Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8451Ключевые слова 20557 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

87 место — направление «Психология»

0,035 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

Вестник практической психологии образования

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2658-3100

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/bppe

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2004 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

«Кризисы разочарования: в развитии профессионального самосознания психологов 1462

Пряжникова Е.Ю., доктор психологических наук, профессор кафедры педагогической психологии факультета «Психология образования» МГППУ, Москва, Россия, e-pryazhnikiva@yandex.ru

Рубрика: Профессия психолог

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Вопреки обыденным представлениям, психологи относятся к кризисам не просто с «пониманием», но и с «уважением». Известное высказывание Л.С. Выготского о том, что «если бы кризисов не было, их следовало бы выдумать теоретически» [цит по 9, с. 11], иначе никак нельзя объяснить развитие личности ребенка, относится, на наш взгляд, не только к возрастной психологии, но и к психологи становления профессионала. При этом Л.С. Выготский связывал кризисы с неизбежными переживаниями, которые и являются основой формирования сознания. В частности, он писал: «Переживание вводится как единица сознания, где все основные свойства сознания даны как таковые, в то время как во внимании, в мышлении не дано связи сознания… Действительной динамической единицей сознания, то есть полной единицей, из которой складывается сознание, будет переживание» [цит. по 10, с. 12].

Литература
  1. Васьковская СВ. Психологические условия формирования профессионального самосознания будущего учителя: Автореф. …дисс. канд. психол. наук. — К., 1987.
  2. Зеер Э.Ф. Психология профессий. — Екатеринбург, 1997.
  3. Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. — М., 1995.
  4. Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. — М., 1983.
  5. Климов Е.А. Введение в психологию труда. — М., 1988.
  6. Ливехуд Б. Кризисы жизни — шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью. — Калуга, 1994.
  7. Людвиг фон Мизес. Бюрократия. «Запланированный хаос». Антикапиталистическая ментальность. — М., 1993.
  8. Маркова А.К. Психология профессионализма. — М., 1996.
  9. Мерлин В.С. Об интегральном исследовании индивидуальности // Проблемы интегрального исследования индивидуальности. — Пермь, 1977, с. 7—22.
  10. Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. — М., 1981.
  11. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. — М., 1994.
  12. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. — М., 1996.
  13. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. — М., 1998.
  14. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения: Учебное пособие. — М., 1999.
  15. Пряжников Н.С. Психология элитарности. — М., Воронеж, 2000.
  16. Пряжникова Е.Ю. Факторы профессионального самоопределения преподавателей педагогических вузов // Вопросы психологии, 1994. ¹ 6. С. 64—73.
  17. Ролз Дж. Теория справедливости. — Новосибирск, 1994.
  18. Селье Г. Стресс без дистресса. — Рига, 1992.
  19. Столин В.В. Самосознание личности. — М., 1983.
  20. Чудновский В.Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от «внешнего» и «внутреннего» // Психологический журнал, Т. 16. 1995. ¹ 2. С. 15—26.
  21. Martens D. Schlusselqualifikation. Thesen zur Schulung eine Moderne Geseltschaft // Verlag W.Kohlhammer. Stuttgard, Berlin, Kоln, Mainz, 1974. 55
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика