Школьная образовательная среда как условие развития и социализации личности

3273

Аннотация

Освещается роль современного института образования в формировании социально адаптированной личности; рассматривается школьная образовательная среда и ее место в процессе социализации учеников, их подготовки к жизни в современном обществе

Общая информация

Ключевые слова: социально-психологическая помощь семье и детям, защита прав ребенка, потребности ребенка, приоритет прав ребенка, социализация личности, образовательная среда, школа как социальный институт, личность

Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством

Для цитаты: Катилина М.И. Школьная образовательная среда как условие развития и социализации личности [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2009. Том 6. № 3. С. 40–44. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2009_n3/27595 (дата обращения: 18.04.2024)

Полный текст

Развитие современного российского общества сопровождается возникновением ряда проблем. Попытка построения гражданского общества вступила в очевидное противоречие с недостаточной социальной зрелостью человека. Встала задача вывести человека на новый уровень развития и на новый уровень взаимоотношений с обществом. Эта задача является особенно актуальной с точки зрения подготовки подрастающего поколения к реалиям современной «взрослой» жизни, т. е. его социализации.

Успешная социализация — одно из условий, способствующих сохранению духовности нации, развитию идеи гражданского общества и государственности. В связи с этим возрастает интерес к проблеме социализации молодежи вообще и в образовательном процессе, в частности. Образование помогает подрастающему поколению адаптироваться в социуме посредством усвоения знаний и социально-духовных ценностей. Институт образования призван обеспечивать социальную стабильность и интеграцию общества. Его функционирование связано с удовлетворением двух типов взаимосвязанных фундаментальных потребностей общества: социализации его членов и подготовки их к различным социальным ролям, занятию определенных социальных позиций в обществе [2]. Образование во многом ответственно за то, как в этой противоречивой, сложной эпохе личность соединит в себе материальное и духовное, общественное и индивидуальное, рациональное и иррациональное, знание и нравственность.

Система образования, соответствовавшая индустриальной эпохе, выполнила социальный заказ на специализацию и функциональность человека. Сегодня большое значение приобретает интеллектуальный потенциал и творческое начало личности, эти качества требуются в быстро изменяющемся мире. Поэтому образование как социальный институт и средство социализации начинает вырабатывать новую стратегию.

Сегодня необходимо выявление новых концепций, новых идей, касающихся теоретико-методологических особенностей образования. Необходимость переосмысления современного образования вызвана пониманием его исторической, социокультурной и философской составляющей в контексте тех принципиально важных изменений, которые произошли в человеческом сообществе вообще, российском обществе в частности. Это предполагает, во-первых, оценку реальной ситуации в России, той социокультурной среды, в которой сегодня формируется общество и человек; во-вторых, не просто уточнение и углубление наших знаний о человеке как особом социальном феномене, его месте в социуме, но и наличие представлений о его современных сущностно значимых особенностях и характеристиках; в-третьих, выявление специфики самого процесса формирования человека как личности, способной влиять на развитие общества. Проблема обостряется еще тем, что наблюдается серьезное расхождение мнений государства, общества и личности относительно целей и задач образования.

Изменения, происходящие в настоящее время в государстве и обществе, требуют развития педагогической науки в направлении, обеспечивающем разностороннее развитие детей и подростков, способных к самоопределению в современной социокультурной ситуации. В связи с этим требуются новые модели образования, новые типы специалистов, новые образовательные системы, технологии, методы, формы деятельности субъектов образовательного процесса. Сегодня в образовании происходит кардинальное переосмысление ценностных ориентаций.

Следует подчеркнуть, что в России имеется положительный опыт выработки и применения способов социализации, основанных на использовании методов советской системы воспитания, например: формирование коллективных форм жизнедеятельности, обучение жизни в строго регламентированных

условиях и т. д. Но человек, воспитанный в рамках социализма, не может без изменений войти в рыночное постиндустриальное общество, на него оказывают влияние различные социальные институты. В период трансформации общества, когда происходит смена стереотипов, ценностей, общественных связей, большинство социальных институтов уже не выполняют ту роль в формировании личности, с которой они успешно справлялись в социально-стабильном обществе.

Социально значимыми институтами являются государство, семья и школа. Сегодня семья явно не обладает значением, которое имела в предшествующую эпоху; у нее недостаточно ресурсов для того, чтобы подготовить молодого человека к вступлению в жизнь. Кроме того, сохраняя общественные традиции, она зачастую слабо ориентируется в новой обстановке.

Приходится констатировать, что в настоящее время практически утрачена воспитательная социальная направленность подростковых общественных организаций. Вновь созданные объединения не имеют глубоких культурных корней, не сформировано их отношение к нормам общественной жизни. Все это вынуждает молодежь и подростков уходить на «улицу», в ненормативные субкультуры.

Поэтому необходим социальный институт, который уже сегодня был бы готов компенсировать возможные утраты в сфере социализации. На наш взгляд, таким институтом может быть школа, но школа нового типа, которая, с одной стороны, обеспечивает передачу традиций и ценностей общества подрастающему поколению, а с другой — вырабатывает новые способы развития детей и подростков, способных к самоопределению в современной социокультурной ситуации.

Система образования, имеющая культурно-гуманитарную направленность, может в сложный период изменения общества формировать человека, способного адекватно осмысливать происходящее и создавать модель своей жизни в соответствии с собственной позицией. Основной задачей такой школы является социализация ученика.

Социализация — процесс становления и развития личности, предполагающий освоение индивидом в течение всей своей жизни социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения, позволяющих ему функционировать в данном обществе [3]. Образование можно рассматривать как гармонию двух сущностно различных процессов — социализации и индивидуализации.

В настоящее время особую значимость приобретает так называемый интегральный процесс, в рамках которого человек выступает и как объект, и как субъект социализации. Наша задача состоит в том, чтобы определить, в чем заключается объектность, а в чем субъектность социализации, выявить способы, обеспечивающие эту интегральность. Мы видим свою задачу в соединении полученных результатов в целостную систему формирования личности и придерживаемся определения Ю.М. Сычева: «Личность — это сознательно-волевая сторона жизни человека, проявляющаяся в стремлении его, в конечном счете, к совершенству, к раскрытию своих способностей и талантов. Человек как личность формируется в обществе. Вместе с тем, он преобразует его, меняет в лучшую или худшую сторону» [4].

В результате сознательного выбора и социальной активности человека рождаются изменения в социальной структуре общества и в структуре личности, выражающиеся во взаимодействии со средой посредством ее усвоения и изменения [5]. Такая форма взаимодействия с обществом характерна для демократического режима и для «открытого» типа личности, ориентированного на соотношение индивидуальных и общественных ценностей в сознании и поведении.

Социализация человека во многом зависит от того, в какую среду он попадает. В литературе отмечается наличие «множества сред», в которых она происходит: социокультурная, образовательная, непосредственно культурная среды той общности, куда включается человек. Особенно активно происходит формирование личности в школьном возрасте. В этот период большое значение имеет школьная образовательная среда.

Образовательная среда как системно организованное образовательное пространство для овладения различными видами и формами человеческой деятельности, имеющее свои социальные, социально-педагогические, психолого-педагогические, кадровые, материально-технические особенности, обеспечивает ученику условия для освоения главных принципов взаимодействия с разными социокультурными пространствами; помогает раскрывать себя миру, овладевать значимыми социальными ролями. В образовательной среде современного общества наряду с передачей социального опыта и ценностных ориентаций достигается главная цель образования — формирование системы целостного мировоззрения; навыков самопознания и выявления собственных затруднений, освоение методов самостоятельного овладения знаниями и умениями.

Школьная образовательная среда, как и любая социальная среда, носит как стихийный, так и целенаправленный характер. К сожалению, на практике сегодня не учитывается влияние стихийного характера на качество образовательной среды и качество образования в целом.

Целенаправленный характер образовательной среды многими педагогическими коллективами сводится к организации урочной и внеурочной деятельности. Успешность этого процесса в основном оценивается по результатам усвоения учебного материала и уровню воспитанности учеников.

Анализируя образовательные среды, мы пришли к выводу, что современная школа все еще остается закрытой средой для внешнего социума по многим направлениям их возможного взаимодействия. Школа оценивает способность выпускников решать познавательные проблемы в учебных, искусственно созданных ситуациях. Современная образовательная среда должна стать открытой, так как создание и полноценное функционирование образовательной среды не может быть обеспечено только за счет внутренних ресурсов учреждения, консервативность становится препятствием для проектирования среды, способной к саморазвитию. Данное противоречие породило проблему поиска необходимых и достаточных условий для формирования открытой образовательной среды.

Под открытой образовательной средой мы понимаем определенную систему ресурсов и условий школы, способствующих формированию личности каждого субъекта учебно-воспитательного процесса и выявляющих возможности для ее развития, содержащиеся в социальном окружении, содействующие ее самоопределению в современном обществе.

Создание открытой школьной образовательной среды предусматривает работу в двух встречных направлениях: введение учащихся во внешний по отношению к школе социум и включение внешнего социума в образовательное пространство школы, что станет одним из условий успешной социализации учащихся.

Рассмотрим способ организации образовательной среды на примере школы №533 г. Москвы.

В 2004 году по инициативе администрации школы сотрудниками Института стратегических исследований в образовании РАО был проведен семинар, познакомивший педагогов, учеников и их родителей с проектами преобразования школьной образовательной среды.

Интерес вызвали групповые проекты, в которых основными ценностями назывались здоровье, любовь, комфортные условия в школе, получение знаний, необходимых для дальнейшего профессионального роста, семейное благополучие. Результатом этого мероприятия стал выбор общешкольного проекта и открытие экспериментальной площадки «Создание единого культурно-образовательного пространства школы, способствующего успешной социализации ученика». Данная модель образовательной среды школы принципиально отличается от других моделей механизмом реализации и способами взаимодействия субъектов образования. Она создается по инициативе самих участников, на основе общности их социокультурных ценностей, взглядов на поставленную задачу и пути ее решения. Модель предполагает взаимодействие участников в виде кооперации различных инициатив. Реализация этой программы стала основной целью развития школы.

В представленной модели образовательной среды используются технологии, учитывающие не только возрастные особенности учеников, но и разный уровень их социализации.

Стартовый уровень — социальное определение. Это начальный этап социализации, протекающий в семье. Дети приходят в школу, имея определенный навык общественной жизни. Во многом он зависит от ценностей семьи, взглядов и позиции ее членов. У ребенка есть субъективный опыт жизнедеятельности, приобретенный в конкретных условиях семьи, в процессе восприятия и понимания мира людей и вещей.

1 уровень — социально-нормативное определение. Одна из задач школы — научить ребенка жить по правилам общества. Эффективнее всего это осуществляется в учебном процессе. Учитель знакомит учеников с различными образцами культуры, способствует познанию ими мира, воспитывает у них ответственность за выполнение поставленной задачи и результаты своей деятельности. Этот этап очень важен для формирования свободной личности. Прежде чем предоставить ученику право выбора действий, надо показать образцы поведения, обозначить его границы. На этом уровне ученик способен выполнить работу по заданному образцу.

2 уровень — культурно-ситуативное самоопределение. В свободном обществе человеку предоставляется возможность выбора. Мы должны научить школьника выбирать не только вид деятельности, но и способы этой деятельности, осуществлять этот выбор осознанно в соответствии с нормами общества на основе культурных образцов. В нашей школе особая роль отводится клубам, о работе которых говорится ниже.

3 уровень — личностное самоопределение. Это творческий уровень социализации. У человека, достигшего этого уровня, возникает потребность в свободном самоопределении.

Самоопределение — это осознанное построение модели собственной жизненной ситуации. На этом уровне особенно важным является то, насколько ученик принимает нормы общества. В зависимости от этого его лидерские качества могут носить созидательный или разрушительный характер.

Стартовый и 1-й уровень социализации мы относим к пассивной адаптации личности (изменение собственного поведения для успешного вхождения в социум: умение жить в коллективе, соблюдать правила общественной жизни), 2-й и 3-й — к активной адаптации (воздействие на образовательную среду с целью собственной реализации, выработки новых культурных способов деятельности). Задача школы — развить и сохранить положительные навыки пассивной адаптации и создать условия перехода личности к активной адаптации. Успешнее всего это происходит в совместной работе детей и взрослых.

Взрослые обучают детей различным способам деятельности, передают им свой опыт и ценностные ориентации общества. Это способствует осмыслению учеником деятельности (какой способ я выбираю для выполнения этой работы), а затем и осознанию этой деятельности (зачем я ее выполняю). Складываются детско-взрослые общности. Детско- взрослая событийная общность — это такое совместное бытие взрослых и детей (бытие не рядом, а именно вместе), для которого характерно их взаимодействие. При этом учитываются интересы, склонности, особенности каждого, его желания, права и обязанности. Именно детско-взрослая событийная общность, связи и отношения в которой находятся в гармоническом единстве, вводит ребенка в систему человеческой деятельности [1].

На этой основе был создан, а затем и реализован проект «Школа — наш дом», который стал победителем в окружном конкурсе проектов «Ярмарка идей на Юго-Западе».

Проблема, возникшая в школе, — организация перемен и места для отдыха учащихся. Учителя и родители решили привлечь детей для организации и оборудования рекреаций. В ходе работы решались и образовательные задачи: дети обучались находить средства и способы для решения поставленных задач, анализировать, оценивать и корректировать свою работу. В проекте участвовали все ученики, независимо от успешности обучения, и их родители. Они создали индивидуальные эскизы, а на их основе — групповые, защищали свои идеи на согласительной комиссии, которая была организована из представителей всех классов. Зарабатывали деньги на покупку инвентаря (собирали макулатуру, продавали свои поделки). И когда рекреация была готова, ребята поняли, что надо разработать правила пользования оборудованием. В такой работе у учеников развивается самостоятельность, ответственность за взятые на себя обязательства.

Интересной представляется сама структура образовательной среды школы №533. Отличительной ее особенностью является насыщенность. Помимо традиционной урочно-внеурочной деятельности в школе работают различные структурные подразделения (клубы), имеющие свою направленность, свои правила и традиции. Например, функционирует спортивный клуб, проектный лицей для старшеклассников, клуб «Дебаты», клуб юных альпинистов «Солнечный ветер» и др. Инициаторами создания клубов и их руководителями являются педагоги. Проекты разрабатываются педагогами в ходе специально организованной деятельности, они же берут ответственность за их реализацию. Представляемые проекты имеют личностно­смысловое основание, они являются существенным внутренним стимулом для педагога.

Для развития школы важным является реализация проектов на месте, так как именно из них складывается многообразие образовательной среды. В данной школе это — клубы и самостоятельные структурные подразделения. Они формируются по интересам на добровольной, равноправной основе. Ученик может посещать разные клубы, тем самым попадая в различные образовательные пространства.

Структурные подразделения — это подвижные образования, они могут функционировать в течение как длительного, так и короткого периода времени, в зависимости от поставленных целей и задач, а также возможностей руководителя. Результативность данной работы мы оцениваем по количественному и качественному критерию. Это количество ученических инициатив, т. е. проведение больших мероприятий, инициаторами и организаторами которых являются сами ученики. Возглавляет эту работу актив — «Совет Дела».

Качественным критерием является социально­духовная направленность этих мероприятий. Так, например, ребята организовали марш «Скажем наркотикам “Нет!”», участниками которого стали ученики школ района Зюзино. Создали проект «Зеленое царство в нашем дворе» по благоустройству территории школы. Проект был представлен на международном конкурсе, в нем также приняли участие и ученики школ №№ 538, 864, 898. Эта инициатива заинтересовала администрацию Юго-Западного округа, которая направила делегацию учеников и учителей этих школ на международную конференцию, проводимую в г. Берлине. Проект получил дальнейшее развитие. Ученики школы начали изучать историю и экологию своего района. Вот уже три года в районе проводится историко-краеведческая конференция, организаторами которой являются сами ученики совместно с депутатами муниципального собрания. Они представляют результаты исследований экологического состояния района Зюзино и пути решения экологических проблем. Программа по экологическому воспитанию школьников, составленная учителем школы №533 А.В. Кушнировой совместно с ее учениками, стала в 2007 году лауреатом гранта префекта ЮЗАО г. Москвы.

Каждое мероприятие в нашей школе завершается коллективной рефлексией. Такая групповая работа способствует развитию лидерских качеств, формирует критическое мышление. В результате проводимых районных мероприятий выделилась активная группа учеников, из которых сформировался районный актив «Школьная академия».

Приобретенные в клубном пространстве навыки управления ученик переносит и в учебную деятельность, что позволяет учителю перейти от субъект- объектных отношений к субъект-субъектным, а это приводит к высокой мотивации и осознанию собственной деятельности. Так, например, после занятий по развитию логического и пространственного мышления ученики 2 класса выпустили задачник для учеников начальной школы «Не скучай, а решай хитрые задачи». Учеников старших классов на уроках обществознания не оставил равнодушным закон об ограничении пребывания детей и подростков на улице в ночное время, рассматриваемый в Московской городской думе. Обсуждение вышло за рамки урока, и таким образом родился клуб старшеклассников «Дебаты». В настоящее время в его деятельность включились ученики еще пяти школ округа.

Представленная модель школы как единого культурно-образовательного пространства имеет целостный характер, в ней взаимодействуют, дополняя друг друга, два пространства: урочное и внеурочное.

Мы считаем, что представленная модель образовательной среды обеспечивает индивидуальный путь развития каждому ученику и способствует формированию таких востребованных сегодня качеств, как активность, творчество, самостоятельное мышление, ответственность, способность к принятию решения в неопределенной ситуации, умение выстраивать линию собственной жизни.

Сегодня в условиях модернизации образования основной задачей становится осмысление процесса социализации молодого человека, роли и места школьной образовательной среды в этом процессе. Мы рассматриваем опыт нашей школы как вклад в развитие социализации молодежи.

Литература

  1. Кларина Л.М. Субъектно-деятельностный подход как научная основа компетентноориентированного образования // Прикладная психология как ресурс социальноэкономического развития современной России: Материалы Межрегиональной научно-практической конференции. — М., 2005.
  2. Кузьминов Я. Советская экономическая культура: наследие и пути модернизации // Вопросы экономики, 1992, №3. — С. 51.
  3. Социализация // Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. — М., 1987. — С. 441.
  4. Сычев Ю.М. Что такое человек : социально-философский взгляд. — М., 2001. — С. 37.
  5. Харчева В.Г. Основы социологии: Учебник для средних специальных учебных заведений. — М., 1997.

Информация об авторах

Катилина Марина Ивановна, директор ГОУ «Средняя общеобразовательная школа «Школа здоровья» №533» г. Москвы, Почетный работник общего образования РФ, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1206
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 3273
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 5