От съезда к съезду

501

Общая информация

Рубрика издания: От редакции

Тип материала: редакторская заметка

Для цитаты: Дубровина И.В. От съезда к съезду [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2008. Том 5. № 2. С. 4–7. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2008_n2/28587 (дата обращения: 20.04.2024)

Полный текст

 

В декабре 2008 года состоится IV съезд практических психологов образования. Каждый съезд — это событие для профессионального сообщества. На них подводятся итоги проделанной работы и на основе анализа этих итогов уточняются цели деятельности службы и намечаются ее перспективы на ближайшее будущее.

Становление психологической службы в системе образования страны происходит с начала 80-х годов прошлого века. Это было обусловлено потребностью общества, бурное социальное развитие которого резко повысило требования к творческому и нравственному потенциалу личности.

80-е годы — романтический период в развитии школьной психологической службы. Получив стартовый импульс в Москве, психологическая служба стала стихийно развиваться в отдельных регионах страны. Психологи верили, что их приход в школу сможет стать гарантией в реализации права каждого ребенка на полноценное психическое и личностное развитие, на развитие его индивидуальности.

В 1988 году вышло Постановление Государственного комитета СССР по образованию о введении ставки школьного психолога во все учебно-воспитательные учреждения страны, что явилось правовой основой деятельности школьного психолога, определило его социальный статус, права и обязанности.

С этого момента служба энергично развивается почти во всех регионах. Происходит расширение сферы деятельности психологической службы, она начинает постепенно охватывать всю систему обучения и воспитания от дошкольного возраста (детские сады, детские дома) до ранней юности (школы, лицеи, гимназии, колледжи и др.). Соответственно меняется ее название — не школьная психологическая служба, а психологическая служба образования или практическая психология образования.

В июне 1994 года в Москве состоялся I съезд практических психологов образования, на котором психологическая служба получила общественное признание. В работе съезда приняли участие более 1500 делегатов из всех регионов страны.

На съезде было отмечено, что психологическая служба становится органичным и необходимым элементом государственной службы образования, именно она определяет стратегию педагогики развития. Образовательная ситуация того времени характеризовалась высокой активностью инновационных процессов. Многие сложности работы практического психолога были обусловлены прежде всего тем, что он начинал работать не в устоявшейся системе образования, а в атмосфере инновационных начинаний. Но именно это породило множество возможностей и сделало деятельность педагога-психолога как востребованной, так и плодотворной.

На съезде был обсужден опыт работы психологической службы и принято основное целевое направление ее деятельности — максимальное содействие психическому и личностному развитию ребенка разного возраста: развитию интеллектуальному, мотивационному, эмоциональному, коммуникативному, поведенческому и пр. Большое внимание было уделено диагностике, которая воспринималась психологами как ведущий вид деятельности психологической службы. В этом проявилась свойственная тому времени эйфория — безграничная вера в диагностику: будем знать об уровне развития психических процессов — поможем ребенку в его развитии.

II съезд проходил в октябре 1995 года в Перми. Психологи образования профессионально окрепли, приобрели необходимый опыт, осмыслили свои задачи, действия, методы работы.

На нем было отмечено, что почти все инновационные программы, вся система образования в целом направлены в основном на интенсивное интеллектуальное развитие детей. Был внимательно проанализирован запрос к психологической службе со стороны педагогических коллективов школ. Педагоги задавали справедливый вопрос: мы внедряем в школу многочисленные инновационные программы, новые учебные предметы, учебники, а как во всем этом «инновационном водовороте» чувствуют себя дети? Как это сказывается не только на их интеллектуальном развитии, но и на их самочувствии, как определить, что они чувствуют, что переживают во время учебной деятельности, как эта деятельность отражается на их здоровье?

Съезд уточнил цель деятельности психологической службы образования: максимально содействуя психическому и личностному развитию ребенка, больше внимания уделять психологическому здоровью детей дошкольного и школьного возраста.

В выступлениях было отмечено, что психологическое здоровье неразрывно связано со здоровьем психическим. Но если основу психического здоровья составляет полноценное развитие высших психических функций, психических процессов и механизмов, то основу психологического здоровья — развитие личностной индивидуальности. Психологическое здоровье предполагает духовное становление личности, полноту и богатство ее внутреннего мира на основе полноценного и всестороннего психического развития. Психологическое здоровье обеспечивается в образовательном учреждении тем, что взрослые помогают растущему человеку находить достойное, с его точки зрения, удовлетворяющее его место в познаваемом, переживаемом им мире, отношения с которым гармонизируются на каждой возрастной ступени.

В решениях съезда сказано, что основной задачей службы остается содействие психическому и личностному развитию детей на всех возрастных ступенях дошкольного и школьного детства. При этом основное внимание следует уделять созданию благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода, для реализации заложенных в соответствующем этапе онтогенеза возможностей развития индивидуальности. Подчеркивалось, что задача педагога-психолога

—    не только и не столько поиск одаренных детей, сколько создание условий, при которых каждый ребенок мог бы почувствовать себя способным, талантливым хотя бы в одной из многочисленных областей человеческой деятельности и человеческих отношений. Приоритетным направлением деятельности педагога-психолога была признана психологическая профилактика, указывалось на необходимость более глубокого взаимодействия психолога с педагогами и родителями детей.

III съезд состоялся в мае 2003 года в Москве. Для психологической службы образования страны прошедший после предыдущего съезда период был временем энергичных поисков смысла своей деятельности, завоевания авторитета в системе образования и в общественном мнении в целом.

Психологи пришли во все образовательные учреждения (детские сады, школы, гимназии, колледжи, интернаты, детские дома и пр.) и укрепили свои профессиональные позиции. Служба стала лучше оснащена методически, подкреплена теоретически. Подготовка практических психологов образования (педагогов-психологов) приобрела массовый характер.

Была уточнена цель психологической службы: не просто психологическое здоровье детей и школьников, но создание психологически безопасной образовательной среды. Анализ психолого-педагогических и социально-психологических условий, изучение всех воздействий и влияний на ребенка, школьника становится приоритетным видом деятельности педагога-психолога.

На съезде была высказана мысль о том, что одним из основных просчетов психологической службы образования является отсутствие контекста психологической и общей культуры при рассмотрении всех ее компонентов и при подготовке специалистов. Быть может, именно этим объясняется слабая эффективность психологического просвещения: психологов становится все больше, а психологическая культура общества остается на низком уровне.

Это стало беспокоить психологическую общественность. После съезда во многих городах

—    Белгороде, Воронеже, Омске, Москве, Санкт- Петербурге, Нижнем Новгороде и др. прошли конференции по тем или иным аспектам проблемы психологической культуры, в частности, по вопросу взаимной зависимости психологической культуры и безопасности в образовании.

Сейчас мы на пороге IV съезда. С чем же мы к нему приходим и чего ожидаем от него? Какой видится цель психологической службы на современном этапе развития системы образования? Какие первоочередные проблемы требуют своего решения?

Обозначим несколько проблем, которые, с нашей точки зрения, следует (наряду с другими проблемами) обсудить на съезде и наметить пути их решения.

1.   Одной из актуальных проблем видится создание единой психологической службы образования страны. Сейчас такой структуры в стране нет. Есть отдельные регионы, отдельные психологи, которые много и хорошо работают.

Между тем, все более очевидным становится тот факт, что если существует целостная система образования страны, должна быть и целостная система психологической службы, работающая на нее. Постоянно растущая востребованность психологов со стороны педагогической практики, расширение профессионального поля их деятельности, включение в орбиту их взаимодействия всех субъектов образовательного процесса требуют большего внимания к решению организационно-управленческих вопросов, регламентирующих профессиональную деятельность как отдельных психологов, так и психологической службы в целом.

Поэтому одной из задач дальнейшего развития психологической службы является задача преодоления разрозненности отдельных ее подразделений, обеспечения координации и создание единой системы психологической службы образования в масштабах города, области, региона, а в перспективе — всей страны. Система, как мы знаем, — это единство взаимозависимых частей, каждая из которых привносит свое конкретное в уникальные характеристики целого.

Целостность системы психологической службы обеспечивается тем, что на всех своих уровнях она опирается на:

•    четко понимаемые единые смысл, цели и задачи деятельности;

•    примерное, осмысленно вариативное определение содержания деятельности;

•    правовое и финансовое обеспечение реализации этих целей, методов и содержания деятельности;

•    профессиональное взаимодействие федеральных, региональных, муниципальных и учрежденческих подразделений службы при условии, что каждое из этих подразделений имеет и выполняет определенные функции.

2.  Психология не может оставаться в стороне от решения насущных социальных задач, связанных с качеством воспроизводства нации. Образование (обучение и воспитание) формирует поколения, задавая ту или иную направленность их сознания, ценностей, поведения. Справедливо отмечается, что общественное сознание стало терять главное

—    понимание ценности человека, его жизни. Люди становятся более эмоционально глухими, нередко не понимают чужого горя, личностно к нему не относятся, а значит, надо работать над изменением такого сознания. И начинать надо с детства, ведь сегодняшние дети будут строить в недалеком будущем такую жизнь, какую мы программируем посредством их воспитания.

Представляется, что практическая психология, обслуживая систему современного образования, оказалась не в полной мере готовой к решению вновь ставшей актуальной задачи воспитания детей, школьников, студентов. Она акцентировала основное внимание на одном аспекте образования — усвоении знаний учеником, развитии его интеллектуальной сферы, его подготовке к поступлению в вуз. И значительно меньше внимания уделила психологии воспитания: развитию эмоциональной, нравственной сферы, развитию уважительных отношений к людям — взрослым и сверстникам, культурному взаимодействию с ними. Отсюда — много труднорешаемых проблем, связанных с психологическим здоровьем подрастающего поколения.

Школа «выпускает» молодых людей, получивших общее среднее образование, в самостоятельную жизнь. К моменту окончания школы у каждого выпускника формируется своя, внутренняя готовность к новой жизни вне школы, к самоопределению в личностном, профессиональном и социальном планах. Поэтому в вузы, на работу, в различные учреждения приходят молодые люди с уже сформировавшимся мировоззрением, сложившимися ценностными ориентациями, уровнем общей и психологической культуры, представлениями о смысле жизни.

Думается, что уместно вспомнить рассуждения Ю.М. Лотмана. Он задумался над тем, чему же учатся люди? И ответил: люди учатся Знанию, люди учатся Памяти, люди учатся Совести. Лотман подчеркивал: «Как совесть без развитого интеллекта слепа, но не опасна, так опасен интеллект без совести».

Нередко приходится слышать о тлетворном влиянии на детей и молодежь телевидения и других средств массовой информации. Быть может, эти влияния сейчас сильны потому, что слабы основные составляющие природу развития личности — семья и образовательные учреждения?

3.  Пожалуй, одна из самых острых проблем, которые необходимо обсудить на съезде, — проблема подготовки кадров практических психологов.

 

Еще сравнительно недавно сурово и справедливо критиковали краткосрочные курсы обучения практических психологов образования. Сейчас психологи обучаются пять лет, а претензий и нареканий к их работе все равно предостаточно. Очевидно, дело не только в продолжительности, но и в продуманности как качества обучения, так и сути практической деятельности специалиста.

Специальность практического психолога, как и сама служба, все еще находится в процессе своего профессионального становления. Еще не определено правовое поле педагога-психолога, не прописаны четко его функциональные обязанности, не выделены приоритетные направления и специфика его деятельности в зависимости от особенностей образовательного учреждения, в котором он работает. Поэтому профессиональная подготовка педагога-психолога еще не в полной мере содержательно и организационно обеспечена. Чаще готовят психолога вообще, а не педагога-психолога. Обращают на себя внимание слабая общекультурная подготовка студентов, недостаточное понимание ими смысла своей будущей профессиональной деятельности. В подготовке практического психолога четко не разведены и не обоснованы понятия «психологическая грамотность специалиста» и «психологическая культура личности специалиста».

Между тем, расширение поля деятельности в сфере образования предъявляет все более высокие требования к личности специалиста, к уровню его профессиональной подготовки, общей и психологической культуры. А это, в свою очередь, требует корректировки учебных программ в вузах, готовящих практических психологов для системы образования. Педагог-психолог — это штучное произведение культуры и образования. Индивидуальность интеллигентного человека в учреждениях современного образования дорогого стоит! Масштаб личности специалиста должен соответствовать масштабу профессиональных задач, которые ставят перед ним современные жизнь и общество.

4.   На протяжении более полутора веков преподавание психологии в школе находится в центре внимания ученых и рассматривается ими как важное направление деятельности психолога в системе общего среднего образования. В последние годы интерес к преподаванию психологии в школе неуклонно растет.

Это не случайно. Психология как наука и как практическая деятельность составляет часть общей культуры, ее значение в научной и общественной жизни постоянно возрастает, поэтому введение в современную общеобразовательную школу психологии в качестве учебного предмета является важным направлением совершенствования системы образования. Психология должна стать в сознании выпускников средней школы необходимым компонентом научной картины мира. Она может дать школьнику знания о самом себе как человеке, о законах развития психики, личности, человеческого взаимодействия. Уроки психологии могут не только помочь школьнику в решении его проблем, но вооружить его знаниями о причинах их возникновения и культурных способах их предупреждения или преодоления.

Изучение психологии может помочь школьнику многое понять как в себе самом, так и в окружающих людях, мире, почувствовать богатство душевной жизни человека. Знания психологии нужны каждому молодому человеку, какую бы профессию он ни выбрал — врача, учителя, продавца, милиционера, банкира, политика. А если кто-то из школьников серьезно заинтересуется наукой психологией, его выбор будет более осознанным, нежели в настоящее время. И подготовка психологов в вузе может стать качественно более высокого уровня.

О неподготовленности выпускников школ к высшему психологическому образованию писал еще Г.И. Челпанов: «Я, начав свою академическую деятельность в 90-х гг., столкнулся с этим вопросом. В те годы гимназисты поступали в университет с необыкновенно слабым знанием психологии, правильнее сказать: они ничего не знали. Поэтому приходилось преподавать психологию в очень популярной форме... Но делать было нечего: приходилось читать курс элементарный. Нужно было подумать о том, чтобы ввести преподавание психологии в курс средней школы: как предмет общеобразовательный психология должна иметь место в средней школе».

Весьма важно обсудить на съезде как научно-учебное содержание школьного предмета «Психология» и методы его преподавания, так и вопросы подготовки кадров учителей психологии.

Дорогие коллеги! Мы просим вас подумать о тех вопросах, которые вы хотели обсудить на съезде, о тех решениях, которые, с вашей точки зрения, необходимо принять профессиональному сообществу. Ждем ваших писем, предложений, статей.

 

Информация об авторах

Дубровина Ирина Владимировна, доктор психологических наук, профессор, кафедра «Педагогическая психология» имени профессора В.А. Гуружапова, факультет «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), главный научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ ПИ РАО), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2484-6073, e-mail: dubrovinaiv@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 692
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 501
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0