Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8382Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Социосфера

Издатель: ООО Научно-издательский центр «Социосфера»

ISSN: 2078-7081

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Роль акмеологических исследований при формировании профессиональной компетентности бакалавров технологического образования 607

Акимов С.С., Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия
Полный текст

В современных социально­экономических условиях большое значение приоб­ретает подготовка компетентного специалиста, специалиста­профессионала. В связи с этим система высшего профессионального образования активно реализует компе­тентностный подход, предполагающий формирование осознанной способности и го­товности выпускника вуза к решению профессиональных задач, проблем. [1]

Формирование профессиональной компетентности бакалавров технологиче­ского образования предполагает включение студентов в исследовательскую деятель­ность, которая рассматривается как поисковая деятельность научного характера, на­правленная на объяснение явлений, процессов, установление их связей и отноше­ний, теоретическое и экспериментальное обоснование фактов, выявление законо­мерностей посредством научных методов познания, в результате которой субъектив­ный характер «открытий» может приобретать определенную объективную значи­мость и новизну [5].

Формирование профессиональной компетентности бакалавров технологиче­ского образования невозможно без реализации в процессе обучения студентов учеб­но­исследовательской работы, которая в работе [4] рассматривается как особый вид деятельности по приобретению студентами методологических знаний в соответствии с общей схемой пути познания: от накопления фактов к выдвижению гипотезы, про­верке ее истинности, доказательством построения теории и выходом в практику.

Профессиональная подготовка бакалавров технологического образования предполагает применение различных вариантов (видов) исследований, например: ис­торические, теоретико­эмпирические, теоретико­методические, акмеологические, описательные, проектно­прогностические, технологические и др.

С точки зрения обучения бакалавров технологического образования исследо­вательской деятельности, одним из наиболее интересных и перспективных видов ис­следований выступает акмеологическое исследование.

Как отмечается в работе [2], акмеологическое исследование можно определить как научное исследование, связанное с решением акмеологических проблем и задач, базирующееся на ведущих методологических принципах акмеологии, осуществляе­мое с помощью научных и собственно акмеологических методов и направленное на получение акмеологического знания. Акмеологические исследования могут быть теоретическо­методологическими и прикладными. Отличительной особенностью акмеологического исследования является его интегративный междисциплинарный характер.

Организация акмеологических исследований предполагает учет общих и спе­циальных методологических принципов акмеологии. К общеметодологическим принципам относят: принцип детерминизма, принцип субъектности, принцип гума­низма, принцип развития через разрешение противоречий и др. К специальным ме­тодологическим принципам относят: технологический принцип, принцип моделиро­вания и оптимизации, принцип обратной связи и др. [3].

Акмеологические исследования имеют определенную стратегию проведения, которая выстраивается в зависимости от специальной области, в которой выделяется предмет исследования. Как указано в работе [3], направления акмеологических ис­следований – прежде всего профессионально, кадрово ориентированные, организа­ционно­педагогически ориентированные и т.д.

Стратегия акмеологических исследований обладает определенностью и со­держит следующую совокупность последовательных компонентов:

  1. Построение моделей, в которые включаются реальные и идеальные (желательные, оптимальные) связи предметной области.
  2. Выявление и описание сущностных характеристик исследуемого пред­мета, системы, объекта, описание структуры, механизмов и уровней функциониро­вания изучаемого предмета.
  3. Выявление и описание факторов, условий, препятствующих или способ­ствующих эффективности (оптимальности) деятельности, функционирования изу­чаемого предмета. [3]

Акмеологические исследования в качестве основных предметов изучения мо­гут иметь, прежде всего, сущность профессионализма человека, компетентность спе­циалиста, акмеологические условия и факторы, способствующие развитию профес­сионализма, а так же акмеографические инварианты профессионализма и др. [2]

Результаты акмеологических исследований позволяют разработать акмеоло­гические модели профессионализма различных видов профессий, модели компе­тентных специалистов разных профессий.

Включение бакалавров технологического образования в организацию, прове­дение акмеологических исследований является актуальным с позиции формирова­ния их профессиональной компетентности.

Обучение бакалавров технологического образования предполагает организа­цию учебно­исследовательской работы, в рамках которой и могут быть организова­ны акмеологические исследования.

Акмеологические исследования при обучении бакалавров технологического образования могут быть выстроены по разным направлениям, могут представлять собой совокупность учебно­исследовательских заданий в рамках базовых курсов, мо­гут включаться как составная часть педагогической и учебно­исследовательской практики, могут быть частю внеучебной работы.

В рамаках базовых курсов, таких как «Психология», «Практическая педагоги­ка», «Введение в профессию», «Основы исследований в технологическом образова­нии» и т. д., студентам могут предлагаться различные исследовательские задания, посвященные разработке акмеологических инвариантов профессиональной дея­тельности, моделей профессионализма, компетентности специалиста, «портрета ус­пешного специалиста», составление акмеограмм, профессиограмм, успешного опыта образовательных учреждений и др. Кроме этого, к элементам исследовательской деятельности можно отнести и организацию на занятиях дискуссий, конференций по обсуждению профессионалима в профессии, инноваций в образовании и т. д.

Акмеологические исследования в рамках практики (педагогической и учебно­исследовательской): студентам целесообразно предложить разработку проекта, ис­следовательского портфолио, направленных на описание успешного опыта работы учителей, образовательного учреждения, инновационного опыта, успешного опыта решения педагогических проблем, разрешения педагогических противоречий.

Кроме этого, акмеологические исследования могут быть частью «Научного студенческого общества», где студенты также могут выявлять особенности, факторы, условия эффективной профессиональной деятельности на разных уровнях: от реше­ния педагогических ситуаций до методики обучения предмету (дисциплине).

При обучении бакалавров технологического образования могут быть органи­зованы выставки, презентации достижений выпускников факультета, при этом важ­но, чтобы к изучению и обобщению этих достижений привлекались студенты. Такое изучение достижений также является элементом акмеологических исследований.

Наконец, акмеологические исследования могут быть частью выпускных ква­лификационных работ студентов, где студенты могут теоретически и эмпирически изучать эффективную профессиональную деятельность в рамках технологического образования, разрабатывать разнообразные модели эффективной профессиональ­ной деятельности в технологическом образовании и т. д.

В заключение следует отметить, что организация акмеологических исследова­ний при обучении бакалавров технологического образования должно носить «сквоз­ной» характер, иметь возможности диверсификации и дифференциации работ, вы­полняемых студентами. Только при активном включении студентов в акмеологиче­ские исследования разной направленности, сложности, формы проведения можно го­ворить о целостности процесса формирования профессиональной компетентности ба­калавров технологического образования, что является главным условием качествен­ной подготовки конкурентоспособного работника в современных условиях.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Абакумова Н. Н., Малкова И. Ю. Компетентностный подход в образовании: организация и диагности­ка. – Томск: Томский государственный университет, 2007. – 365 с.
  2. Деркач А. А. Методы акмеологических исследований: учебное пособие. – Москва: изд­во РАГС, 2010. – 164 с.
  3. Михайлов Г. С. Методология и стратегия акмеологического исследования: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.13. – М., 1998. – 22 с.
  4. Облицова З. Г. Исследовательская деятельность педагогов как фактор совершенствования профес­сиональнойкомпетентности = The research activities of the educational specialists as a factor of the professional competence perfection: монография. – Архангельск: институт управления; М.: Юпитер, 2004. – 160 с.
  5. Охотников С. И. Организация научных исследований студентов: учебно­методическое пособие. – Йошкар­Ола: Марийский государственный университет, 2006. – 91 с.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика