Вестник практической психологии образования
2009. Том 6. № 1. С. 39–42
ISSN: 2658-3100 (online)
Ассертивность как основное свойство субъекта в психологии
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: ассертивность, субъект, субъектность
Рубрика издания: Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов-психологов
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Алексеева Л.Ф., Лебедева И.В. Ассертивность как основное свойство субъекта в психологии [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2009. Том 6. № 1. С. 39–42. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2009_n1/28269 (дата обращения: 28.03.2024)
Фрагмент статьи
Ассертивность — относительно новое понятие в психологии, использующееся для характеристики личностных свойств человека. На сегодняшний день в психологической науке еще нет устоявшего представления о содержании этого понятия. В связи с этим, его анализ на основе философских и психологических концепций личности, ее свойств, активности в различных видах деятельности, общении, познании является весьма актуальным.
Ассертивность как личностное качество человека составляет центральную часть структуры субъекта активности. С точки зрения философии экзистенциализма, субъектом является «человек как причина самого себя» (Б. Спиноза), имеющий полную экзистенциальную свободу, «свободу воли» («человек делает сам себя» — М. Хайдеггер). В философии экзистенциализма отношение к человеку определяется исходя из идеи отсутствия детерминированности того, что происходит сейчас, «здесь и теперь», в данный момент. При этом «…живой реальный человек не сводится к совокупности психических и физиологических функций, а существует как уникальное Я, как интегральное единство телесного, душевного и духовного опыта; … бытие человека, обладая самооценкой и безусловной реальностью, является высшей общечеловеческой ценностью…» (Из «Советской ассоциации гуманистической психологии» [7, c. 11]).
Литература
- Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности: проблемы методологии, теории и исследования личности // Избранные психологические труды. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 1999.
- Бандура А. Теория социального научения. — СПб: Евразия, 2000.
- Брушлинский А.В. Деятельность субъекта как единство теории и практики // Психологический журнал, 2000, Т. 21, №6. — С. 5—11.
- Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал, 1991, Т. 12, №6. — С. 3—11.
- Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал, 2000, Т. 21, №1. — С. 15—25.
- Митькин А.А. Субъектность человека: грани и границы. Часть I. // Психологический журнал, 2008, Т. 29, №3. — С. 6—21.
- Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. — М.: Смысл, 1997.
- Рубинштейн Л.С. Бытие и сознание. Человек и мир. — СПб: Питер, 2003.
- Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг: Учебное пособие. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004.
- Bandura A. Self-efficacy mechanism in human agency // American Psychologis, 1982, №37. —Рp. 122—147.
- Harre R. Social being. — Oxford: Blackwell, 1983.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1853
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 12
Скачиваний
Всего: 3086
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 10