Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8105Ключевые слова 19793 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

87 место — направление «Психология»

0,035 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

Вестник практической психологии образования

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2658-3100

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2004 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

О новых возможностях арт-терапии (окончание) 662

Вайткявичене А., кандидат психологических наук, заведующая кафедрой специальной дидактики факультета для социально незащищенных и лиц с недугами Шяуляйского университета, Литва
Кучинскене Р.

Аннотация

Окончание. Начало в «Вестнике практической психологии образования» №№ 3 и 4 за 2009 год.

Рубрика: Особые дети

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Особенности взаимоотношений между Симасом, его семьей и арт-терапевтом можно объяснить, обратившись к работам А. Адлера. Он писал, что существуют три разновидности детского опыта, которые вызывают чувство неполноценности: возможный дефект, избалованность ребенка и его запущенность (Adler, 1997, с. 131). С нашей точки зрения, у Симаса одновременно проявились последствия всех трех вышеназванных факторов: дефекта, избалованности и запущенности.

А. Адлер отмечал, что врожденный дефект может вызвать как позитивную, так и негативную компенсацию. Развитие отношений мальчика с мамой показывает, как Симас пережил все три выделенные А. Адлером ситуации, способствующие формированию у ребенка чувства неполноценности.

Учитывая то, что врожденная умственная отсталость — особо тяжелое состояние, мама Симаса очень заботилась о нем. Благодаря ее опеке и поддержке мальчик, учитывая его недуг, достаточно хорошо развивался (об этом свидетельствуют рассказы мамы). Вероятно, он доверял окружающим и верил в свои силы.

Можно предположить, что у него было достаточно развитое чувство социальной зрелости. По А. Адлеру, эмпатия является одним из аспектов этого чувства, а на то, что Симас хорошо понимал эмоции другого человека, указывает дневник арт-терапевта (запись от 17 сентября 2000 г.). Мы предполагаем, что забота мамы и ее желание как можно больше помочь сыну продвинуться в развитии превысили возможности мальчика. Наступил момент, когда он был уже не в состоянии оправдать надежды ни мамы, ни учителей.

Литература
  1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. — М.: Прогресс, 1974.
  2. Выготский Л. Психология. — М.: Апрель Пресс; Эксмо-Пресс, 2000.
  3. Дилео Дж. Детский рисунок. — М.: Эксмо-Пресс, 2001.
  4. Джендлин Ю. Фокусирование. — М.: Класс, 2000.
  5. Левин К. Динамическая психология. — М.: Смысл, 2001.
  6. Мухина В. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. — М.: Педагогика, 1981.
  7. Роджерс К. Становление личности. — М.: Эксмо-Пресс, 2001.
  8. Adler A. Zmogaus pazinimas. — Vilnius: Vaga, 2003.
  9. Bulotaite L., Pivoriene R., Sturliene N. Drauge su vaiku… — Vilnius: Efrata, 2000.
  10. Dalley T. (Sud.). Daile kaip terapija. — Vilnius: Apostrofa, 2004.
  11. Davis J., Gardner H. Kognityvine revoliucija ir jos poveikis vaiko-dailininko supratimui bei ugdymui // Matonis V. (Sud.). Siuolaikinio meninio ugdymo koncepcijos. — Vilnius: Enciklopedija, 2000. — P. 109—132.
  12. Dreikurs Ferguson E. Adlerio teorijos ivadas. — Alytus: Alytaus spaustuve, 2000.
  13. Forestier R. Tout savoir sur l‘art-therapie. — Lausanne: Favre, 2000.
  14. Ivanovic N. Vidinis vaizdiniu pasaulis. Padalomoji nepublikuota seminaro medziaga, 2007 m. spalio 12—14 d.
  15. Lowenfeld V., Brittain, W. Creative and mental growth (nepublikuotas vertimo rankrastis). — 1964.
  16. Piliciauskas A. Neigaliuju meninis ugdymas: psichologines reabilitacijos ir socializacijos galimybes. 1 kn. — Vilnius: LAMUC, 1998.
  17. Piliciauskas A. Neigaliuju meninis ugdymas: psichologines reabilitacijos ir socializacijos galimybes. 2 kn. — Vilnius: LAMUC, 2002.
  18. Piliciauskas A. (Red.). Neigaliuju meninis ugdymas. — Vilnius: Kronta, 2005.
  19. Rodriguez J., Troll G. L‘art-therapie. Practiques, techniques et concepts. — Paris: Ellebore, 2006.
  20. Rubin J. Child Art Therapy. — USA: Brooks & Co, 1979.
  21. Sudres J.-L. La creativite des handicapes mentaux: trajectoires, actualites et relexions. // Vie sociale et traitement. — 1994, (40), 3—4. — P. 26—30.
  22. What is Art Therapy? — BAAT — http://www.baat.org/ art_therapy.html [ziureta: 2008.11.26]. 23. Widlocher D. L’interpretation des dessins d’enfants. — Liege: Mardaga, 1998.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика