Отношение к здоровью учащихся и учителей как один из аспектов «Я-концепции»

1840

Аннотация

В статье приведены результаты первого этапа исследования особенностей отношения к собственному здоровью субъектов образовательных сред (учителей и учащихся), рассматриваемого нами как один из важных аспектов «Я-концепции». Их предваряет введение в сущность проблемы: дан краткий обзор некоторых зарубежных теорий личности, затрагивающих феномен здоровья, и показано состояние проблемы изучения отношения к здоровью как к одной из характеристик личности в современной отечественной психологической науке.

Общая информация

Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Аликин И.А., Лукьянченко Н.В., Пахальян В.Э., Ядрышникова Т.Л. Отношение к здоровью учащихся и учителей как один из аспектов «Я-концепции» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2008. Том 5. № 4. С. 39–46. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2008_n4/28538 (дата обращения: 29.03.2024)

Фрагмент статьи

Феномен здоровья волновал человечество на всех этапах его биосоциальной и духовной эволюции. И в настоящее время исследования, посвященные проблеме здоровья человека, весьма актуальны. За последние десять лет появилось множество публикаций (статей в периодических изданиях, монографий, научно-популярных книг и пр.), в которых данная проблема обсуждается с разных позиций. В большинстве из них освещаются вопросы, касающиеся здоровья человеческого организма и условий, обеспечивающих его сохранение, т. е. в основном медицинские.

Литература

  1. Безменова И.К. Самосознание как единица исследования онтогенеза личности (на материале подросткового и юношеского возрастов): Автореф. дисс. … канд. психол. наук. — М., 2006.
  2. Буева Л.П. Жизнь и здоровье человека — базовые критерии справедливости общества // Развитие личности, 2003, №2.
  3. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. — М., 2001.
  4. Дерябо С.Д., Ясвин В.А., Панов В.И. Здоровье как предмет экопсихологической диагностики // Прикладная психология, 2000, №4. — С. 52—66.
  5. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики— СПб, 1997.
  6. Маслоу А. Самоактуализированные люди: исследование психологического здоровья. — СПб, 1999.
  7. Михайлина М.Ю. Психическое здоровье как основа модернизации системы образования // Ежегодник РПО. Материалы III Всероссийского съезда психологов. Т. 5. — СПб, 2003. — С. 437—439.
  8. Никифоров Г.С. Психология здоровья. — СПб, 2002.
  9. Пахальян В.Э. Развитие и психологическое здоровье: дошкольный и школьный возраст. — СПб—М., 2006.
  10. Перлз Ф. Гештальт-подход: свидетель терапии. — М., 1996.
  11. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. — М., 1997.
  12. Роджерс К. Становление человека. Взгляд на психотерапию. — М., 1994.
  13. Розин В.М. Здоровье как философская и социально-психологическая проблема // Мир психологии, 2000,№1 (21). — С. 28.
  14. Шувалов А.В. Гуманитарно-антропологические основы теории психологического здоровья // Вопросы психологии, 2004, №6. — С. 18—33.
  15. Acton G.J., Malathum P. Basic need status and health promoting self-care behavior in adults // Western J. Nursing Research, 2000, V. 22 (7). — P. 796—812.
  16. Debats D.L. Sources of meaning: An investigation of significant commitments in life // J. Hum. Psychol., 1999, V. 39 (4). — P. 30—57.17.
  17. Fry P.S. Religious involvement, spirituality and personal meaning for life: Existential predictorsof well-being in community-residing and institutional care elders // Aging and Mental Health, 2000, V. 4 (4). — P. 375—388.
  18. Isaksen J. Constructing meaning despite the drudgery of repetitive work // J. Hum. Psychol.,2000, V. 40 (3). — P. 84—107.
  19. Pufal-Struzik I. Self-actualization and other personality dimensions as predictors of mental-health of intellectually gifted students // Roeper Rev., 1999, V. 22 (1). — P. 44—49.
  20. Ryff C.D., Singer B. Interpersonal flourishing: A positive health agenda for the new millenium // Pers. Soc. Psychol. Rev., 2000, V. 4 (1). — P. 30—45.

Информация об авторах

Аликин Игорь Анатольевич, кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии начального образования, Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева, Красноярск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9787-1512, e-mail: alikinia@mail.ru

Лукьянченко Наталья Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени М.Ф. Решетнева», Красноярск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2813-9461, e-mail: Luk.nv@mail.ru

Пахальян Виктор Эдуардович, кандидат психологических наук, профессор, ведущий психолог, Московская служба психологической помощи населению (ГБУ МСППН), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4654-0152, e-mail: vicp2007@yandex.ru

Ядрышникова Татьяна Леонидовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Сибирского государственного технологического университета., Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1239
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 1840
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 2