Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8224Ключевые слова 20166 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

87 место — направление «Психология»

0,035 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

Вестник практической психологии образования

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2658-3100

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2004 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Особенности употребления алкоголя в подростковой среде * 1064

Собкин В.С., доктор психологических наук, руководитель Центра социологии образования, ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования», Москва, Россия, sobkin@mail.ru
Адамчук Д.В., аспирант и научный сотрудник Центра социологии образования РАО и сотрудник МЦКО, Москва, Россия

Рубрика: Прикладные исследования

Тип: научная статья

* Статья основана на материалах социологического опроса 2983 учащихся 7-х, 9-х и 11-х классов московских общеобразовательных школ. Исследование было проведено в рамках Комплексной программы РАО «Социология образования».

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Следует отметить, что представленные в статье материалы продолжают линию исследований, начатых нами около 15 лет назад. При этом важно отметить, что, несмотря на кардинальные объективные социально-экономические и культурные трансформации, субъективная оценка самой ситуации в подростковой среде стала, как это ни странно, более стабильной. Иными словами, «сознание работает» более инерционно, чем это может показаться на первый взгляд. Так, например, если мы сопоставим ответы старшеклассников о распространенности различных негативных явлений в подростковой среде (среди одноклассников и знакомых) в 1991 г. с ответами на те же вопросы в нашем исследовании 2002 г., то обнаружим высокую степень совпадений, причем порой до десятой доли процента. Так, например, «повышенную заболеваемость» в 1991 г. фиксировали 6,0% учащихся, а в 2002 г. — 5,2%; «наркоманию, токсикоманию» соответственно 0,9% и 1,1%; «курение» — 32,2% и 33,0%; «воровство» — 0,8% и 1,7%; «половую распущенность» — 2,6% и 3,9%. Подчеркнем, что это ответы подростков двух разных поколений. Если же мы соотнесем эти ответы с объективными данными госстатистики, то по целому ряду показателей ситуации 1991 и 2002 гг. будут различаться на порядок. Таким образом, «бытие» трансформируется стремительнее, чем сознание. И в то же время относительно других аспектов различия в ответах подростков весьма существенны. Укажем лишь одно: если на «употребление спиртных напитков», как на очень частое явление среди сверстников, в 1991 г. указывали 10,3%, то в 2002 г. таких ответов уже 17,5%. Эти различия статистически значимы на очень высоком уровне и фиксируют, что в самой подростковой среде произошел существенный сдвиг в оценке распространенности именно алкоголизма среди сверстников.

Литература
  1. Собкин В.С., Абросимова З.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.В. «Дети до…» становятся все младше // Первое сентября. 2003. ¹73 (1240).
  2. Собкин В.С., Абросимова З.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.В. Подростковая девиация: ценностные ориентации и жизненное самоопределение. // Труды по социологии образования— М.: Центр социологии образования РАО, 2004. Т. IX. Вып. XV.
  3. Собкин В.С., Абросимова З.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.В. Подросток: отклоняющееся поведение и возрастной кризис // Начальная школа плюс до и после. 2004. ¹3. С. 20—25.
  4. Собкин В.С., Абросимова З.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.В. Проявление отдельных видов девиации в подростковой субкультуре: возрастная динамика и гендерная специфика // Вопросы психологии. 2004. ¹3. С. 3—18.
  5. Собкин В.С., Абросимова З.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.В. Подросток: нормы, риски, девиации. Труды по социологии образования. Т. X. Вып. XVII
  6. — М.: Центр социологии образования РАО, 2005.
  7. Собкин В.С., Кузнецова Н.И. Российский подросток 90-х: Движение в зону риска. Аналитический доклад. — М.: ЮНЕСКО, 1998.
  8. Собкин В.С., Писарский П.С. Социокультурный анализ образовательной ситуации в мегаполисе. — М.: Мин-во образования РФ, 1992.
  9. Собкин В.С., Писарский П.С. Жизненные ценности и отношение к образованию: кросскультурный анализ Москва-Амстердам. По материалам социологического опроса учителей, учащихся и родителей.
  10. — М.: Центр социологии образования РАО, 1994.
  11. Smoking, drinking and drug taking in the European Region. WHO Regional Office for Europe. — Copenhagen, Denmark, 1997. 48
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика