Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Социосфера

Издатель: ООО Научно-издательский центр «Социосфера»

ISSN: 2078-7081

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Кластерная теория в условиях усиливающейся глобализации 582

Лисин М.Н., Группа компаний «Научстройпром», Россия
Полный текст

В условиях глобализации для экономики любой страны важным условием является ее внутренняя организация, способность быстро и эффективно реагировать на изменения внутренней и внешней конъюнктуры отдельных регионов, страны в целом, мировых рынков, возможность осуществлять быструю адаптацию за счет средств инновационной политики.

Во многих динамично развивающихся странах, где взвешенная государствен­ная политика поддержки предпринимательства направлена на достижение социаль­но­экономического роста, постепенно усиливается активное взаимодействие малых, средних и крупных предприятий. Причем в различных странах с рыночной экономи­кой обнаружилась общая закономерность, проявившаяся в наиболее успешном разви­тии сообществ малых и средних предприятий, сгруппировавшихся, вокруг лидирую­щих крупных фирм на основе производственно­технологических, научно­технических и коммерческих связей в пределах географически ограниченных территорий.

Этот феномен впервые был подробно изучен известным ученым М. Портером при исследовании условий развития и деятельности 100 наиболее конкурентоспо­собных группировок крупных, средних и множества малых предприятий, располо­женных в различных странах мира.

Следуя теории Майкла Портера конкурентоспособность страны в глобальном мире следует рассматривать не как конкурентоспособность отдельных ее фирм, а ис­ходя из наличия и уровня кластеров, причем принципиальное значение имеет спо­собность этих кластеров эффективно использовать внутренние ресурсы.

Согласно исследованиям Портера, наиболее конкурентоспособные трансна­циональные компании обычно не разбросаны бессистемно по разным странам, а имеют тенденцию концентрироваться в одной стране, а порой даже в одном регионе страны. Это объясняется тем, что одна или несколько фирм, достигая конкуренто­способности на мировом рынке, распространяют свое положительное влияние на ближайшее окружение: поставщиков, потребителей и конкурентов. А успехи окру­жения, в свою очередь, оказывают влияние на дальнейший рост конкурентоспособ­ности данной компании. Для всей экономики кластеры играют роль точек роста внутреннего рынка. Вслед за первым зачастую образуются новые кластеры, и меж­дународная конкурентоспособность страны в целом увеличивается. Один из главных тезисов кластерной теории заключается в том, что перспективные конкурентные преимущества создаются не извне, а на внутренних рынках.

Центром кластера чаще всего бывают одна или несколько независимых мощ­ных компаний, между которыми сохраняются конкурентные отношения, что суще­ственно отличает кластер от картеля или финансово­промышленной группы. Кла­стер предоставляет исключительно благоприятные условия для развития специали­зированных производств, в т. ч. вспомогательного, обслуживающего и поддержи­вающего характера. Лидирующие на мировом рынке крупные компании и фирмы нуждаются в большом количестве приспособленного к их технологиям смежных производств, оборудования, материалов и т. п., что создает емкий рынок для не­больших фирм, в том числе с инновационной направленностью, которые в будущем и становятся генераторами конкурентных преимуществ. Кластер дает работу множе­ству небольших фирм­поставщиков комплектующих, соединяя в себе лучшие пред­приятия, обладающие международной конкурентоспособностью. В основе процесса образования кластера лежит обмен информацией о потребностях в технике, техно­логиях и услугах между производителями, поставщиками, покупателями и родст­венными отраслями. Взаимный обмен информацией ставит в выгодные условия все фирмы кластера в их общей конкурентной борьбе с соперниками, но не снимает их заинтересованности в своем собственном положении на рынке.

Эффективность кластера проявляется в экономическом росте, в сохранении рабочих мест, расширении налоговой базы, в увеличении экспорта и привлечении иностранных инвестиций. Поэтому власти разных уровней зачастую становятся инициаторами создания и поддержания кластеров предприятий, поскольку они стимулируют социально­экономическое развитие мест расположения, прилежащих территорий и целых регионов.

Кластерный подход самым принципиальным образом меняет содержание го­сударственной промышленной политики. В этом случае усилия правительства на­правлены не на поддержку отдельных предприятий и отраслей, а на развитие взаи­моотношений: между поставщиками и потребителями, между конечными потреби­телями и производителями, между самими производителями и правительственны­ми институтами и т. д.

В ряде стран, в последние десятилетия, реализованы эффективные «кластер­ные стратегии», которые строятся на центрах деловой активности, уже доказавших свою силу и конкурентоспособность на мировом рынке. Правительства концентри­руют усилия на поддержке существующих кластеров и создании новых сетей компа­ний, ранее не контактировавших между собой. Государство при этом не только спо­собствует формированию кластеров, но и само становится участником сетей. В наи­более явной форме осуществляют подобную стратегию такие страны, как Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Италия, Канада, Нидерланды, Финляндия, Франция и др. Например, в Германии и Великобритании действуют программы соз­дания биотехнологических кластеров на базе регионального размещения фирм. В Норвегии правительство стимулирует создание кластеров, укрепляя сотрудничество между фирмами, специализирующимися в сфере морских промыслов. В Финляндии развит лесопромышленный кластер, куда входит производство древесины и древес­ных продуктов, бумаги, мебели, полиграфического и связанного с ним оборудова­ния. Тесное взаимодействие фирм данного кластера в распространении знаний обеспечивает им конкурентные преимущества перед основными торговыми сопер­никами. Несмотря на различность подходов, большинство стран Европы выработало для себя ту или иную кластерную стратегию.

Кластерный подход в России, на региональном уровне, предоставляет боль­шие возможности как для повышения конкурентоспособности местного бизнеса, так и для повышения эффективности экономической политики регионов.

Изучение основных концепций конкуренции и мирового опыта хозяйствова­ния позволяет сделать вывод о том, что созданная Майклом Портером и другими учеными теория кластерных механизмов лежит в основе развития наиболее успеш­ных экономических систем. Ныне кластерные системы объединяют наиболее эффек­тивные и взаимосвязанные виды экономической деятельности, группируя успешно конкурирующие фирмы, которые образуют лидирующую составляющую всей хозяй­ственной системы государства и обеспечивают конкурентные позиции на отрасле­вом, национальном и мировом рынках.

Ссылка для цитирования

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика