Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

РИНЦ

Теория деятельности: деятельностные исследования в Германии

Издатель: Hartmut Giest & Georg Rückriem

ISSN: 2191-6667

Издается с 2010 года

Периодичность: 2 номера в год

Формат: электронное издание

Язык журнала: немецкий

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Цифровая революция: попытка осмысления новых информационных технологий 1391

Рюкрим Г., доктор педагогических наук, Вице-президент Берлинского университета искусств. Соредактор электронного журнала "Теория деятельности: исследования в Германии"., Берлин, Германия, georg.rueckriem@gmx.net
Анг-Штайн К., научный сотрудник в Берлинском университете искусств, Берлин, Германия
Эрдманн Й.В., глава Центра дополнительного образования при Центральном институте дополнительного образования Берлинского университета искусств, Берлин, Германия

Аннотация

Не только в публичных дискуссиях, но и в научных обсуждениях термин «революция» используется все чаще как применительно к смартфонам и планшетным компьютерам, так и для того, чтобы подчеркнуть значимость происходящего в сфере новых цифровых технологий в целом. В большой степени этому способствовало широкое использование мобильных телефонов во время протестов в Северной Африке. Международное сообщество сторонников теории деятельности, в то же время, весьма сдержанно отнеслось к такой распространенной трактовке. Данная работа ставит своей целью понять, уходят ли подобные сомнения корнями непосредственно в теорию деятельности, или же существует некоторая область соприкосновения между теорией деятельности и современным медиаведением (Medientheorie, media studies). Исходя из этой цели, авторы анализируют такие понятия, как «средство», «революция», «трансформация», «переход» и др. и выдвигают следующую гипотезу: с помощью эпистемологического исследования средства можно понять непрерывные процессы развития новых медиа и цифровую революцию в целом.

Рубрика: (null)

