Вестник практической психологии образования
2011. Том 8. № 4. С. 52–66
ISSN: 2658-3100 (online)
Кого и зачем? Социально-антропологический анализ аксиоматики образования: история и современность*
Общая информация
* Статья подготовлена в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 годы. Исполнитель: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Шифр заявки: 2010-1.1-300-151-107. Госконтракт на выполнение научно-исследовательских работ 14.740.11.0790 от 30 ноября 2010 г.
Рубрика издания: Психология самоопределения личности в образовании и профессии
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Хагуров Т.А., Остапенко А.А. Кого и зачем? Социально-антропологический анализ аксиоматики образования: история и современность [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2011. Том 8. № 4. С. 52–66. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2011_n4/56252 (дата обращения: 28.03.2024)
Фрагмент статьи
Образовательные цели, образовательные средства и образовательная политика принципиально зависят от доминирующего в обществе мировоззрения, от довлеющей идеологии. Разные идеологии, несхожие мировоззрения принципиально поразному отвечают на вопрос «что есть человек?». Поскольку психологическая и педагогическая науки по своей сути науки человековедческие, то аксиоматика этих наук неизбежно находится в области антропологической. И для разных мировоззренческих позиций антропологическая аксиоматика психологии и педагогики будет разной. А значит, нет и никогда не было единой педагогики и единой психологии, а всегда были и есть разные педагогики и психологии, а соответственно, и системы образования.
Литература
- Августин. Избр. соч. в 4 т. — СПб: Алетейя; Киев: Уциммпресс, 1998.
- Аристотель. Политика // Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир — эпоха Просвещения. — М.: Республика, 1995. — С.117—123.
- Бауман З. Индивидуализированное общество. — М.: Логос, 2002.
- Бодрийар Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. — Екатеринбург: Издво Уральского унта, 2000.
- Бьюкенен П. Дж. Смерть Запада. — М.: АСТ, 2003.
- Вальрасиан (Егоров А.) Культура насилия и экономика потребления. — http://eressea.ru/tavern7/0200012.shtml#COMH1.
- Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. — М.: Совершенство, 1997.
- Зиновьев А.А. Запад. — М.: Центрполиграф, 2000.
- Зиновьев А.А. Глобальный человейник. — М.: Эксмо, Центрполиграф, 2006.
- Ильенков Э.В. Психика и мозг // Вопросы философии. — 1968. — №11.
- Ильенков Э.В. Философия и культура. — М.: Политиздат, 1991.
- Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить. — М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002.
- Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа. — М.: Интрада, 1998.
- История теоретической социологии: В 4х т. — Т. 4. — М.: Канон+, ОИ «Реабилитация», 2002.
- Козлова Н.Н. Социальноисторическая антропология. — М.: КлючС, 1999.
- Кургинян С.Е. Исав и Иаков. Судьба развития в России и в мире. — Т. 2. «Пост» и «Сверх». — М.: МОФ ЭТЦ, 2009.
- Менделеев Д.И. Заветные мысли. — М.: Мысль, 1995.
- ОртегаиГассет Х. Восстание масс. — М.: АСТ, 2008.
- Платон. Государство // Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древ ний мир — эпоха Просвещения. — М.: Республика, 1995.
- Покровский Н.Е. О совершенствовании преподавания теоретикосоциологических дисциплин // Социологические исследования. — 2005. — №10.
- Поснов М.Э. История Христианской Церкви. — N.Y.: Holy Trinity Orthodox School, 2002.
- Потреблятство: болезнь, угрожающая миру. — М.: Ультра. Культура, 2003.
- Рассел Б. История западной философии. — Т. 1. — Новосибирск: Издво Новосиб. унта. 1994.
- Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. — М.: Прогресс, 1993.
- Сивулка Дж. Мыло, секс и сигареты: история американской рекламы. — СПб: Питер, 2002.
- Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Уч. пособие. — М.: Владос, 2001.
- Соколова В. Серые кардиналы образования. Кто стоит за «реформами» по ликвидации всеобщей грамотности в стране? // Совершенно секретно. — 2011. — №4. — http://www.flb.ru/info/48680.html
- Степин В.С. Философская антропология и философия науки. — М.: Высш. шк., 1992.
- Тихомиров Л.А. Религиознофилософские основы истории. — М.: Москва, 1997.
- Хагуров А., Горлова И., Ахиджахов А. Социальные проблемы образования: Запад и Россия (обзор концепций и фактов). — Краснодар, 2001.
- Хагуров Т.А. Человек потребляющий. Антропологическая девиантология массовой культуры. — Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2011.
- Хагуров Т.А. Человек потребляющий: проблемы девиантологического анализа. — М.: ИС РАН, 2006.
- Хомски Н. Приватизация образования — подрыв солидарности // Скепсис. — 2005. — № 3— 4. — http://scepsis.ru/library/id_380.html.
- Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: Уч. пособие / Сост. А.И. Пискунов. — М.: Просвещение, 1981.
- Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. — М.: Республика, 1995.
- Becker G.S. Human capital: a theoretical and empirical analysys, with special reference to education. — N.Y., 1975.
- Bloom A. The closing of the american mind. — N.Y.: Simon & Schuster, 1987.
- Schultz T. Investment in human capital: the role of education and of research. — N.Y., 1971.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1296
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 4
Скачиваний
Всего: 523
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1