Кого и зачем? Социально-антропологический анализ аксиоматики образования: история и современность*

523

Общая информация

* Статья подготовлена в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 годы. Исполнитель: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Шифр заявки: 2010-1.1-300-151-107. Госконтракт на выполнение научно-исследовательских работ 14.740.11.0790 от 30 ноября 2010 г.

Рубрика издания: Психология самоопределения личности в образовании и профессии

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Хагуров Т.А., Остапенко А.А. Кого и зачем? Социально-антропологический анализ аксиоматики образования: история и современность [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2011. Том 8. № 4. С. 52–66. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2011_n4/56252 (дата обращения: 28.03.2024)

Фрагмент статьи

Образовательные цели, образовательные средства и образовательная политика принципиально зависят от доминирующего в обществе мировоззрения, от довлеющей идеологии. Разные идеологии, несхожие мировоззрения принципиально поразному отвечают на вопрос «что есть человек?». Поскольку психологическая и педагогическая науки по своей сути науки человековедческие, то аксиоматика этих наук неизбежно находится в области антропологической. И для разных мировоззренческих позиций антропологическая аксиоматика психологии и педагогики будет разной. А значит, нет и никогда не было единой педагогики и единой психологии, а всегда были и есть разные педагогики и психологии, а соответственно, и системы образования.

Литература

  1. Августин. Избр. соч. в 4 т. — СПб: Алетейя; Киев: Уциммпресс, 1998.
  2. Аристотель. Политика // Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир — эпоха Просвещения. — М.: Республика, 1995. — С.117—123.
  3. Бауман З. Индивидуализированное общество. — М.: Логос, 2002.
  4. Бодрийар Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. — Екатеринбург: Издво Уральского унта, 2000.
  5. Бьюкенен П. Дж. Смерть Запада. — М.: АСТ, 2003.
  6. Вальрасиан (Егоров А.) Культура насилия и экономика потребления. — http://eressea.ru/tavern7/0200012.shtml#COMH1.
  7. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. — М.: Совершенство, 1997.
  8. Зиновьев А.А. Запад. — М.: Центрполиграф, 2000.
  9. Зиновьев А.А. Глобальный человейник. — М.: Эксмо, Центрполиграф, 2006.
  10. Ильенков Э.В. Психика и мозг // Вопросы философии. — 1968. — №11.
  11. Ильенков Э.В. Философия и культура. — М.: Политиздат, 1991.
  12. Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить. — М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002.
  13. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа. — М.: Интрада, 1998.
  14. История теоретической социологии: В 4х т. — Т. 4. — М.: Канон+, ОИ «Реабилитация», 2002.
  15. Козлова Н.Н. Социальноисторическая антропология. — М.: КлючС, 1999.
  16. Кургинян С.Е. Исав и Иаков. Судьба развития в России и в мире. — Т. 2. «Пост» и «Сверх». — М.: МОФ ЭТЦ, 2009.
  17. Менделеев Д.И. Заветные мысли. — М.: Мысль, 1995.
  18. ОртегаиГассет Х. Восстание масс. — М.: АСТ, 2008.
  19. Платон. Государство // Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древ ний мир — эпоха Просвещения. — М.: Республика, 1995.
  20. Покровский Н.Е. О совершенствовании преподавания теоретикосоциологических дисциплин // Социологические исследования. — 2005. — №10.
  21. Поснов М.Э. История Христианской Церкви. — N.Y.: Holy Trinity Orthodox School, 2002.
  22. Потреблятство: болезнь, угрожающая миру. — М.: Ультра. Культура, 2003.
  23. Рассел Б. История западной философии. — Т. 1. — Новосибирск: Издво Новосиб. унта. 1994.
  24. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. — М.: Прогресс, 1993.
  25. Сивулка Дж. Мыло, секс и сигареты: история американской рекламы. — СПб: Питер, 2002.
  26. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Уч. пособие. — М.: Владос, 2001.
  27. Соколова В. Серые кардиналы образования. Кто стоит за «реформами» по ликвидации всеобщей грамотности в стране? // Совершенно секретно. — 2011. — №4. — http://www.flb.ru/info/48680.html
  28. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. — М.: Высш. шк., 1992.
  29. Тихомиров Л.А. Религиознофилософские основы истории. — М.: Москва, 1997.
  30. Хагуров А., Горлова И., Ахиджахов А. Социальные проблемы образования: Запад и Россия (обзор концепций и фактов). — Краснодар, 2001.
  31. Хагуров Т.А. Человек потребляющий. Антропологическая девиантология массовой культуры. — Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2011.
  32. Хагуров Т.А. Человек потребляющий: проблемы девиантологического анализа. — М.: ИС РАН, 2006.
  33. Хомски Н. Приватизация образования — подрыв солидарности // Скепсис. — 2005. — № 3— 4. — http://scepsis.ru/library/id_380.html.
  34. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: Уч. пособие / Сост. А.И. Пискунов. — М.: Просвещение, 1981.
  35. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. — М.: Республика, 1995.
  36. Becker G.S. Human capital: a theoretical and empirical analysys, with special reference to education. — N.Y., 1975.
  37. Bloom A. The closing of the american mind. — N.Y.: Simon & Schuster, 1987.
  38. Schultz T. Investment in human capital: the role of education and of research. — N.Y., 1971.

Информация об авторах

Хагуров Темыр Айтечевич, доктор социологических наук, профессор кафедры социальной работы, психологии и педагогики высшего образования Кубанского государственного университета, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН, действительный член Российской академии социальных наук, федеральный эксперт по оценке качества профессионального образования.

Остапенко Андрей Александрович, доктор педагогических наук, профессор Кубанского государственного университета и Екатеринодарской духовной семинарии, старший научный сотрудник федерального института развития образования, Россия, e-mail: ost101@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1296
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 523
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1