Новые возможности обучения школьников с общим недоразвитием речи

679

Аннотация

Статья посвящена изучению способов применения порождающей модели речи в процессе обучения дошкольников с общим недоразвитием речи. Одним из основополагающих моментов теории является понятие «языковой способности». Эксперименты показывают, что последовательное применение данного подхода в логопедических занятиях способно дать очень хорошие результаты, которые достигаются через применение такой наглядности, как семейные фотографии.

Общая информация

Ключевые слова: ОНР, психология дошкольника, логопедия, порождающая модель речи, языковая способность, наглядность, визуальные средства обучения, речевые интенции, мотивация

Рубрика издания: Профессиональная подготовка специалистов к работе с различными категориями детей

Для цитаты: Ишмухамедова Д.Ш. Новые возможности обучения школьников с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2009. Том 6. № 3. С. 55–60. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2009_n3/27605 (дата обращения: 28.03.2024)

Фрагмент статьи

В одной из своих ключевых работ, посвященных изучению психофизиологических механизмов речи, выдающийся русский ученый А.А. Леонтьев писал, что «в лингвистике конца XIX — начала XX вв. язык рассматривался в первую очередь как застывшая система, взятая в абстракции от реальной речевой деятельности». Вслед за ним другой отечественный ученый, В.Н. Волошинов, назвал это направление «абстрактным объективизмом», в рамках которого «индивидуальные акты говорения являются … лишь случайными преломлениями и вариациями или просто искажениями тождественных форм».

В течение довольно длительного времени эти взгляды широко тиражировались и активно практиковались в детских дошкольных учреждениях и в младшей школе. Обучение живой человеческой речи, как родной, так и иностранной, происходило достаточно механистически: считалось, что живая речь является реализацией неких идеальных синтактико-грамматических схем, осваиваемых детьми в процессе обучения. Отчасти такому пониманию освоения языка способствовали работы зарубежных лингвистов Ноама Хомского (трансформационная грамматика), Луи Ельмслева (глоссематика) и Фердинанда де Соссюра (lange, langage, parole). В сущности, до конца 40-х годов, живая человеческая речь вообще исключалась из предмета лингвистики и изучалась только в рамках психологии (психолингвистика), социологии (социолингвистика) и лингводидактики. Появилась даже самостоятельная дисциплина — «речеведение».

Литература

  1. Брунер Дж. Психология познания. — М.: Прогресс, 1977.
  2. Власенко И.Т., Чиркина Г.В. Методы обследования речи у детей. — М., 1996.
  3. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собрание сочинений. — Т. 2. — М., 1982. — с. 361.
  4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. — М., 1961.
  5. Екжанова Е. А. Методика исследования готовности к школьному обучению. — М.: КАРО, 2008.
  6. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. — М.: Просвещение, 2003.
  7. Коррекция нарушений речи у дошкольников / Сост. Сековец Л.С., Разумова Л.И., Дюнина Н.Я., Ситникова Г.П. — Н. Новгород, 1999.
  8. Леонтьев А.А. Психофизиологические механизмы речи // Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка. — М., 1970. — с. 314—370.
  9. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. — М.: Римис, 2008.

Информация об авторах

Ишмухамедова Диляра Шамильевна, учитель-логопед, специалист Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ясенево» г. Москвы, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1103
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 679
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1