основе интеграции психологических, дидактических, методических и пред­метных (соответственно определенному учебному предмету) знаний с приоритетом использования психических закономерностей развития личности [3, с. 6].

В образовательной среде педагогического колледжа можно выделить три ос­новных компонента:

  • пространственно­предметный (архитектурные особенности зданий, оборудо­вание, особая атрибутика);
  • социальный (особая, присущая данному типу культуры «форма студенческо­преподавательской общности»);
  • психодидактический (соответствующее содержание образовательного процес­са, осваиваемые студентом колледжа способы действий). Психодидактический компонент подготовки будущего учителя в колледже пред­ставляет собой динамический, интериоризированный личностью процесс педагогиче­ского взаимодействия, адекватный как индивидуально­образовательному потенциалу студента, так и системе социальных ценностей, требований и целей, который обеспечи­вает овладение способами познания мира, профессии и себя для самореализации в жизни и профессиональной деятельности [1, с.14]. В контексте данного определения индивидуализация подготовки будущего учителя в педагогическом вузе характеризует­ся реципрокностью внешней и внутренней ее составляющих. Внешняя индивидуализа­ция – это направленное воздействие внешнего образовательного пространства, вклю­чающего адаптацию содержания и форм учебного процесса к индивидуальным особен­ностям студента, оказание педагогической поддержки с целью развития его индивиду­альности. Внутренняя индивидуализация – это направленность студента на разверты­вание и реализацию индивидуальных устремлений, выработку жизненных стратегий, формирование индивидуально­профессионального стиля деятельности.

Практическое внедрение психодидактического подхода требует выполнения ряда следующих условий:

1) проведения психологической экспертизы психологических закономерно­стей обучения и развития (которые используются при построении данной учебной программы, учебно­методического материала, учебного процесса) и психологиче­ского портрета того, каким должен быть будущий педагог и сам его преподаватель. Использование преподавателем колледжа этих закономерностей, при этом, не отда­вая себе отчета в их содержании и не рефлексируя их, приводит к стереотипам в по­строении учебного материала, в его преподавании, в собственном поведении в раз­личных педагогических ситуациях и во взаимоотношениях с разными по развитию личности студентами.

2) преподаватель колледжа должен иметь соответствующий минимум психо­логических знаний и умений.

3) создания экспериментальных учебных программ, построенных на психоло­гических закономерностях развития и обучения будущих педагогов. В качестве базо­вых могут быть выбраны различные психологические представления, теории обуче­ния и развития (в зависимости от цели обучения, возраста и интересов будущих учи­телей, интересов самого преподавателя колледжа и его руководства и др. условий), но необходима их экспериментальная проверка на предмет определения их действи­тельной эффективности и воспроизводимости другими преподавателями, в других условиях.

4) использования в качестве исходной предпосылки определения содержания и методов обучения психологических знаний о структуре способностей и личности студента колледжа­будущего педагога, их возрастной и иной динамики в ходе про­фессионального обучения и развития, включая социализацию. Развитие студента – будущего педагога должно обеспечиваться развитием всех сфер его сознания; в про­тивном случае возникает дисгармония, дисбаланс в развитии сфер сознания, что приводит к психологическим проблемам в развитии, в общении и вообще в социали­зации личности студента колледжа.

5) понимания характера и роли образовательной среды педагогического кол­леджа, в которой происходит обучение. Будет ли она способствовать развитию и проявлению индивидуальности личности студента – будущего педагога или будет ограничивать эти проявления? Будет ли она способствовать одностороннему разви­тию студента или позволит ему комплексно развивать и другие свои способности?

При использовании такого подхода к обучению при построении образова­тельных технологий приоритет переходит к психологии развития и обучения, и по­этому его следует обозначить как психолого­дидактический, или психодидактиче­ский подход.

Таким образом, для психодидактического подхода характерно приоритетное использование психологических основ развивающего образования в качестве исход­ного основания для построения как образовательной среды, так и модели социали­зирующей деятельности.

Доминирующая роль в педагогической организации образовательных техно­логий принадлежит проектированию психодидактического компонента, который призван адекватно преобразовывать взаимодействие субъекта образовательного процесса с пространственно­предметным и социальным компонентами образова­тельной среды.

  1. Через психодидактический компонент преподаватель колледжа организует контакты субъекта с содержанием образования. Эти контакты регулируются психо­дидактическими принципами организации совместной продуктивной деятельности субъектов образовательного процесса.
  2. Через психодидактический компонент преподаватель колледжа формирует психодидактические принципы организации стимулов, регулирующих организацию контактов субъекта образовательного процесса с пространственно­предметным ком­понентом образовательной среды.
  3. Через психодидактический компонент преподаватель колледжа формирует психодидактические принципы взаимодействий, регулирующих педагогическую ор­ганизацию контактов субъекта с социальным компонентом образовательной среды.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Алексеев Н. А. Личностно­ориентированное обучение; вопросы теории и практики: моногра­фия. – Тюмень: изд­во Тюменского государственного университета. Изд­е 3­е доп. и перераб. – 2008. – 216 с.
  2. Бурлакова Т. В. Индивидуализация профессиональной подготовки студентов: концептуальные основы: монография. – Шуя: изд­во ШГПУ, 2008. – 179 с.
  3. Решетникова О. А., Рубцов В. В. Ключевая роль в обновленной системе образования // Школьный психолог. – № 10. – 2010. – С. 6.
  4. Царев С. А. Формирование готовности будущего учителя к конструктивному взаимодействию: дис­сертация … кандидата педагогических наук: 13.00.01. – Оренбург, 2002. – 185 c.: 61 02­13/1945­1.
  5. Черный А. Г. Психодидактика и творческое развитие личности // Возрастная и педагогическая психология. – СПб: СПб ГУ, 2010. – С. 102.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика