Психолог в обществе, семье и школе

783

Общая информация

Рубрика издания: От редакции

Тип материала: редакторская заметка

Для цитаты: Дубровина И.В. Психолог в обществе, семье и школе [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2008. Том 5. № 4. С. 3–5. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2008_n4/28520 (дата обращения: 20.04.2024)

Полный текст

 

В современной системе образования интенсивно развивается практическая психология. Психологи работают в образовательных учреждениях всех видов и типов. Востребованность таких специалистов со стороны педагогической практики постоянно возрастает, поэтому расширяется профессиональное поле их деятельности, в орбиту взаимодействия с ними включаются все более широкие слои субъектов образовательного пространства. У психологов появляется реальная возможность более эффективного влияния на психологическое образование широких слоев населения. Это образование включает в себя не только психологическую грамотность, но и психологическую культуру, которая предусматривает реализацию психологических знаний в обществе с позиций и в контексте уважения, любви, совести, ответственности, бережного отношения к чувству человеческого достоинства, как своего, так и другого человека, как взрослого, так и ребенка любого возраста. Психологическая культура исключает манипулирование сознанием, чувствами, отношениями людей. Уровень психологической культуры общества можно рассматривать как «зону ближайшего развития» личности его граждан.

Общество. В настоящее время справедливо отмечается, что общественное сознание стало терять главное — понимание ценности человека и его жизни. Люди становятся более эмоционально глухими, часто не чувствуют и не понимают чужого горя, и поэтому надо работать над изменением такого сознания. И начинать надо с детства, ведь сегодняшние дети будут строить в России в недалеком будущем такую жизнь, какую мы программируем посредством современного образования, так как в значительной степени именно образование (обучение и воспитание) формирует поколения.

Каждый ребенок постепенно «учится» быть человеком, и это научение происходит в контексте культуры и образования. Образование — процесс и результат усвоения растущим человеком культурно-социального опыта, системы знаний и умений, необходимых для жизни в современном обществе. Образование взаимосвязано с культурой (во всяком случае, так должно быть): культура определяет смысл, ценность и содержание образования, образование сохраняет культуру, передает ее от века в век. Вместе они определяют не только сущность и общий уровень развития общества, но и оказывают влияние на каждого человека, на перспективы его социального и личностного развития, задают ту или иную направленность его сознания, ценностей, поведения.

Образование человека происходит в обязательном взаимодействии ребенка со взрослым и осуществляется в таких социальных институтах, как семья, детский сад, школ, вуз, общество в целом. Сотрудничество ребенка со взрослым является одним из центральных факторов образования и детского культурнность, приносящую пользу обществу. Иначе человека из ребенка не получится. Сейчас много пишут о том, что на пути взросления ребенка подстерегают многие риски. Думается, что самый опасный из них — «риск» не стать человеком.

Сотрудничество взрослого с ребенком можно рассматривать как механизм преемственности некоторой нравственно-интеллектуальной жизни человека, общества, человечества. Однако, культурное развитие ребенка, формирование его гуманистического мировоззрения предполагает общение с культурными взрослыми, которые ввели бы его в психологическую культуру человеческих отношений. Ведь в процессе живого общения с ребенком взрослые независимо от своей воли передают ему свои взгляды на окружающий мир, свои предубеждения, свои моральные понятия и нравственные представления.

Сегодня в российском социуме происходит быстрое разрушение механизма преемственности культур. Это наблюдается во всех социальных институтах, в которых обществом осуществляется образование детей. Психологическая неграмотность и низкая психологическая культура взрослых усугубляют проблемы культурного развития детей на всех этапах онтогенеза. Отсутствие позитивной социальной среды не дает ребенку опыта овладения культурно-заданными средствами отношений с другими людьми, овладения предметным культурным миром, осознанием собственного позитивного отношения к миру, людям, себе. Чтобы помочь детям, психологическая служба образования должна предусматривать приобщение к психологической культуре взрослых, окружающих ребенка.

Семья. Институт семьи — самый чувствительный показатель духовного и социального здоровья общества. Образ жизни и поведение родителей в значительной степени предопределяют нравственную позицию формирующейся личности ребенка. Проблемы культурного развития, накопившиеся в дошкольном детстве, проявляются на последующих этапах онтогенеза. Для детей опаснее всего разрушение нормальной семейной среды. Ведь именно родительская любовь создает основу для гуманных и благожелательных отношений человека к людям и миру. Чувство любви есть то ядро, которое упорядочивает все остальные чувства, формирует и обогащает эмоциональный мир человека, позволяет ребенку соприкоснуться с такими чувствами, как человеколюбие, великодушие, милосердие, бескорыстие и др. Культурное развитие происходит в контексте повседневного опыта усвоения культуры. Общий жизненный уклад, повседневная жизнь, культурный контекст и ценностные установки этой жизни определяют многое. Нравственность формируется сама собой в контексте повседневного опыта усвоения культуры. Еще М.М. Пришвин отмечал: «Быт — затертое понятие, надо раскрыть его содержание как культуру личных отношений». К сожалению, живое общение даже в так называемой благополучной семье все больше замещается общением виртуальным (мобильные телефоны, компьютеры и пр.). Многие родители при всей своей любви к ребенку нередко не знают его и не могут его понять. Детям часто не хватает сочувствия, эмоционального тепла, доброты, интуитивного понимания их действий.

К сожалению, в жизни многих детей отсутствует любовь как явление культуры, как тип нормальных отношений между людьми. Не может не вызывать тревогу тот факт, что в нашем обществе сейчас много детей-сирот, ставших в силу обстоятельств безнадзорными, детей из неблагополучных семей с низким уровнем экономической обеспеченности, аморальной или криминальной атмосферой. Дети нередко живут в ситуации насилия, тяжелых негативных переживаний. Отсутствие любви, зло, насилие, ощущение ненужности вызывают у них соответствующие душевные качества — лживость, недоверчивость, лицемерие, агрессивность, бесчувственность и пр. Ю.М. Лотман отмечал: «За этими симптомами — психология человека, которого унижали, который поэтому сам себя не уважает и стремится компенсировать свое внутреннее неуважение унижением других людей или рабским подчинением другому».

В связи с этим, одна из важных задач практических психологов — поиск и реализация средств, способов влияния на общественное сознание в направлении возрождения культа семьи и психологической культуры семейных отношений.

Школа. Это иллюзия, что психологи пришли в школу сами по себе. Они были востребованы лучшими школами, педагогами. Школа обратилась к психологам, прежде всего, не с просьбой помощи «внедрить» учебную программу в сознание школьника, а помочь ей, школе, не убивать живую душу ребенка, его естественную жажду познания, стремление стать человеком уважаемым, укреплять его чувство человеческого достоинства. Иными словами, учителя почувствовали потребность в более глубоком понимании как самого ребенка, так и своей миссии по отношению к нему в трудные годы перестройки образования в конце прошлого — начале нынешнего века... Не случайно, они первыми пошли учиться «на психолога». Поэтому одной из центральных задач практической психологии в системе образования являлась задача привнесения туда психологической культуры.

Психологическая культура в образовательном пространстве предполагает, что все в нем — от принятия законов до их исполнения в конкретном образовательном учреждении — происходит в интересах ребенка как растущего человека и формирующейся личности. Это значит, что для деятельности взрослых, работающих в этой системе, целью, смыслом и основной ценностью является ребенок вне зависимости от его возраста, уровня развития на сегодняшний день, социального положения, что все взрослые строят отношения между собой и с детьми на основе принципов психологической культуры. Ведь школа помогает ученику войти в культуру не только содержанием своих учебных курсов, но и культурным характером взаимодействия взрослых: администрации разного уровня, учителей, психологов, социальных работников, родителей. Формы поведения и отношений взрослых друг с другом («в глаза» и «за глаза») и с детьми воспринимаются школьниками как допустимые или одобряемые обществом, а следовательно, могут стать образцом для подражания. Позитивное взаимодействие взрослых служит источником внутренней культуры учащихся.

 

К сожалению, во всех современных реформах и модернизациях образования школа предстает как отражение смысловой неясности общества в определении того, каким оно хочет видеть молодое поколение страны. Это затрудняет разработку психолого-педагогических программ и методов воспитания, поскольку методика воспитания не может создаваться в отрыве от определенных воспитательных целей. Неслучайно в школе уделяется больше внимания интеллектуальному развитию детей и значительно меньше — их нравственному развитию. Между тем, еще К.Д Ушинский отмечал, что обучение само по себе, вне воспитания, есть бессмыслица, что обучение должно служить не только передаче знаний и развитию рассудка, но и духовному, нравственному развитию чувств и воли человека. Цели воспитания должны явиться результатом воплощения ожиданий и требований, предъявляемых человеку обществом.

Психологическая культура реализуется в личност­но-ориентированном содержании всей совокупности учебно-воспитательных условий не только учреждений образования, но и общества в целом, таких условий, при которых молодой человек просто не может не стать культурным. Между тем, в школьных программах сокращается объем предметов гуманитарного цикла, в том числе часы по литературе, в которой люди предстают в богатстве и сложности мыслей, переживаний, взаимоотношений, судеб. Чтение классической литературы, где раскрываются движения человеческой души, заменяется легким чтивом в виде «интернетных» переложений или просмотром теле­версий великих творений, наблюдается сокращение детских спектаклей, резкое снижение количества бесплатных образовательных и культурно-оздоровительных услуг для детей и подростков.

Недостаточное влияние психологической культуры на систему образования в значительной степени обуславливает опасность образовательной среды для психического и психологического здоровья школьников.

Часто приходится слышать о тлетворном влиянии телевидения и других средств массовой информации. Несомненно, для нравственного развития ребенка очень важно, какие ценности, формы поведения и отношений людей общество «выставляет» как образцы. Для всех очевидно полное отсутствие культуры вообще и психологической культуры в частности у многих деятелей, работающих в области телевидения, где реализуется даже не рынок, даже не базар, а торговля пошлым ширпотребом. Режиссеры как бы соревнуются, в чьих сериалах больше и более изощренными способами будет убито людей, больше выпито водки. Пусть это будет на их совести, если она у них еще осталась.

Думается, что система образования может значительно ослабить влияние СМИ на развитие личности молодого поколения. Эти влияния сейчас сильны в силу того, что слабы основные составляющие социокультурной природы развития личности — семья и образовательные учреждения. Школьное образование должно стать конкурентоспособным в плане приобщения учащихся к культуре, становления их человеческого достоинства, гуманистического мировоззрения. Каждый выпускник школы должен ощущать заинтересованность государства и общества в нем как в гражданине этого общества. Выпускники должны быть подготовлены к пониманию того, как разобраться в том, что происходит в обществе, как вести себя в этом обществе по-человечески, как противостоять различным негативным влияниям. Это поможет им стать социально более защищенными.

Все вышесказанное означает, что перед практической психологией образования встают еще более сложные и ответственные задачи — уделять больше внимания психологии воспитания детей и школьников, формировать у них потребность в психологической культуре личности, способствовать ликвидации психологической неграмотности общества и развитию психологической культуры населения страны.

Информация об авторах

Дубровина Ирина Владимировна, доктор психологических наук, профессор, кафедра «Педагогическая психология» имени профессора В.А. Гуружапова, факультет «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), главный научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ ПИ РАО), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2484-6073, e-mail: dubrovinaiv@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 807
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 783
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0