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Hans-Bredow-Institut (2006): Medien von A bis Z. Wiesbaden: VS-Verlag für Sozialwissenschaften.
  2. Collins Concise Dictionary (1999): Revolution. Glasgow: HarperCollins.
  3. Davidson, C. & Goldberg, D.T. (2009): The Future of Learning Institutions in a Digital Age. http://mitpress.mit.edu/books/chapters/Future_of_Learning.pdf [29.04.2010]. 
  4. Duden (1980): Das große Wörterbuch der deutschen Sprache. Mannheim, Wien, Zürich: Duden-Verlag.
  5. Encarta World English Dictionary (1999): Revolution. London: Bloomsbury.
  6. Erdmann, H-W. & Rückriem, G. (2010): Lernkultur oder Lernkulturen – was ist neu an der ’Kultur des Lernens’? Von einer modernisierungstheoretischen zu einer ‚transformationstheoretischen’ Sicht. In H. Giest & G. Rückriem, Tätigkeitstheorie und (Wissens-)Gesellschaft. Fragen und Antworten tä­tigkeitstheoretischer Forschung und Praxis, pp. 15-52. Berlin: Lehmanns Media.
  7. Engestroem, Y. & Sannino, A. (2010): Studies of expansive learning: Foundations, findings and future challenges. Educational Research Review. doi:10.1016/j.edurev.2009.12.002.
  8. Fenn, J. (2008): Mastering the hype cycle: How to choose right innovation at the right time. Massachus­sets: Harvard Business School Publishing.
  9. Giesecke, M. (1990): Als die alten Medien neu waren – Medienrevolutionen in der Geschichte [As the old media were new – media revolution in history]. In R. Weingarten (Ed.), Informationen ohne Kommunikation?, pp. 75-98. Frankfurt a.M.: Fischer TB.
  10. Giesecke, M. (1990): The Media Revolution at the Beginning in the Modern Era and its Historical Signi­ficance. Universitas. A Quaterly German Review of the Arts and Sciences, 32(3), pp. 219-227.
  11. Giesecke, M. (1991a, 1994): Der Buchdruck in der frühen Neuzeit. Eine historische Fallstudie über die Durchsetzung neuer Informations- und Kommunikationstechnologien [Book printing in modern age. A historical case study about the assertion of new information and communication technolo­gies]. Frankfurt a.M.: Suhrkamp.
  12. Giesecke, M. (1991b): Sinnenwandel, Sprachwandel, Kulturwandel – Studien zur Vorgeschichte der Informationsgesellschaft [Alteration of senses, language, and culture – studies of the prehistory of the information society]. Frankfurt a.M.: Suhrkamp.
  13. Giesecke, M. (2002): Von den Mythen der Buchkultur zu den Visionen der Informationsgesellschaft. Trendforschungen zur kulturellen Medienökologie. Frankfurt a.M.: Suhrkamp.
  14. Gorbatschow, M. (1987): Perestroika, die zweite russische Revolution. Eine neue Politik für Europa und die Welt [Perestroika, the second Russian revolution. A new politic for Europe and the world]. München: Droemer Knaur.
  15. Gorbatschow, M. (1988): Umgestaltung und neues Denken für unser Land und für die ganze Welt [Transformation and a new mindset for our country and for the entire world]. Berlin: Dietz-Verlag.
  16. Johnson, L.; Levine, A. & Smith, R. (2009): The 2009 Horizon Report [electronic version]. Austin, Texas: The New Media Consortium. http://www.nmc.org/pdf/2009-Horizon-Report.pdf [29.04.2010].
  17. Kruse, P. & Tholl, G. (2009): Das www ist in der Pubertät. ZeitOnline 05.08.2009. http://www.zeit.de/ newsticker/2009/8/5/iptc-bdt-20090805-427-22007652xml [28.04.2010].
  18. Kruse, P. & Kuhn, J. (2009): Internetthesen des FAZ-Herausgebers „Schirrmacher ist Zaungast“. sue­ddeutsche.de 26.11.2009. http://www.sueddeutsche.de/computer/218/495543/text/ [28.04.2010].
  19. Kruse, P. & Reinhard, U. (2009): Livestream DNAdigital – Ein Gespräch mit Peter Kruse. In W. Buhse & R. Reinhard (Hrsg.), DNAdigital – Wenn Anzugträger auf Kapuzenpullis treffen (pp. 80-99). Neckarhau­sen: whois.
  20. Leont’ev, A.N. (1982): Tätigkeit. Bewusstsein. Persönlichkeit [Activity. Consciousness. Personality]. Köln: Pahl-Rugenstein-Verlag.
  21. Lorenz. K. (1977): Die Rückseite des Spiegels. Münschen: dtv.
  22. McLuhan, M. (1995): Die Gutenberg-Galaxis. Das Ende des Buchzeitalters, Bonn u.a: Addison-Wesley. 
  23. Reese-Schäfer, W. (2007): Politisches Denken heute: Zivilgesellschaft, Globalisierung und Menschen­rechte. München: Oldenbourg Wissenschaftsverlag. 
  24. Rheingold, H. (2002): Smart mobs. The next social revolution. Cambridge: Perseus books.
  25. Rückriem, G. (2010a): La technología digital y la mediación: un desafío a la teoría de la actividad. Confe­rencia invitada de la Facultad de Psicología de la Universidad Autónoma de Mejico (UNAM) y de la Universidad Abierto y Educación a Distancia (CUAED). 28 de septiembre del 2009. In: Sinéctica 34. Revista electronica de Educación. Enero-junio de 2010. http://www.sinectica.iteso.mx/ index. php?cur=34&art=34_00.
  26. Rückriem, G. & Erdmann, J.W. (2010b): Thesen zur Methodologie der Tätigkeitstheorie In H. Giest & G. Rückriem (Eds.), Tätigkeitstheorie und (Wissens-)Gesellschaft. Fragen und Antworten aus tätig­keitstheoretischer Forschung und Praxis, pp. 199-218. Berlin: Lehmanns Media.
  27. Rückriem, G. (2009a): Digital Technology and Mediation: A Challenge to Activity Theory. In: A. Sannino, H. Daniels & K.D., Gutierrez (Ed.), Learning and Expanding with Activity Theory, pp. S. 88 – 111. Cambridge: Cambridge University Press.
  28. Rückriem, G. (2009b): Das Problem der Vermittlung. Eine Herausforderung für die Tätigkeitstheorie. Vortrag auf Einladung der Lurija-Gesellschaft. Bremen, 9. 10. 2009. In: Mitteilungen und Materia­lien der Lurija Gesellschaft, 16 (1), pp. 7-33.
  29. Rückriem, G. (2008a), Tätigkeitstheorie und Neue Medien oder: A. N. Leont’ev und das Verhältnis von Mensch und Technik. Vorwort zu einigen wenig bekannten Arbeiten Leont’evs. In: Mitteilungen der Luria-Gesellschaft, 15 (1-2), pp. 5-35.
  30. Rückriem, G. (2008b): Statt einer Einleitung: Internet und Bildung. Bildungstheorie als Medienpädago­gik. Vortrag vor der Fakultät für Erziehungs-und Sozialwissenschaften der Universität der Künste, Sommersemester 1999. In: B. Fichtner, Lernen und Lerntätigkeit. Ontogenetische, phylogenetische und epistemologische Studien, pp. XI-XXXVI. Berlin: Lehmanns Media.
  31. Rückriem, G. (2008c), Työkalu vai medium? Tieto-ja viestintätekniikan merkitys inhimillisissä käytännöissä. Toiminnan teorian systeemisen ymmärtämisen etsintää (Werkzeug oder Medium? Die Bedeutung der Informations-und Telekommunikationstechnik für die menschliche Praxis. Su­che nach einer Schnittstelle zwischen Tätigkeitstheorie und Systemtheorie). Vortrag vor dem 2. Finnish National Congres on Activity Theory and Sociocultural Approach (Überarbeitete Fassung des Vortrags.) In: R. Engeström & J. Virkkunen (Eds.), KultturinenVälittyneisyys Toiminnassa ja op­pimisessa (Mediation in Work Activity and Learning). Research Reports 11, pp. 29 – 45. Centre for Activity Theory and Developmental Work Research. University of Helsinki. 
  32. Russell, D.M., Streitz, N.A. & Winograd, T. (2005): Building disappearing computers. Communication of the ACM, 48(3), pp. 42-48.
  33. Schirrmacher, F. (2009): Payback. Trailer 1. http://www.youtube.com/watch?v=WCZuVFNoXxk [14.04.2010].
  34. Selwyn, N., Crook, C., Carr, D., Carmichael, P., Noss, R. & Laurillard, D. (2008): Education 2.0? Designing the web for teaching and learning. http://www.tlrp.org/pub/commentaries.html [14.04.09].
  35. Sterling, B. (2005): Order out of the Chaos. Wired, 13(4). http://www.wired.com/wired/ arc-hive/13.04/view.html?pg.=4 [21.01.2011].
  36. Streitz, N.A. (2008a): The Disappearing Computer. In T. Erickson & D. McDonald (Ed.), HCI Remixed: Reflections on Works that have Influenced the HCI Community, pp. 55-60. Cambridge: MIT Press.
  37. Streitz, N.A. (2008b): Designing for People in Ambient Intelligence Environments. In A. Mana & C. Rudolph (Ed.), Developing Ambient Intelligence, pp. 47-54. Paris: Springer Verlag.
  38. Streitz, N.A.; Kameas, A. & Mavrommati, I. (2007a): The Disappearing Computer, Interaction Design, System Infrastructures and Applications for Smart Environments. Berlin: Springer LNCS 4500.
  39. Streitz, N.A.; Prante, T.; Röcker, C. & van Alphen, D. (2007b): Smart Artefacts as Affordances for Aware­ness in Distributed Teams. In N.A. Streitz, A. Kameas, & I. Mavrommati (Ed.), The Disappearing Computer, pp. 3-29. Berlin: Springer LNCS 4500.
  40. Streitz, N.A. (2006): From Human-Computer Interaction to Human-Environment Interaction: Ambient Intelligence and the Disappearing Computer. In: Proceedings of the 9th ERCIM Workshop on “User Interfaces For All”. Königswinter. Wieder abgedr. in: St.M. Pieper (Ed), Universal Access in Ambient Intelligence Environments, pp. 3-13. Berlin: Springer LNCS, 4397.
  41. Streitz, N.A. (2005a): From Human-Computer Interaction to Human-Artefact Interaction: Interaction Design for Smart Environments. In: M. Hemmje, C. Niederee & T. Risse (Ed.), From Integrated Pub­lication and Information Systems to Virtual Information and Knowledge Environments, pp. 232­-240. Berlin: Springer LNCS, 3379.
  42. Streitz, N.A. (2005b): Kooperative Gebäude und der “Disappearing Computer”. In M. Kerres & R. Keil-Slawik (Ed.), Hochschulen im digitalen Zeitalter: Innovationspotenziale und Strukturwandel, pp. 313-332. (Education Quaterly Forum, Bd. 2). Münster: Waxmann-Verlag.
  43. Streitz, N.A., B. Remmers, M. Pietzcker & R. Grundmann (1999): „Arbeitswelten im Wandel – Fit für die Zukunft?“ – Menschen, Organisationen, Technologien und Architektur an der Schwelle zum 21. Jahrhundert. Stuttgart: Deutsche Verlagsanstalt.
  44. Vygotskij, L.S. (1992): Geschichte der höheren psychischen Funktionen. Münster, Hamburg: Lit-Verlag.
  45. Weiser, M. (1991): The Computer for the 21st Century. In Scientific America, 265 (3), pp. 94-194
  46. Willke, H. (1998): Systemisches Wissensmanagement [Systemic knowledge management]. Stuttgart: Lucius & Lucius.
  47. Willke, H. (1999): Systemtheorie II: Interventionstheorie. Grundzüge einer Theorie der Intervention in komplexe Systeme [System theory II: Intervention theory. Basic principles of a theory of interven­tion in complex system] (3. ed.). Stuttgart: Lucius & Lucius.
  48. Willke, H. (2001): Atopia. Studien zur atopischen Gesellschaft. Frankfurt/M.: Suhrkamp.
  49. Willke, H. (2002): Dystopia. Studien zur Krisis des Wissens in der modernen Gesellschaft. Frankfurt/M.: Suhrkamp.
  50. Willke, H. (2005): Symbolische Systeme. Weilerstwist: Velbrück.
  51. Willke, H. (2006): Global Governance. Bielefeld: transcript verlag.
  52. Wilson, E. (1998): Inventing the global information future. In: Futures, 30, pp. 23-42.
  53. Wobbe, Th. (2000): Weltgesellschaft. Bielefeld: transcript.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика