Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Социосфера

Издатель: ООО Научно-издательский центр «Социосфера»

ISSN: 2078-7081

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Социальное сопровождение и поддержка детей в трудной жизненной ситуации * 1045

Лаврёнова Т.И., Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, Пенза, Россия
Лыгина М.А., Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, Пенза, Россия
Полный текст

Согласно закону Российской Федерации «Об основных гарантиях прав детей в Российской Федерации» дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – это де­ти, оставшиеся без попечения родителей; дети­инвалиды; дети, имеющие недостат­ки в психическом и (или) физическом развитии; дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, жизнедеятельность кото­рых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств самостоятельно или с помощью семьи.

Практическая социальная работа по оказанию помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, предполагает обязательную работу с семьей ребенка, особенно в тех случаях, когда семья неблагополучная. Основной формой оказания такой помощи должен стать специально организованный процесс – социальное со­провождение ребенка и семьи. В свою очередь, сопровождение может быть опреде­лено как особая форма пролонгированной социальной (включая психосоциальную и социально­педагогическую) помощи – патронажа. Патронаж в данном случае пони­мается как целостная и комплексная система социальной поддержки и психолого­педагогической помощи, оказываемой в рамках деятельности социальных служб.

Понятие «сопровождение» близко таким понятиям, как «содействие», «со­вместное передвижение», «помощь одного человека другому в преодолении труд­ностей». Сопровождать – значит проходить с кем­либо часть его пути в качестве спутника или провожатого. Сопровождение предусматривает поддержку естест­венно развивающихся реакций, процессов и состояний личности. Более того, ус­пешно организованное социальное сопровождение открывает перспективы лич­ностного роста, помогает ребенку войти в ту зону развития, которая ему пока еще недоступна. Существенная характеристика сопровождения – создание условий для перехода личности к самопомощи. Иначе говоря, в процессе сопровождения создаются условия, и оказывается необходимая поддержка для перехода от пози­ции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими жизненными трудностями».

Результатом социально­психологического сопровождения личности в процес­се адаптации к жизни становится новое жизненное качество – адаптивность, т. е. способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных си­туациях. Адаптивность предполагает принятие жизни (и себя как ее части) во всех проявлениях, относительную автономность, готовность и способность изменяться во времени и изменять условия своей жизни – быть ее автором и творцом.

В каждом конкретном случае задачи сопровождения определяются особенно­стями личности, которой оказывается помощь, и ситуации, в которой осуществляется сопровождение. Вместе с тем общими принципами сопровождения личности в труд­ной жизненной ситуации являются гуманное отношение к личности, вера в человека.

Cоциально­психологическое сопровождение делает процесс оказания помощи личности в кризисной ситуации более эффективным, контролируемым и позволяет максимально задействовать всех субъектов этого процесса. Как у ребенка, так и у се­мьи зачастую есть внутренний ресурс, к которому не всегда есть доступ.

Особое значение имеет социально­психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. Работа с ними представляет собой слож­ную систему реабилитационных мероприятий, направленных на повышение соци­альной активности, развитие самостоятельности, укрепление социальной позиции личности, формирование системы ценностей, развитие интеллекта. Психокоррек­цию детей оптимально проводить блоками, длительно, как в рамках психологиче­ского сопровождения ребенка, так и в структуре общего восстановительного лече­ния. Акцент психологического воздействия должен быть направлен на развитие личности ребенка, на коррекцию его Я­концепции. Необходимо изменить отноше­ние больного ребенка к себе, соответственно, у него изменится отношение к окру­жающему миру, и сформируются адекватные притязания и представления. Психоло­гическую работу следует проводить в рамках личностно­ориентированного подхода. До проведения психокоррекционных мероприятий необходимо тщательно изучить следующие показатели:

1) структуру и динамику психологических аспектов качества жизни (то есть личностные особенности ребенка и его связь с социумом);

2) возрастные и социальные показатели качества жизни;

3) наличие или отсутствие корреляций между психологическими аспектами качества жизни ребенка и качеством жизни его близкого окружения.

Коррекционно­психологическое сопровождение обеспечивает создание усло­вий для повышения автономности и социальной активности детей, для развития ин­теллектуальных процессов, формирования ценностных установок, соответствующих психическим и физическим возможностям ребенка. Базируясь на личностном и сис­темно­ориентированном подходе, коррекционно­психологическое сопровождение представляет собой комплексную систему всесторонней, динамической, диагности­ческой, коррекционной и развивающей помощи в соответствии с возрастными и ин­дивидуальными потребностями детей.

Система психологического сопровождения детей с ограниченными возможно­стями здоровья в образовательном процессе предусматривает деятельность в тради­ционных направлениях: диагностика, коррекционная работа, консультирование, профилактика с учетом специфических задач, целей и динамики развития учащихся на различных ступенях обучения.

В реабилитационных учреждениях необходимо заниматься не только с са­мими инвалидами, но и с их семьями. Занятия эти обязательно должны носить групповой характер и проводиться с использованием методологических приемов по развитию навыков общения. Практикуются групповые методы коррекции се­мейных взаимодействий по отношению ко всем связанным с конкретной соци­альной службой семьям, независимо от того, как ведет себя ребенок в данный мо­мент. Поскольку родители склонны выдвигать в качестве мотива для отказов от такой работы недостаток времени, целесообразно в первую очередь решать на этих занятиях насущные проблемы семьи. Например, занятия можно сочетать с консультациями по социально­правовым вопросам, с заполнением заявлений на получение каких­либо льгот и преимуществ, с организацией совместных празд­ников и экскурсий.

В более широком плане постоянная работа с семьями по месту жительства при­обретает характер социального патронажа, то есть совокупности видов социального обслуживания семей, преимущественно на дому, что можно было бы назвать дли­тельной «социальной диспансеризацией», включающей регулярное посещение семей работниками социальной службы, медико­социальную, социально­психологическую, социально­бытовую, социально­трудовую и социально­правовую помощь и поддерж­ку с целью создания оптимальных условий жизни. Одна из задач этой работы – акти­визация действий самих членов семьи.

В контексте рассмотрения проблем социального сопровождения детей в труд­ной жизненной ситуации необходимо остановиться на вопросе о современной сис­теме социально­педагогической поддержки детства.

В теоретических источниках социально­педагогическая поддержка рас­сматривается авторами как последовательная работа по охране прав, социальной защите и опеке; по предупреждению безнадзорности, профилактике социальных отношений, по восстановлению социального статуса, сохранению темпов психо­физического и личностного развития ребенка. Ряд авторов видят роль социально­педагогической поддержки в создании условий для социализации ребенка или подростка, под которой понимается процесс становления личности, усвоение ин­дивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

Для современного этапа развития системы социально­педагогической под­держки детства характерным является процесс формирования понятийного аппара­та. Если в педагогическую практику широко внедрились такие понятия, как «соци­альная защита детства», «социальная поддержка детства», «социальная помощь де­тям», то понятие «социально­педагогическая поддержка детей» используется лишь с 90­х годов прошлого века.

В правовом аспекте социально­педагогическая поддержка рассматривается в двух вариантах:

  • как деятельность, направленная на создание условий реализации прав детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; детей с проблемами социально­го взаимодействия, здоровья; одаренных детей;
  • как система деятельности учреждений и организаций различной ведомствен­ной принадлежности, направленная на обеспечение мер по сопровождению детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и решение их проблем. Система социально­педагогической поддержки, в отличие от системы соци­ального образования, рассчитана на детей, интегрированных в общеобразователь­ную среду, а также детей, не обучающихся в специальных учебных заведениях. Пра­во на социально­педагогическую поддержку – право, которым обладает каждый ре­бенок, в силу различных причин оказавшийся в трудной жизненной ситуации, имеющий проблемы в обучении, отношениях, в здоровье.

В ходе исследования нас интересовало мнение специалистов образователь­ных учреждений по вопросу социально­педагогической поддержки детей в труд­ной жизненной ситуации. Большинство ответивших считают, что социально­педагогическая поддержка – это организация социально­педагогических условий для решения проблем детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Цель социально­педагогической поддержки в том, чтобы создать «дружественную со­циальную среду», «зону безопасности, где растущий человек мог бы найти под­держку взрослого от агрессивной пропаганды вседозволенности и насилия, нау­читься жить в меняющемся социуме». Приведенные высказывания отражают различия в существующих взглядах, дают представление о разночтениях в пони­мании и определении социально­педагогической поддержки детей и подростков. Многие практики считают, что помощь специалистов в решении социально­педагогических проблем детей и родителей наиболее востребована, начиная со школьного периода.

С начала 90­х годов прошлого века система социально­педагогической под­держки переходит на новый этап развития, целью которого является создание усло­вий, способствующих реализации прав детей разных возрастов на полноценное фи­зическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие в соот­ветствии с нормами Конституции Российской Федерации. Среди приоритетов госу­дарственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации следующие:

  • обеспечение реального доступа к получению образования, развитие системы дополнительного образования, создание условий для духовного и нравствен­ного развития детей, развитие системы профессиональной ориентации, содей­ствие адаптации подростков к новым социально­экономическим условиям, создание условий для устойчивого функционирования системы организации досуга и оздоровительного отдыха детей;
  • поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах: обеспечение эффективной государственной системы профилактики безнадзорности и пра­вонарушений несовершеннолетних, обеспечение реального права детей с ано­малиями в развитии и детей­инвалидов на особую заботу государства, обеспе­чение детям­сиротам, детям­беженцам условий для полноценного духовного и физического развития.

Именно эти приоритеты определяют цели, задачи, основное содержание дея­тельности развивающейся системы социально­педагогической поддержи и защиты прав детей.

В 1998 году принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Этот закон, безусловно, является самым важным в ряду российских законов о детстве, определяет основные гарантии прав ребенка, в том числе защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Развитие новых типов и видов образовательных, социозащитных учреждений, расширение функций действующих, появление в их структуре новых служб социаль­но­педагогической направленности расширяют потенциальные возможности обра­зовательных учреждений в разработке и использовании инновационных технологий социально­педагогической профилактики, социально­педагогической реабилита­ции, адаптации, консультирования детей. Необходимым условием в данной ситуа­ции становится умение руководителя с помощью социального педагога, классных руководителей, других членов педагогического коллектива устанавливать и разви­вать «горизонтальные» социально­педагогические связи на муниципальном уровне с целью максимального использования творческого потенциала, ресурсного обеспе­чения социальных партнеров.

Необходимо отметить, что система социально­педагогической поддержки детства складывается как межведомственная, предполагающая взаимодействие уч­реждений образования, социальной защиты, медицинских учреждений и уч­реждений культуры, государственных организаций. Отличительной чертой системы становится ее обусловленность региональной (муниципальной) спецификой, когда учитываются демографические, социальные, исторические, экономические и другие особенности. Вместе с тем можно выделить ряд основных направлений по обеспече­нию социально­педагогической поддержки. К этим направлениям относятся:

  • пропаганда и разъяснение прав детей, семьи;
  • изучение, диагностирование, разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, на ранних стадиях разви­тия с целью предотвращения серьезных последствий;
  • выявление запросов, потребностей детей и разработка мер поддержки от­дельных учащихся с привлечением специалистов из соответствующих организаций;
  • индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса, воспи­танию детей в семье;
  • индивидуальное сопровождение ребенка, направленное на преодоление проблем познавательной, коммуникативной деятельности, в том числе обучение по индивидуальным образовательным программам и планам;
  • организация деятельности детей и подростков разных категорий в свобод­ное от учебы время;
  • организация реабилитационных лагерей для дезадаптированных детей;
  • проведение летних профильных смен (трудовых, досуговых, спортивных) по месту жительства подростков на базе клубов, школ и других учреждений;
  • организация летнего оздоровительного отдыха детей из необеспеченных, многодетных, асоциальных семей;
  • организация работы с одаренными детьми (летние профильные смены, кон­курсы, смотры и др.). Указанные направления отражают сложившуюся в практике содержательную составляющую социально­педагогической поддержки. Организационный компонент системы поддержки, сформировавшийся за годы ее становления как механизм меж­ведомственного взаимодействия, включает в себя следующий состав учреждений и организаций, которые различаются составом, категориями детей, их охватом, фор­мами поддержки:
  • образовательные учреждения, в том числе: дошкольные учреждения, обще­образовательные школы всех видов, учреждения начального и среднего профессио­нального образования, учреждения системы специального образования, учреждения дополнительного образования;
  • учреждения социального обслуживания: детские приюты, центры помощи семье и детям, центры реабилитации, службы доверия, консультационные центры;
  • учреждения культуры, спорта, молодежной политики: центры занятости подростков и молодежи, молодежные общественные приемные, молодежные биржи труда и др.;
  • межведомственные психолого­медико­социально­педагогические цен­тры и службы разного уровня, психолого­педагогические комиссии;
  • подразделения по делам несовершеннолетних в структуре правоохранитель­ных органов;
  • комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  • учреждения здравоохранения.

Многообразие учреждений, оказывающих социально­педагогическую под­держку, разнообразие видов поддержки отражают сущностные характеристики со­временного подхода к оказанию помощи детям в трудной жизненной ситуации, ос­нованного на реальном межведомственном взаимодействии.

Ссылка для цитирования

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика