Ассертивность как основное свойство субъекта в психологии

3086

Аннотация

В статье предпринята попытка раскрыть сущность понятия «ассертивность» на основе феноменологического анализа философских и психологических концепций субъектности личности. Ассертивность рассматривается как центральный компонент структуры субъекта активности, проявляющийся главным образом в целеустремленности, самоуверенности, ответственности, которые способны обеспечить самоэффективность человека. Ассертивный человек представлен как субъект, обладающий высоким уровнем интернальности, интенциональности, рефлексивности, внутреннего локуса контроля и способный осознанно управлять своими действиями при любых внешних условиях и обстоятельствах.

Общая информация

Ключевые слова: ассертивность, субъект, субъектность

Рубрика издания: Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов-психологов

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Алексеева Л.Ф., Лебедева И.В. Ассертивность как основное свойство субъекта в психологии [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2009. Том 6. № 1. С. 39–42. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2009_n1/28269 (дата обращения: 28.03.2024)

Фрагмент статьи

Ассертивность — относительно новое понятие в психологии, использующееся для характеристики личностных свойств человека. На сегодняшний день в психологической науке еще нет устоявшего представления о содержании этого понятия. В связи с этим, его анализ на основе философских и психологических концепций личности, ее свойств, активности в различных видах деятельности, общении, познании является весьма актуальным.

Ассертивность как личностное качество человека составляет центральную часть структуры субъекта активности. С точки зрения философии экзистенциализма, субъектом является «человек как причина самого себя» (Б. Спиноза), имеющий полную экзистенциальную свободу, «свободу воли» («человек делает сам себя» — М. Хайдеггер). В философии экзистенциализма отношение к человеку определяется исходя из идеи отсутствия детерминированности того, что происходит сейчас, «здесь и теперь», в данный момент. При этом «…живой реальный человек не сводится к совокупности психических и физиологических функций, а существует как уникальное Я, как интегральное единство телесного, душевного и духовного опыта; … бытие человека, обладая самооценкой и безусловной реальностью, является высшей общечеловеческой ценностью…» (Из «Советской ассоциации гуманистической психологии» [7, c. 11]).

Литература

  1. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности: проблемы методологии, теории и исследования личности // Избранные психологические труды. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 1999.
  2. Бандура А. Теория социального научения. — СПб: Евразия, 2000.
  3. Брушлинский А.В. Деятельность субъекта как единство теории и практики // Психологический журнал, 2000, Т. 21, №6. — С. 5—11.
  4. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке //  Психологический журнал, 1991, Т. 12, №6. — С. 3—11.
  5. Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал, 2000, Т. 21, №1. — С. 15—25. 
  6. Митькин А.А. Субъектность человека: грани и границы. Часть I. //  Психологический журнал, 2008, Т. 29, №3. — С. 6—21.
  7. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. — М.: Смысл, 1997.
  8. Рубинштейн Л.С. Бытие и сознание. Человек и мир. — СПб: Питер, 2003.
  9. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг: Учебное пособие. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004.
  10. Bandura A. Self-efficacy mechanism in human agency // American Psychologis, 1982, №37. —Рp. 122—147.
  11. Harre R. Social being. — Oxford: Blackwell, 1983.

Информация об авторах

Алексеева Людмила Фоминична, доктор психологических наук, заведующая кафедрой общей и дифференциальной психологии, Сибирский государственный медицинский университет, Томск, Россия, e-mail: alekseeva_lf@mail.ru

Лебедева Инга Викторовна, педагог-психолог средней общеобразовательной школы № 91 г. Красноярска, Красноярск, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1853
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 12

Скачиваний

Всего: 3086
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 10