Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

87 место — направление «Психология»

0,035 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

Вестник практической психологии образования

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2658-3100

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/bppe

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2004 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Представления младших школьников о бедных и богатых: методология исследования 1152

Журавлев А.Л., доктор психологических наук, член-корреспондент РАН, директор Института психологии Россйской академии наук, Москва, Россия
Дробышева Т.В., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, лаборатории социальной и экономической психологии, ФГБУН Институт психологии РАН, Москва, Россия, tdrobysheva@mail.ru

Аннотация

В работе рассматривается методологический аспект изучения когнитивных феноменов экономической социализации личности детей и подростков; обосновывается модель исследования экономических представлений младших школьников о бедном и богатом человеке.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В предыдущих номерах журнала «Вестник практической психологии образования» был опубликован цикл статей, раскрывающих специфику исследования феномена экономической социализации формирующейся личности [8 и др.]. Среди разрабатываемых направлений исследования данного феномена когнитивное оценивалось как наиболее изученное. Было показано, что это направление включает наибольшее число исследований (в основном, зарубежных) экономических представлений, отношений, установок, ценностей детей и подростков относительно различных экономических объектов и явлений мира взрослых. Содержательный анализ этих работ представлен в публикациях Е.В. Щедриной [25] и П. Уэбли [20], а поэтому в настоящей работе не требуется их дополнительное рассмотрение. Среди ряда проблем, с которыми сталкивается исследователь, изучающий когнитивные феномены экономического сознания личности с позиций социально-психологического подхода, особенно выделяются: ограниченность применяемых методов исследования, трудности поиска механизмов формирования изучаемых феноменов, а также сложности выявления характера взаимосвязей между различными воздействующими факторами.

Следует отметить, что среди феноменов экономического сознания особое место занимают представления о бедном/богатом человеке, богатстве и бедности. Их исследования опираются на изучение понимания детьми функций денег,  социально-экономической справедливости, имущественного неравенства, способов зарабатывания денег и т. п., которые, в свою очередь, могут выступать как самостоятельные объекты социальной перцепции. Представления о бедности/богатстве как когнитивные феномены носят более абстрактный характер, чем конкретные представления о бедном/богатом человеке, определяемые исследователями в качестве компонентов первых [10, 22 и др.]. Поэтому они нередко изучаются вместе. В данном случае вызывает интерес исследование представлений школьников о бедных/богатых не только реальных людях, но и сказочных персонажах. Многообразные источники формирования этих представлений значимо различаются: русская народная сказка, опыт взаимодействия с бедными/богатыми людьми, сравнение себя с другими бедными/богатыми, мнения и суждения родителей о бедных/богатых людях, интерпретация поступков сказочных героев взрослыми во время чтения сказки ребенку и т. п. Различие и сходство содержания образов бедного и богатого, сказочного и реального человека, выявленные в процессе данной работы, позволят сделать выводы о внешней многоуровневой детерминации исследуемых представлений.

Литература
  1. Алексеенкова Е.Г., Андреева В.Н. Зависимость эмоционального отношения дошкольников к персонажам сказки и ее композиции // Вопросы психологии, 2006, №6. — С. 39—47.
  2. Вачков И.В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку. — М.: Ось-89, 2001. 
  3. Вихалемм П.А. О некоторых предполагаемых закономерностях при восприятии массовых коммуникаций // Ценностные ориентации личности и массовая коммуникация. — Тарту, 1968. — С. 105—133.
  4. Волкова Н.А. Динамика ценностных ориентаций в структуре личностных характеристик у школьников: Дисс. … канд. психол. наук. — Л., 1983.
  5. Диттмар Х. Экономические представления подростков // Иностранная психология, 1997, №9. — С. 25—36.
  6. Дробышева Т.В. Ценностные ориентации и социально-экономические представления младших школьников о бедном/богатом сказочном персонаже // Психология образования: культурно-исторические и
    социально-правовые аспекты: Материалы III Национальной научно-практической конференции. Т. 1. — М., 2006. — С. 172—173.
  7. Дробышева Т.В., Журавлев А.Л. Исследование раннего
    экономического образования как фактора экономической социализации (на примере ценностных ориентаций) // Проблемы экономической психологии. Т. 1. — М.: ИП РАН, 2004. — С. 412—444.
  8. Дробышева Т.В., Журавлев А.Л. Экономическая социализация детей и подростков: понимание, подходы к исследованию и основные факторы // Вестник практической психологии образования, 2008, №2(15). — С. 29—35.
  9. Дробышева Т.В., Иванова И.А. Социально-экономические представления о бедном и богатом человеке у детей младшего и среднего школьного возраста // Психология образования: проблемы и перспективы: Материалы 1-ой междунар. научно-практической конференции. — М.: Смысл, 2004. — С. 125—126.
  10. Журавлев А.Л., Журавлева Н.А. Программа социально-психологического исследования экономического сознания личности // Современная психология: состояние и перспективы исследований. Ч. 5 — М.: ИП РАН,
    2002. — С. 11—41.
  11. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Экономическое самоопределение: теория и эмпирические исследования. — М.: ИП РАН, 2007.
  12. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. — М.: ИП РАН, 2006. 
  13. Зинина С.М. Елена Премудрая в сказке и жизни: опыт психологической интерпретации сказочного образа // Семейная психология и семейная терапия, 2006, №4. — С. 107—113.
  14. Истошин И.Ю. Ценностные ориентации в личностной системе регуляции поведения // Психологические механизмы регуляции социального поведения. — М.: Наука, 1979. — С. 252—267.
  15. Емельянова Т.П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества. — М.: ИП РАН, 2006.
  16. Мифы народов мира: Энциклопедия. Т. 2. — М: Советская энциклопедия. 1982. — С. 441—444.
  17. Мудрик А.В. Социализация человека. — М.: Академия, 2004.
  18. Пропп В.Я. Русская сказка. — М.: Лабиринт, 2000. 
  19. Смирнова Н.А. Психологические особенности русской волшебной сказки // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. — М.: ИП РАН, 1997. — С. 281—312.
  20. Уэбли П. Понимание детьми экономических явлений // Проблемы экономической психологии. Т. 2. — М.: ИП РАН, 2005. — С. 146—177.
  21. Хащенко В.А. Социально-психологические детерминанты экономической идентичности личности // Проблемы экономической психологии. Т. 2. — М.: ИП РАН, 2005. — С. 513—556.
  22. Хащенко В.А., Шибанова Е.С. Представления о богатстве и бедности в различных социально-экономических условиях жизни: региональный аспект // Проблемы экономической психологии. Т. 2. — М.: ИП РАН, 2005. — С. 476—510. 
  23. Фоломеева Т.В. Экономические ценности в структуре социальных представлений о благополучии разных возрастных групп // Проблемы экономической психологии. Т. 2. — М.: ИП РАН, 2005. — С. 433—475.
  24. Шамионов Р.М. К вопросу о взаимосвязи социальных представлений и ценностных ориентаций учащейся молодежи // Психология образования: культурно-исторические и социально-правовые аспекты: Материалы III Национальной научно-практической конференции. Т. 1. — М., 2006. — С. 237—239. 
  25. Щедрина Е.В. Исследования экономических представлений у детей // Вопросы психологии, 1991, №2 — С. 157—164.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика