«Я — психолог». Программа элективного курса для учащихся 9-х классов

1786

Аннотация

Данная работа — лауреат дистанционной Олимпиады психологов образования – 2008, которую ежегодно проводит сетевое методическое объединение «Школьный психолог» http://som.fio.ru

Общая информация

Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций

Для цитаты: Лухтанова Е.В. «Я — психолог». Программа элективного курса для учащихся 9-х классов [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2009. Том 6. № 2. С. 85–95. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2009_n2/28232 (дата обращения: 24.04.2024)

Полный текст

Основной целью предпрофильной подготовки учащихся является оказание им психолого-педагогической поддержки в выборе профиля обучения. В связи с этим актуальным становится введение таких элективных курсов, которые бы способствовали профильному и профессиональному самоопределению старшеклассников.

Предлагаемый элективный курс относится к социально-гуманитарному профилю и предметной области «обществознание». Курс «Я — психолог» имеет своей целью вовлечение обучающихся в продуктивную, проектно­исследовательскую и творческую деятельность, позволяющую «примерить» на себя профессию психолога.

Достижение указанной цели предполагается через реализацию следующих задач:

—   сформировать у учащихся представление об основных характеристиках предмета деятельности, целях и условиях труда, личностных качествах психолога;

—   способствовать выявлению у них профессионально значимых для деятельности психолога качеств;

—   формировать у старшеклассников психологический кругозор; — предоставить подросткам возможность ощутить себя психологами-исследователями через выполнение проектных и исследовательских работ;

—   оказывать помощь обучающимся в ходе выполнения ими проектных работ или психологических исследований, представляющих их личный образовательный продукт по данному элективному курсу.

Принципы реализации программы выбраны в соответствии с целью и задачами курса, его активизирующим характером и требованиями психологической безопасности:

—   принцип максимально активной позиции предполагает свободное высказывание участниками своих вариантов решений предлагаемых заданий и вопросов;

—   принцип добровольности отвечает самому характеру курса, который предлагается для выбора среди ряда других;

— принцип адекватного выбора материала к занятиям. Упражнения, вопросы для обсуждения максимально приближены к реальной деятельности психолога;

— принцип открытой обратной связи означает, что каждый участник занятий может получить информацию о том, как окружающие воспринимают его высказывания и действия и как они прогнозируют их последствия.

Методы и приемы работы следует подбирать так, чтобы они способствовали активизации деятельности старшеклассников в рамках данного курса. Это могут быть диагностические методы (анкетирование, опросы, стандартные тесты), методы активного социально-психологического обучения (групповая дискуссия, элементы социально-психологического тренинга), исследовательские методы, метод учебного проекта, игровые методы и приемы, психогимнасти­ческие упражнения, элементы саморегуляции.

В процессе реализации данного элективного курса могут использоваться разнообразные формы организации занятий: комбинированный урок, «круглый стол», индивидуальные и групповые беседы, семинар, диспут, конкурс и др. В целом же занятия курса по форме, содержанию и принципам взаимодействия с учащимися отличаются от традиционных уроков в школе. Они основаны на диалогичности общения, рефлексивной позиции ведущего, безоценочном принятии обучающихся.

На протяжении занятий преподаватель занимает позицию активного участника групповых дискуссий. Он реализует ее в ходе активизирующих упражнений. В моделировании жизненных ситуаций преподаватель может занимать позицию эксперта, обладающего ценным опытом и информацией. Занятия курса объединены одной идеей и общей структурой программы, но, тем не менее, не могут быть четко запрограммированы. Последовательность занятий составлена с учетом их постепенного усложнения как с организационной, так и с практической стороны.

Численность группы желательно ограничить 10— 15 участниками. Как уменьшение, так и увеличение группы ведет к усложнению занятий. При малочисленной группе исчезает эффект, достигаемый за счет группового общения, при многочисленной — существенно уменьшается возможность максимального включения в групповой процесс каждого отдельного участника, а также уменьшается возможность проведения эффективной дискуссии. По возможности необходимо чтобы каждый участник побывал на всех занятиях данного курса. Для привлечения дополнительных информационных ресурсов желательно отдельные занятия проводить в кабинете, оборудованном компьютерной техникой с доступом к сети Интернет и видеоаппаратурой.

Количество академических часов, отводимых на данный элективный курс в соответствии с программой, может варьироваться. Возможны два варианта реализации программы. Первый вариант предполагает погружение в содержание программы, представленное тематическими блоками, в течение 17 учебных часов (из них 5 — теоретические занятия и 12 — практические занятия). Второй вариант предполагает проведение по одному занятию в неделю в течение учебного года — 34 часа (из них 10 — теоретические занятия и 24 — практические занятия).

По итогам изучения данного курса школьники должны знать: содержание, характер труда психолога; требования, предъявляемые профессией психолога к личностным и профессиональным качествам специалиста; общие теоретические сведения, расширяющие научно-психологический кругозор учащихся; возможности получения профессионального психологического образования; требования и особенности проведения психологических исследований.

Учащиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями профессии психолога; анализировать профессиограмму профессии психолога; выделять проблемы, входящие в круг проблем психологической практики, и изучать их через проектные или исследовательские работы.

Ожидаемый результат реализации программы видится как выполнение обучающимися отдельных элементов профессиональной деятельности психолога в специально организованных образовательных ситуациях. Программа предусматривает итоговые работы обучающихся. Это могут быть проектные, исследовательские или реферативные работы, творческие разработки. Представление результатов итоговых работ возможно через мультимедийную презентацию. Обучающиеся имеют право выбирать форму итоговой работы, которая представляет собой образовательный продукт, результат их деятельности в рамках данного элективного курса.

Учебно-тематический план занятий представлен в табл. 1.

Табл. 1. Учебно-тематический план занятий

Тематический

Тема занятия

Теор.

Практ.

блок

 

занятия

занятия

I. Введение в курс

1. Введение в курс «Я — психолог». Психология как наука.

1

«Я — психолог»

2. Методы исследования в психологии.

1

II. Профессиограма

3. Профессиограмма профессии психолога.

1

профессии психолога

4. Составление модели профессии психолога.

1

 

5. Презентация моделей.

1

 

6. Может ли ошибаться психолог?

1

III. Специфика

7. Специфика деятельности психолога.

1

и содержание

8. Содержание деятельности психолога.

1

деятельности

9. Этический кодекс психолога.

1

психолога

10. Круг проблем, с которыми работает психолог.

1

 

11. Выбор проблем для исследовательских работ учащихся.

1

 

12. Знакомство с научно-психологической литературой.

1

 

13. Требования к исследовательским работам.

1

 

14. Рабочее место психолога.

1

IV. Виды деятельности

 

 

 

психолога

 

 

 

Модуль 1.

15. Виды деятельности психолога. Психодиагностика.

1

Психологическая

16. Практикум по психодиагностике личностной сферы.

1

диагностика

17. Практикум по психодиагностике познавательной сферы.

1

(темы 15—18)

18 Психодиагностика интеллектуальной сферы

1

Модуль 2.

19. Психологическое консультирование.

1

Психологическое

20. Специфика консультативной деятельности психолога.

1

консультирование

21. Консультант—проба.

1

(темы 19—22)

22. Консультирование учащихся по проведению ими психологических исследований.

1

Модуль 3.

23. Психологическая коррекция.

1

Психологическая

24. Анализ психокоррекционных и

1

коррекция

коррекционно-развивающих программ.

 

 

(темы 23—25)

25. Презентация результатов сравнительного анализа психокоррекционных программ.

1

Модуль 4.

26. Психологическое просвещение.

1

Психологическое

27. Работа с научно-психологической литературой

1

просвещение (темы 26—27)

и периодическими изданиями.

 

 

Модуль 5.

28. Психологическая профилактика.

1

Психопрофилактика

29. Разработка комплекса психопрофилактических мероприятий.

1

(темы 28—30)

30. Презентация психопрофилактических идей.

1

V. Индивидуальные

31. Практическая работа над индивидуальными (групповыми)

1

и групповые

проектами или психологическими исследованиями обучающихся.

 

 

консультации

32. Индивидуальные и групповые консультации.

1

 

33. Презентация итоговых работ учащихся.

1

 

34. Итоговое занятие. Рефлексия работы.

1

Всего:

 

10

24

Итого:

 

34

Содержание тематических блоков занятий

Тематический блок I. Введение в курс «Я — психолог». Психология как наука. Методы исследования в психологии

Цели и задачи курса. Содержание занятий, их структура и специфика. Структура психологической науки. Классификация методов в психологии.

Ознакомление с кругом научных проблем, в области которых ведутся современные психологические исследования. Выбор тематики (проблемы) для индивидуальных или групповых проектов или психологических исследований.

Тематический блок II. Профессиограма профессии психолога

Описание профессии «психолог». С какими науками связана психология? В каких научных дисциплинах должны ориентироваться современные психологи? Групповая дискуссия «Может ли ошибаться психолог?». В каких учебных заведениях можно получить профессию психолога?

Работа с литературой, материалами СМИ и электронными ресурсами, отражающими востребованность профессии психолога.

Тематический блок III. Специфика и содержание деятельности психолога

Мифы о профессии психолога. Личностные качества, необходимые психологу. Специфика деятельности психолога. Привычный круг проблем, с которыми приходится работать психологу. Рабочее место психолога. Какие сферы человеческой деятельности может охватывать практическая деятельность психолога?

Работа с литературой, материалами СМИ и электронными ресурсами, отражающими специфику деятельности психолога. Работа над проектами или психологическими исследованиями, выбранными учащимися.

Тематический блок IV. Виды деятельности психолога: психологическая диагностика и психологическое консультирование, психологическая коррекция, психологическое просвещение и психологическая профилактика

Особенности диагностической работы практического психолога. Этапы осуществления диагностической работы и методы психодиагностики.

Специфика консультативной деятельности психолога.

Определение психологической коррекции. Требования, предъявляемые к психологу, осуществляющему психокоррекционные мероприятия.

Повышение психологической культуры через психологическое просвещение.

Психопрофилактическая работа как малоразра- ботанный, но важный вид деятельности практического психолога.

Работа над проектами или психологическими исследованиями, выбранными учащимися.

Тематический блок V. Индивидуальные и групповые консультации

Консультации, уточняющие и корректирующие итоговые работы обучающихся. Подготовка материалов для презентации результатов итоговых работ.

Методические рекомендации по проведению занятий

Тематический блок I. Введение в курс «Я-психо- лог». Психология как наука. Методы исследования в психологии

Цели:

— установление контакта с подростками;

— создание положительной мотивации на предстоящие занятия;

— знакомство со структурой и спецификой курса;

— знакомство с особенностями психологии как науки и ее методами.

Задачи:

— помочь подросткам установить деловые отношения друг с другом;

— научить понимать разницу между профессией психолога и другими профессиями, связанными с оказанием помощи человеку;

— прояснить для участников целесообразность курса;

— выделить круг научных проблем, в области которых ведутся современные психологические исследования.

Ресурсы:

1.   Приложение I. «Знакомство с участниками группы»

2.    Приложение II. «Контрактинг (Соглашение)

3.    Приложение III. «Рефлексивный дневник»

Содержание занятий:

1.    Знакомство

Ведущий предлагает участникам надеть нагрудную карточку с именем. Участникам предлагается представить себя: для этого они делятся на пары и готовятся по примерному плану «Знакомство с участниками группы» (Приложение I).

2.    Рассказ о содержании программы курса

Ведущий рассказывает о целях и задачах курса, о содержании и специфике занятий.

3.    Беседа о психологии как науке и ее методах

Ведущий говорит о том, что участники пришли на занятия по программе, предполагающей пробу себя в конкретной профессии психолога. Предлагает участникам ответить на вопросы, которые представлены в упражнении «Контрактинг» (Приложение II). Данное упражнение позволяет ведущему составить первое впечатление о группе, о целях участников и вести беседу о психологии целенаправленно.

Примерное содержание беседы: психология (от греч. «псюхе» — душа, «логос» — наука) — это наука о внутреннем мире человека, который проявляется в его мыслях, чувствах и поступках при взаимодействии с внешним миром. Психология помогает нам разобраться в наших делах, неудачах, ошибках, изъянах характера, привычках.

В ходе беседы обучающиеся подводятся к пониманию разницы между психологом и другими специалистами, оказывающими помощь человеку.

Психолог:

— не врач, он не ставит диагноза, не лечит и не прописывает лекарств;

— не педагог, потому что не оценивает и не воспитывает;

— не юрист, так как не защищает права другого человека по его поручению;

— не священник, так как не прощает и не отпускает грехи.

Психолог помогает человеку самому найти выход из затруднительных ситуаций, преодолеть внутренние барьеры. Психология учит пониманию самого себя, своих чувств и желаний, своих поступков и поведения других людей. Чем больше человек знает себя, тем больше у него возможностей в решении такого важного вопроса, как выбор профессии.

Вопросы к учащимся: многие люди не могут самостоятельно решить, что они хотят от жизни, и выбирают профессию случайно. К чему это может привести? Вспомните кого-нибудь из знакомых, кому его работа в тягость. Приведите примеры, как случайный выбор профессии сказывается на жизни человека (личной, семейной, производственной).

Дайте характеристику человека, не удовлетворенного своей работой:

—   раздражительный, нервозный;

—   с пониженной сопротивляемостью организма (отсюда — болезни);

—   с повышенной утомляемостью;

—   конфликтный.

В ходе беседы необходимо подвести ребят к пониманию того, что случайный выбор профессии приводит к профессиональной неудовлетворенности человека, а это сказывается и на других сторонах жизни. Для взрослого человека главная психологическая задача — быть профессионально успешным, а для того чтобы ее решить в подростковом возрасте, нужно решить задачу профессионального приспособления, и чтобы цена приспособления к профессии не была слишком велика, полезно заранее обдумать свой выбор. Для этой цели учащимся предлагается попробовать себя в конкретной профессии психолога.

Классификация методов в психологии: наблюдение, опросники, тестирование, эксперимент, формирующий эксперимент.

4.    Методология психологического исследования

Преподаватель знакомит обучающихся с этапами работы и требованиями, предъявляемыми к процессу проектной или исследовательской работы.

Ознакомление с кругом научных проблем, в области которых ведутся современные психологические исследования. Знакомство с научно-психологической литературой. Выявление актуальной проблемы и проектирование пилотажного исследования. Выработка общей научной гипотезы. Разработка композиционной схемы письменного варианта проектной или исследовательской работы. Разработка плана реферативной части исследовательской работы. Написание вступления к экспериментальной части работы: формулирование цели, задач, хода работы, описание методов и выборки исследования. Обработка результатов эксперимента, интерпретация полученных результатов. Выработка и написание доклада по научной работе. Отрабатывание навыков представления и защиты проектной или исследовательской работы.

5.     Работа с рефлексивным дневником

Преподаватель рассказывает о поощрительных бонусах, закодированных в определенной цветовой гамме. По результатам работы будут выбраны пять участников, которые получат бонусы за определенные качества, которые они проявили: красный бонус — «лидер», синий — «творец», зеленый — «профи», желтый — «работяга», фиолетовый — «активист». В конце учебного года будут подсчитаны бонусы во всех номинациях и будут награждены победители.

Обучающиеся заполняют рефлексивный дневник (Приложение III).

Затем происходит обсуждение и выбор тематики (проблем) для индивидуальных (групповых) проектов или исследований.

Примерная тематика для проектной и исследовательской деятельности учащихся:

—    построение модели «Я — психолог»;

—   подготовка и проведение «Недели психологии» в школе;

—    оформление кабинета школьного психолога;

—   проведение психологического исследования готовности учащихся 9-х классов к обучению на III ступени;

—    выпуск газеты «Сам себе психолог»;

—   разработка сценария «Психологической гостиной» и его реализация;

—   анализ данных социологического опроса через почтовый ящик «Задайте вопрос психологу»;

—    личностные детерминанты учебной успешности;

—    темперамент и профессия;

—    влияние компьютерных игр на психику человека;

—    взгляд психолога на рекламу;

—    гендерные особенности самооценки подростков;

—   личностные особенности подростков, увлекающихся деятельностью с компьютером;

—   влияние рок-музыки на эмоциональное состояние подростков;

—    анализ особенностей общения в сети Интернет;

—   исследование возможности существования экстрасенсорных феноменов;

—   влияние мультфильмов разных типов на когнитивное и личностное развитие ребенка;

—    психология орфографической ошибки;

—   ложь: психофизиологические признаки ее проявления;

—   суеверия: зависимость между эмоциональными особенностями личности и склонностью к суевериям;

—    дети педагогов;

—   переутомление учащихся вследствие школьной нагрузки;

—   психология цвета: зависимость цветовых предпочтений от пола, возраста и социального статуса;

—   проблемы и страхи в отношениях учащихся с учителями;

—   влияние цвета на эмоциональное состояние человека;

—   дети-изгои;

—   психология дружбы между мужчиной и женщиной; — психология влюбленности;

—   механизмы воздействия рекламы на психику человека;

—   жертва в школьном коллективе.

