70 лет Юрию Михайловичу Забродину

436

Общая информация

Рубрика издания: События

Тип материала: поздравление

Для цитаты: 70 лет Юрию Михайловичу Забродину [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2010. Том 7. № 4. С. 3–4. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2010_n4/47525 (дата обращения: 29.03.2024)

Фрагмент статьи

26 октября 2010 года отметил свой 70-­лет­ний юбилей доктор психологических наук, профессор, проректор по научной работе Московского городского психолого­-педаго­гического университета, заведующий кафед­рой «Организационная и экономическая пси­хология» Юрий Михайлович Забродин.

Человек уникальной судьбы, чья жизнь и работа оказали непосредственное влияние на становление и развитие в нашей стране науч­ной и практической психологии. Известно, что судьба российской психологи­ческой науки была драматичной. Фактически запрещенная в конце 30­х годов ХХ века по политичес­ким мотивам, она потеряла не только несколько десятков лет для развития. Была разрушена сама научная психологическая школа, чье предназначе­ние, как и у любой другой школы, — организация, развитие и поддержка непрерывного процесса прак­тических, теоретических и экспериментальных ис­следований в своей области.

Полный текст

26 октября 2010 года отметил свой 70-­лет­ний юбилей доктор психологических наук, профессор, проректор по научной работе Московского городского психолого­-педаго­гического университета, заведующий кафед­рой «Организационная и экономическая пси­хология» Юрий Михайлович Забродин.

Человек уникальной судьбы, чья жизнь и работа оказали непосредственное влияние на становление и развитие в нашей стране науч­ной и практической психологии. Известно, что судьба российской психологи­ческой науки была драматичной. Фактически запрещенная в конце 30­х годов ХХ века по политичес­ким мотивам, она потеряла не только несколько десятков лет для развития. Была разрушена сама научная психологическая школа, чье предназначе­ние, как и у любой другой школы, — организация, развитие и поддержка непрерывного процесса прак­тических, теоретических и экспериментальных ис­следований в своей области.

Порой случайности бывают судьбоносными. За­интересовавшись еще в школе научной психологи­ей, Юрий Михайлович затем ушел в область, каза­лось бы, никоим образом с психологией не связанную. В 1963 году он окончил Ленинградский электротех­нический институт связи имени В.А. Бонч­-Бруевича. Стал инженером.

С научной психологией его вновь свела пробле­матика его работы. Занимаясь проектированием че­ловеко-­машинных систем, Юрий Михайлович и его коллеги обнаружили огромный пробел, существовав­ший на тот момент в знаниях об особенностях рабо­ты человеческой психики. Между тем, эти знания оказались остро востребованными самой жизнью. Ведь в это время огромную роль в развитии промыш­ленности и народного хозяйства начинали играть сложнейшие машинные и информационные систе­мы, и они предъявляли совершенно новые требова­ния к работавшим с ними специалистам. Специали­стов нужно было готовить по принципиально новым программам, составление которых было невозмож­но без глубоких психологических знаний.

Первоначально получать эти знания приходилось самостоятельно, не имея ни опыта, ни специальной подготовки.

В 1966 году были открыты сразу два факультета психологии: в Москве и Ленинграде. Юрий Михайло­вич и десять его коллег поступили в аспирантуру фа­культета психологии Ленинградского университета, деканом которого был Борис Федорович Ломов. Уче­ба в аспирантуре не была учебой в традиционном понимании этого слова. По сути, она стала долгой совместной кропотливой работой по созданию фа­культета «с нуля», огромный вклад в нее был внесен не только профессорами, преподавателями, но и аспирантами и всеми специалистами, работавшими на факультете. Так, в частности, Юрием Михайлови­чем и его коллегами был создан уникальный, не име­ющий аналогов в мире 800-­часовой цикл лекций по экспериментальной психологии, читавшийся с 1-­го по 5-­й курс и охватывавший все грани этого предме­та, необходимого для успешной работы психолога.

Общим итогом работы можно считать тот факт, что в конце 60-­х годов ХХ века психология получила в на­шей стране статус самостоятельной науки, востре­бованной во многих областях жизни, а система психо­логического образования обрела четкие формы.

Однако этот успех был далеко не достаточным для того, чтобы психология стала в нашей стране такой, какой мы ее видим сегодня. В начале 80­-х го­дов стало ясно, что наша страна по­прежнему силь­но отстает от стран Западной Европы и США. Причи­ной отставания было почти полное отсутствие практической психологии как системы государствен­ных и частных учреждений, помогающих отдельным людям в решении конкретных жизненных проблем. Специализированные психологи работали в отдель­ных отраслях промышленности (инженерная психо­логия), в медицинских учреждениях (клиническая психология и психиатрия), в некоторых образователь­ных центрах. Но не более того.

Новый вызов, брошенный жизнью, особенно — в начале кризисных 90­-х годов ХХ века, был достойно принят Юрием Михайловичем и его коллегами. Очень скоро стало ясно, что решение задач, связанных с практической психологией, требует совсем иных тех­нологий, не тех, что используются в ходе психологи­ческого экспериментирования или преподавания психологии как учебного предмета.

Тем не менее, благодаря поддержке Государствен­ной Академии наук, большому накопленному научно­му багажу, отлаженной системе непрерывных научно­-практических исследований, работа по созданию российской системы практической психологической службы была начата и за сравнительно короткое вре­мя принесла свои плоды. Так, на сегодняшний день в нашей стране количество практических психологов доходит до нескольких сотен тысяч.

В настоящее время практическая психология вышла далеко за рамки специализированных учреж­дений. Практические психологи активно сотрудни­чают с самыми разными государственными и ком­мерческими службами, чья деятельность так или иначе связана с работой с людьми. Одновременно с этим активно продолжается поиск новых областей, где требуется и изучение, и последующее примене­ние психологического знания.

Сегодня, оглядываясь назад, можно с уверенно­стью сказать, что за свою жизнь Юрий Михайлович Забродин вместе со своими коллегами и учителями проделал огромную работу и внес бесценный вклад в развитие российской психологической науки и практики.

Среди его наград почетное место занимают: ор­ден «Знак Почета», почетные знаки «Отличник про­свещения СССР», «Отличник высшей школы СССР» не говоря о многочисленных медалях.

Юрий Михайлович является действительным го­сударственным советником Российской Федерации 3 класса, членом научно-­методических советов Мин­труда, Минобразования России, РАН, РАО и АПО, членом международной Ассоциации прикладной пси­хологии, Международной Ассоциации профессио­нального консультирования и образования, Европей­ской сети психологии труда и организационной пси­хологии, Наблюдательного Совета Европейского Фонда Образования и ряда других. Членом Нацио­нального комитета по психологии РАН, членом Пре­зидиума Российского общества психологов, членом редколлегии журналов «Прикладная психология», «Человеческие ресурсы». Действительным членом (академиком) Академии космонавтики России, Меж­дународной Академии психологических наук, Меж­дународной Академии ноосферы, Академии профес­сионального образования России.

За время своей научной, организационной и пре­подавательской деятельности он участвовал в под­готовке более 200 кандидатов наук и более 10 докто­ров наук.

Также на его счету более 230 научных публикаций на русском и иностранных языках (английском, ита­льянском, финском, японском, чешском, болгарс­ком). Юрий Михайлович подготовил 48 книг в каче­стве редактора и автора, выпустил 12 монографий, в том числе:

  • «Готовность российской молодежи к выбору ка­рьеры»;
  • «Управление человеческими ресурсами» (про­грамма курса);
  • «Положение дел в области управления человечес­кими ресурсами»;
  • «Развитие человеческих ресурсов как главная за­дача активной социальной политики»;
  • «Проблемы выбора профессиональной карьеры: цели и ценности российской молодежи в период реформ»;
  • «Психология ведения деловой беседы»;
  • «Психология личности и управление человечес­кими ресурсами»;
  • «Социальные процессы и управление ими с социально­психологической точки зрения»ю

Редакция «Вестника практической психо­логи образования» от всей души поздравля­ет Юрия Михайловича Забродина с юбилеем и желает ему счастья, крепкого здоровья и долгих лет активной творческой жизни.

Метрики

Просмотров

Всего: 1565
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 436
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 2