Об итогах III Национальной Конференции

361

Общая информация

Рубрика издания: Приложения

Тип материала: документ

Для цитаты: Об итогах III Национальной Конференции [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2007. Том 4. № 1. С. 24–25. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2007_n1/28684 (дата обращения: 18.04.2024)

Полный текст

 

Департамент молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей информирует о том, что 12—14 декабря 2006 года в г. Москве состоялась III Национальная конференция «Психология образования: культурно-исторические и социально-правовые аспекты».

В выступлении заместителя Министра образования и науки Российской Федерации Свинаренко А.Г. было подчеркнуто, что психологическое и социальное здоровье детей и молодежи, защита их прав и интересов, психологическое обеспечение социальной адресной поддержки обучающихся должны рассматриваться сегодня как приоритетные задачи развития образовательной системы Российской Федерации.

Их решение может быть обеспечено благодаря наличию таких ресурсов, как:

—    уровень развития отечественной психологической науки;

—    сложившаяся система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов-психологов;

—    кадровый потенциал и уровень подготовки специалистов (согласно статистическим данным в настоящее время в системе образования России работает около 64 тысяч педагогов-психологов, более 60 процентов из которых имеют вторую и высшую квалификационные категории);

—    материально-техническое оснащение ППМС-центров и кабинетов педагогов-психологов в образовательных учреждениях;

—    наличие программно-методического и информационного обеспечения деятельности специалистов службы;

—    система управления региональными и муниципальными Службами, созданной в 62 субъектах РФ;

—    наличие региональных программ развития службы и т. д.

В деятельности Службы практической психологии образования реализованы принципы коррекционно­развивающего и компенсирующего обучения, индивидуальная психолого-педагогическая и медико-социальная помощь ребёнку, ранняя диагностика и коррекция отклонений в развитии, сотрудничество семьи и школы и др. Служба является основой интеграции действий педагогов-психологов, педагогов, социальных педагогов, медицинских работников и других специалистов в единую систему индивидуального комплексного динамического сопровождения развития ребенка на всех этапах обучения в образовательном учреждении.

Важное место в системе образования России занимают образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры).

Перспективы развития службы практической психологии в настоящее время должны быть определены новыми социальными требованиями к системе образования.

Документы

Реализация Приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, предусматривающих введение предшкольного образования, системы единого государственного экзамена, предпрофильного и профильного обучения, информатизацию образования и т д., предопределяет специфику дальнейшего развития Службы и деятельности ее специалистов, определяет особую роль этой службы в оценке результатов и последствий широкомасштабных экспериментов и инновационных образовательных проектов в системе образования России.

Важнейшим направлением исследований и разработок в области научной и практической психологии является проблема психологической помощи людям в экстремальных ситуациях.

Современная политическая ситуация и вовлеченность в нее подростков и молодежи диктует необходимость еще одного направления — психологического сопровождения социальных инициатив и движений. Старшеклассники и студенты становятся в настоящее время группой риска, подвергающейся со стороны политических группировок манипулятивным воздействиям, которым они противостоять не готовы.

Процесс самоорганизации и саморазвития личности ребенка также невозможен без психологии — психологии самопознания.

В целом для дальнейшего развития системы психологического обеспечения образования необходимо

на уровне субъектов Российской Федерации:

разработать региональные программы развития службы практической психологии, обеспечить их реализацию, предусмотрев:

разработку нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность ППМС-центров и педагогов-психологов образовательных учреждений;

совершенствование системы повышения квалификации специалистов данного профиля;

сохранение и развитие сети образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, финансирование ППМС-центров за счет средств соответствующих бюджетов, совершенствование их материально-технического и учебно-методического обеспечения.

На федеральном уровне

разработать и утвердить Концепцию развития системы психологического обеспечения образования на период до 2010 года, предусмотрев:

—    создание службы комплексной (психолого-медико-социально-правовой) помощи участникам образовательного процесса на всех ступенях образования (от дошкольного до высшего профессионального);

—    совершенствование практики лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

—    совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов-психологов с учетом необходимости профессиональной подготовки специалистов к решению актуальных социально-образовательных проблем;

—    разработку и реализацию системы мер, направленных на повышение доступности и качества психологических услуг;

—    совершенствование нормативной правовой базы деятельности Службы в части финансирования ППМС- центров и сохранения ставок педагогов-психологов в образовательных учреждениях в условиях перехода на нормативное подушевое финансирование;

—        организацию и проведение мониторинга Службы практической психологии.

Направляем для использования в практической работе рекомендации конференции.

Подробная информация о состоявшемся мероприятии, тексты выступлений его участников и фото-сессия размещены на официальном сайте Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России www.molros.ru и Федерации психологов образования России www.rospsy.ru.

Метрики

Просмотров

Всего: 576
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 361
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0