Тематический блок II. Профессиограма профессии психолога

Цели:

—   знакомство с профессией психолога, с особенностями психологии как науки;

—   закрепление благоприятного «климата» отношений с подростками.

Задачи:

—   познакомить обучающихся с формулой профессии психолога;

—   составить совместно с обучающимися профес- сиограмму профессии психолога;

—   научить аргументировано высказывать свою точку зрения, взгляды и отношение к профессии психолога.

Ресурсы:

1.    Приложение IV. «Схема профессиограммы»

2.    Литература из списка, рекомендованного для учащихся

3.    Кабинет с компьютерной техникой и возможностью выхода в сеть Интернет

4.    Ватман и фломастеры

Содержание занятий:

1.    Составление формулы профессии психолога

Учащиеся знакомятся с классификацией профессий, предложенной Е.А. Климовым (Приложение IV). На ее основе выстраивается «пятиэтажная» пирамида (рис. 1). Цель работы с пирамидой — составление «формулы» профессии психолога. Если информация первых четырех ее уровней помогает ребятам разобраться в классификации профессий, то пятый уровень пирамиды предполагает самостоятельную работу старшеклассников по составлению этой формулы. Они должны определить, к какому типу относится профессия психолога, каковы цель его труда, средства и условия. Таким образом выстраивается формула профессии «психолог» — ЧПФМ. При ее составлении используется буквенная кодировка, предложенная Е. А. Климовым.

2.    Схема профессиограммы

Преподаватель говорит о том, что для правильного выбора профессии необходимо знать не только свои индивидуальные особенности, но и иметь как можно больше сведений об избираемой профессии. Одним из важнейших источников информации о профессиях являются профессиограммы. Профессиограмма — документ, описывающий особенности профессии и требования, предъявляемые к психологическим качествам человека (мышлению, вниманию, восприятию и т. д.). Учащимся предлагается схема профес- сиограммы (Приложение V), используя которую они должны будут составить профессиограмму профессии психолога.

3.   Самостоятельная работа обучающихся с источниками информации

Старшеклассникам предлагается возможность поработать с различными источниками информации: книги (см. список литературы, рекомендованный для учащихся), газеты «Школьный психолог», а также возможность выхода в Интернет для сбора информации, необходимой для составления профессиограммы психолога. По желанию участники могут объединяться в подгруппы.

I ярус: П — природа; Т — техника; З — знаковые системы; Ч — человек; Х — художественный образ.

II ярус: Г — гностическая цель; П — преобразующая цель; И — изыскательная.

III ярус: Р— ручные средства; М — механические средства; А — автоматические средства; Ф — функциональные средства.

IV ярус: Б — бытовые условия; О — на открытом воздухе; Н — необычные условия; М — с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь и психическое развитие людей.

4.   Презентация результатов самостоятельной работы обучающихся

Используя ватман, на котором отмечаются структурные компоненты схемы профессиограммы, обучающиеся совместно друг с другом и с преподавателем описывают профессию психолога.

5.    Групповая дискуссия «Может ли ошибаться психолог?»

Преподаватель распределяет роли-функции в группе: Ведущий, Аналитик, Протоколист, Наблюдатель. В роли ведущего выступает сам преподаватель. Его задача организовать обсуждение вопроса «Может ли ошибаться психолог?».

Выбирается Аналитик, который будет задавать вопросы по ходу обсуждения проблемы, подвергая сомнению высказываемые идеи, формулировки. Протоколист будет фиксировать все, что относится к решению проблемы, и после окончания обсуждения представит мнение, позицию группы. Наблюдатель оценивает участие каждого члена группы, степень его активности.

Все участники делятся на две подгруппы (положительный и отрицательный варианты ответа на вопрос дискуссии), распределяют роли, обсуждают поставленный вопрос, затем представляют результаты обсуждения перед всем коллективом. Ведущий подводит итоги.

6.    Работа с рефлексивным дневником

Обучающиеся утверждаются в выборе тематики своих проектных или исследовательских работ. Преподаватель помогает им сориентироваться в этом выборе. Поясняется разница между проектной и исследовательской работой. Даются критерии оценки таких работ (см. список литературы, рекомендованной для преподавателя, — 1, 15).

Литература

Литература, рекомендованная для преподавателя

  1. Дереклеева Н.Н.Научно-исследовательская работа в школе. — М.: Вербум-М, 2001.
  2. Кравцова М.М., Шевнина О.В. Курс выживания для школьного психолога. — М.: Генезис, 2006.
  3. Личностное портфолио старшеклассника / Под ред. Т.В. Черниковой. — М.: Глобус, 2007.
  4. Махаева О.А. Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию: Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. — М.: УЦ «Перспектива», 2006.
  5. Овчарова Р.Р. Технологии практического психолога образования. — М.: ТЦ «Сфера», 2000.
  6. Оганесян Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры. — М.: Ось-89, 2002.
  7. Осипова А.А. Общая психокоррекция. — М.: ТЦ «Сфера», 2001.
  8. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. — СПб: Питер, 2006.
  9. Профориентация старшеклассников / Под ред. Т.В.Черниковой. — Волгоград: Учитель, 2006.
  10. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю. Хрящевой. — СПб: Речь, 2002.
  11. Резапкина Т.В. Психология и выбор профессии. — М.: Генезис, 2006.
  12. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. — М.: Вако, 2005.
  13. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. — М.: Новая школа, 1993.
  14. Самоукина Н. В. Практический психолог в школе. — М.: Интор, 1997.
  15. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. — М.: АРКТИ, 2006.
  16. Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии. — СПб: КАРО, 2003.
  17. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. — М.: Генезис, 2001.
  18. Черникова Т.В., Сукочева Г.А. Старшеклассник без стрессов и тревог. Программы учебно-тренировочных и клубных занятий: Метод. пособие. — М.: Глобус, 2006. 
  19. Чистякова С.Н. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования. — М.: Академия, 2004.


Литература, рекомендованная для учащихся

  1. 1. Байль Б., Нитч К., Шеллинг К. Без паники: переходный возраст. — М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.
  2. Бендюков М., Соломин И., Чернейко Д. Ты и твоя профессия. — СПб, 2001.
  3. Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог. — СПб: Питер, 1994.
  4. Криксунова И. Создай свой имидж. — СПб: Лань, 1997.
  5. Леви В.Л. Искусство быть собой. — М.: Знание, 1991.
  6. Нормативно-правовые основы деятельности педагогов-психологов. — Красноярск, 1999.
  7. Пиз А. Язык телодвижений. — М.: Ай Кью, 1992.
  8. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
  9. Резапкина Т.В. Психология и выбор профессии. Рабочая тетрадь для учащихся. — М.: Генезис, 2006.
  10. Рогов Е.И. Как стать взрослым. — М.: Владос, 2001.
  11. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2-х кн. — М.: Владос, 1998.
  12. Рогов Е.И. Психология группы. — М.: Владос, 2005.
  13. Рогов Е.И. Психология общения. — М.: Владос, 2003. 
  14. Рогов Е.И. Психология отношений мужчины и женщины. — М.: Владос, 2005.
  15. Рогов Е.И. Психология познания. — М.: Владос, 2001.
  16. Рогов Е.И. Психология человека. — М.: Владос, 2001.
  17. Рогов Е.И. Эмоции и воля. — М.: Владос, 2001.
  18. Степанов С. Психологические подсказки на каждый день. — М.: Эксмо, 2005.
  19. Юревич А.В. Психологи тоже шутят. — М.: ПЕРСЭ, 2003.
  20. Чистякова С.Н. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования. Книга для чтения. — М.: Академия, 2004.

Информация об авторах

Лухтанова Елена Вениаминовна, педагог-психолог МОУ СОШ №3 г. Бородино Красноярского края, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1857
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 1786
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0