Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

87 место — направление «Психология»

0,035 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

Вестник практической психологии образования

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2658-3100

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/bppe

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2004 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Психология совместного творчества и инновации в современной организации

Журавлев А.Л., доктор психологических наук, член-корреспондент РАН, директор Института психологии Россйской академии наук, Москва, Россия
Нестик Т.А., доктор психологических наук, заведующий лабораторией социальной и экономической психологии, ФГБУ Институт психологии РАН, Москва, Россия, nestik@ipras.ru

Аннотация

В статье рассматриваются основные теоретические подходы к изучению креативности как группового феномена, анализируются социально-психологические аспекты индивидуальной и групповой креативности, выделяются основные направления исследования совместного творчества в социальной психологии.

Рубрика: Методологический семинар

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Кириченко Т.Н., Мац­нева Н.В. Целевая структура при совместном решении мыслительных задач // Новые исследования в психо­логии. — 1984. — Вып. 1. — С. 61—65.
  2. Базаров Т.Ю., Аксенова Е.А. Организация как феномен // Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова и Б.Л. Еремина. — М.: ЮНИТИ, 2001. — С. 79—97.
  3. Воронин А.Н. Интеллект и креативность в межличнос­тном взаимодействии. — М.: ИП РАН, 2004.
  4. Гавреева Г.С. Влияние внутригрупповых процессов на развитие креативности малой группы: Автореф дисс. … канд. психол. наук. —М.: ГУУ, 2008.
  5. Гиндилис Н.Л. Совместная деятельность двух ученых как форма научного сотрудничества: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. — М., 1982.
  6. Лебедева Н.М. Ценности и отношение к инновациям российских и канадских студентов // Психологичес­кий журнал. — 2009. — №6. — С. 81—92.
  7. Лебедева Н.М., Ясин Е.Г. Культура и инновации: к по­становке проблемы // Форсайт. — 2009. — №2 (10). — С. 16—26.
  8. Любарт Т., Муширу К., Торджман С., Зенасни Ф. Психо­логия креативности. — М.: Когито­Центр, 2009.
  9. Максимов В.В. Психологические вопросы соотноше­ния индивидуального и коллективного в научном твор­честве: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. — М., 1971.
  10. Малиновский П.В. Идейно­-теоретические и методо­логические основы организационно-­управленческих игр // Управленческие нововведения и игропрактика. — М.: ИС АН СССР, 1990. — С. 75—101.
  11. Найденов М.И. Модель групповой рефлексии в кон­тексте анализа творчества педагога // Творчiсть в технологii виховання та научення: Зб. наук. праць. — К.: Запорiжжя, 1998. — С. 171—176.
  12. Найденов М.И. От «первичной модели» группового субъекта творчества к «побочному продукту» групп­-рефлексивной услуги // Психология творчества: шко­ла Я.А. Пономарева / Под ред. Д.В. Ушакова. — М.: ИП РАН, 2006. — С. 455—481.
  13. Нестик Т.А. Лидер-­импровизатор // Методические и аналитические материалы комитета ТПП РФ по дело­вой этике. — М.: ТПП РФ, 2006. — С. 146—152.
  14. Палагина И.В. Влияние общения на регуляцию мыш­ления в проблемной ситуации: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. — М., 1986.
  15. Пономарев Я.А. Психология творчества. — М.: Наука, 1976.
  16. Пономарев Я.А. Фазы творческого процесса // Иссле­дование проблем психологии творчества / Под ред. Я.А. Пономарева. — М.: Наука, 1983. — С. 3—25.
  17. Пономарев Я.А., Гаджиев Ч.М. Психологический меха­низм группового (коллективного) решения творческих задач // Исследование проблем психологии творче­ства / Под ред. Я.А. Пономарева. — М.: Наука, 1983. — С. 279—295.
  18. Растянников А.В., Степанов С.Ю., Ушаков Д.В. Рефлек­сивное развитие компетентности в современном твор­честве. — М.: ПЕР СЭ, 2002.
  19. Степанов С.Ю. Психология творчества и рефлексии в современных социальных практиках // Психология твор­чества: школа Я.А. Пономарева / Под ред. Д.В. Ушакова. — М.: ИП РАН, 2006. — С. 482—511.
  20. Степанов С.Ю., Семенов И.Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования // Вопросы психологии. — 1985. — №3. — С. 31—40.
  21. Торшина К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии. — 1998. — №4. — С. 123—135.
  22. Ушаков Д.В. Языки психологии творчества: Яков Алек­сандрович Пономарев и его научная школа // Психо­логия творчества: школа Я.А. Пономарева / Под ред. Д.В. Ушакова. — М.: ИП РАН, 2006. — С. 19—142.
  23. Эйзенхарт К., Браун Ш. В ногу со временем: как конку­рировать на постоянно меняющихся рынках // Управ­ление в условиях неопределенности. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — С. 177—203.
  24. Яголковский С.Р. Психология креативности и иннова­ций — М.: ГУ ВШЭ, 2007.
  25. Яголковский С.Р., Бабаева Ю.Д. Динамика проявлений креативности в условиях обмена идеями // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. — Вып. 2 / Под общ. ред. Б.С. Братуся, Е.Е. Соколовой. — М.: Смысл, 2006. — С. 317—337.
  26. Almirall E., Casadesus-­Masanell R. Open versus closed innovation: A model of discovery and divergence // Academy of Management Review. — 2010. —Vol. 35. — Issue 1. — Pp. 27—47.
  27. Amabile T.M. Creativity in context. — Boulder, CO: Westview Press, 1996.
  28. Amabile T.M. The social psychology of creativity: A componential conceptualization // Journal of Personality and Social Psychology. — 1983. — 45. — Pp. 357—376.
  29. Amabile T.M., Hill K.G., Hennessey B.A., Tighe E. The Work preference inventory: Assessing intrinsic and extrinsic motivation orientations // Journal of Personality and Social Psychology. — 1994. — 66. — Pp. 950—967.
  30. Ancona D., Bresman H. Begging, borrowing, and building on ideas from the outside to create pulsed innovation inside teams // Creativity and innovation in organizational teams / Ed. by L.L. Thompson, H.­S. Choi. — Mahwah, New Jersey: Lawrence Erlbaum, 2006. — Pp. 183—198.
  31. Ancona D.G., Caldwell D.F. Demography and Design: Predictors of New Product Team Performance // Organizational Science. — 1992. — Vol. 3. — Pp. 321—341.
  32. Anderson J.R. The architecture of cognition. — Cambridge, MA: Harvard University Press, 1983.
  33. Bono de E. Lateral and vertical thinking // Creative management / Ed. by J. Henry. — London: Sage, 1991. — Pp. 16—23.
  34. Csikszentmihalyi M. Society, culture, and person: A systems view of creativity // The nature of creativity: Contemporary psychological perspectives / Ed. by R.J. Sternberg. — New York: Cambridge University Press, 1988. — Pp. 325—339.
  35. Florida R., Goodnight J. Managing for creativity // Harvard Business Review. — 2005. — Vol. 83. — №7. — Pp. 124—131.
  36. Guilford J. P. Creativity // American Psychologist. — 1950. — Pp. 444—454.
  37. Hansen M.T. The search-­transfer problem: The role of weak ties in sharing knowledge across organization subunits // Administrative Science Quarterly. — 1999. — 44(4). — Pp. 82—111.
  38. Harrington D.M. The ecology of human creativity: A psychological perspective // Theories of creativity / Ed. by M. A. Runco, R. S. Albert. — Newbury Park, CA: Sage, 1990. — Pp. 143—169.
  39. King L.A., Walker L., Broyles S.J. Creativity and the five­-factor model // Journal of Research in Personality. — 1996. — Pp. 189—203.
  40. Kratzer J., Leenders R.Th.A.J., Engelen van J.M.L. Keeping virtual R&D teams creative // Research Technology Management. — 2005. — Vol. 48. — Issue 2. — Pp. 13—16.
  41. Kurtzberg T.R. Feeling creative, being creative: An empirical study of diversity and creativity in teams // Creativity Research Journal. — 2005. — Vol. 17. — Issue 1. — Pp. 51—65.
  42. Kurtzberg T.R., Amabile T.M. From Guilford to creative synergy: Opening the black box of teamlevel creativity // Creativity Research Journal. — 2000—2001. — Vol. 13. — Nos. 3 & 4. — Pp. 285—294.
  43. Lewis C. Being creative in the workplace // British Journal of Administrative Management. — 2004. — Issue 43. — Pp. 24—25.
  44. McCrae R.R. Creativity, divergent thinking and openness to experience // Journal of Personality and Social Psychology. — 1987. — 52. — Pp. 1258—1265.
  45. Mednick S.A. The associative basis of the creative process // Psychological Review. — 1962. — 69. — Pp. 220—232.
  46. Mendelsohn G. Associative and attentional processes in creative performance // Journal of personality. — 1976. — 44. — Pp. 341—396.
  47. Paulus P.B. Fostering creativity in groups and teams // Handbook of organizational creativity / Ed. by J. Zhou and Chr.E. Shalley. — N.Y.: Lawrence Erlbaum, 2008. — Pp. 165—188.
  48. Ruscio J., Whitney D.M., Amabile T.M. The fishbowl of creativity // Creativity Research Journal. — 1998. — 11. — Pp. 243—263.
  49. Shalley Chr.E., Gilson L.L. What leaders need to know: A review of social and contextual factors that can foster or hinder creativity // Leadership Quarterly. — 2004. — Vol. 15. — Issue 1. — Pp. 33—53.
  50. Sternberg R.J., Lubart T.I. Investing in creativity // Psychological Inquiry. — 1993. — 4. — Pp. 229—232.
  51. Sutton R.I., Hargadon A. Brainstorming groups in context // Administrative Science Quarterly. — 1996. — 41. — Pp. 685—718.
  52. Taggar S. Individual creativity and group ability to utilize individual creative resources: a multilevel model // Academy of Management Journal. — 2002. — Vol. 45. — Issue 2. — Pp. 315—330.
  53. Vera D., Crossan M. Improvisation and innovative performance in teams // Organization science: A Journal of the Institute of Management Sciences. — 2005. — Vol. 16. — Issue 3. — Pp. 203—224.
  54. West M.A, Sacramento C.A., Fay D. Creativity and innovation implementation in work groups: The paradoxical role of demands // Creativity and innovation in organizational teams / Ed. by L.L. Thompson, H.S. Choi. — Mahwah, New Jersey: Lawrence Erlbaum, 2006. — Pp. 137—159.
  55. Yu L. How team communication affects innovation // MIT Sloan Management Review. — 2005. — Vol. 46. — Issue 4. — P. 7.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика