Отчет о VII Всероссийском Форуме «Обучение. Воспитание. Развитие — 2012»

141

Аннотация

10 октября 2012 года в городе Сочи торжественно завершилось знаменательное мероприятие, которое сыграло важную роль в жизни современной российской психологической науки и практики, — VII Всероссийский Форум «Обучение. Воспитание. Развитие — 2012».

Общая информация

Рубрика издания: События

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Отчет о VII Всероссийском Форуме «Обучение. Воспитание. Развитие — 2012» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2012. Том 9. № 4. С. 3–7. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2012_n4/Report (дата обращения: 23.04.2024)

Полный текст

10 октября 2012 года в городе Сочи торжественно завершилось знаменательное мероприятие, которое сыграло важную роль в жизни современной российской психологической науки и практики, — VII Всероссийский Форум «Обучение. Воспитание. Развитие — 2012».

Форум — это уникальное ежегодное мероприятие, которое объединяет психологов системы образования России.

Форум традиционно состоял из нескольких мероприятий: Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог- психолог России — 2012», IV Всероссийского конкурса психолого-педагогических программ «Новые технологии для “Новой школы”», семинара-мастерской «Новые технологии в психологии», научно-практической конференции «Компетентностный подход как концептуальная основа связи профессионального образования и профессионального труда», а также круглых столов «Оценка измерений универсальных учебных действий как результатов обучения» и «Профессиональная и общественная экспертиза». Все мероприятия тесно взаимосвязаны друг с другом и ставят перед собой одну общую цель — поддержку и стимулирование процесса повышения профессионального уровня и реализации творческого потенциала психологов образования России, повышение престижа службы практической психологии в системе образования РФ. Организаторами Форума выступили Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», Московский городской психолого-педагогический университет и Центр практической психологии образования при поддержке Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации.

Генеральный партнер Форума — Информационное агентство «РИА Новости», проект «Социальный навигатор», также партнерскую поддержку оказывали научно-методический журнал «Вестник практической психологии образования», журнал «Школьный психолог», российский информационно-аналитический портал «Российская психология» www.rospsy.ru, информационный сайт www.cppo.ru, издательство МЦФР-консалтинг.

Форум объединил руководителей и специалистов органов управления образованием, руководителей и специалистов образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической медико-социальной помощи, педагогов-психологов образовательных учреждений, методистов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, преподавателей, студентов и аспирантов психолого-педагогических факультетов вузов и ученых.

С напутственным словом к участникам Форума обратился вице-президент Федерации психологов образования России, доктор психологических наук, профессор Ю.М. Забродин. В своей речи он затронул важность места психолога в процессе модернизации современного образования.

VII Всероссийский Форум «Обучение. Воспитание. Развитие — 2012» открыла исполнительный директор Федерации психологов образования России Ольга Станиславовна Мелентьева.


По сложившейся традиции работу Форума предварила открытая лекция: в своем выступлении на тему «Компетентностный подход как концептуальная основа связи профессионального образования и профессионального труда» Ю.М. Забродин отметил как важную стратегическую цель преодоление разрыва между требованиями, предъявляемыми к профессиональной деятельности психолога в различных сферах социальной практики, и сложившейся в России системой психологического образования.

Профессиональный взгляд на проблемы психологической практики был представлен в лекциях и выступлениях:

1.   «Перспективы развития системы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт Санкт-Петербурга» (Демьянчук Роман Викторович);

2.   «Психологическая служба как инновационный ресурс Оренбургского президентского кадетского училища» (Лапина Наталья Александровна);

3.   «Проектирование системы дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья» (Поликашева Наталья Владимировна);

4.   «Повышение квалификации педагогов в области инклюзивного образования» (Салтыкова Марина Алексеевна);

5.   «Психологический сбор как коммуникативная интерактивная технология формирования личности старшеклассников» (Покрышкин Борис Кузьмич);

6.   «Психолого-педагогическое сопровождение иноязычных первоклассников, испытывающих трудности в освоении русского языка в школе с русским (родным) языком» (Фомина Наталья Олеговна);

7.   «Опыт проведения тестирования на предмет потребления ПАВ (по приказу Министерства образования и науки РФ)» (Кулькова Жанна Геннадьевна).

На научно-практической конференции были подняты следующие вопросы:

—   психологическое обеспечение реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения;

—   психолого-педагогическое сопровождение развития детей в условиях новой школы;

—   системно-ориентированная психологическая помощь в образовательном процессе;

—   приоритетные направления работы специалистов психолого-медико-социальной помощи школьникам с проблемами социальной адаптации;

—   психологическое сопровождение школьников: развитие универсальных учебных действий в познавательной сфере в начальной и основной школе;

—   психологическое сопровожение индивидуально­личностного развития и воспитания учащихся;

—   общественно-профессиональная экспертиза.

Широкий круг вопросов, связанных с психологической службой, психологическим сопровождением введения ФГОС и психологической компетентностью учителя, обсуждался на круглом столе «Оценка измерений универсальных учебных действий как результатов обучения» (ведущие Клюева Т.Н., Забродин Ю.М.).

Серьезная дискуссия состоялась на круглом столе «Профессиональная и общественная экспертиза» (ведущие Забродин Ю.М., Трякшина М.А.): наибольший интерес привлекли вопросы, связанные с проблемой доступности, открытости, достоверности информации в области образования и необходимости проведения профессиональной экспертизы.

Все секции и круглые столы проходили в конструктивном духе. Участники активно обсуждали актуальные проблемы психологической службы, искали пути решения, делились опытом. На заседаниях разворачивались интересные дискуссии. Диалог получился очень живой и полезный для всех участников. Приятными подарками для участников Форума стали мастер-классы: «Совместная работа педагога-психолога и педагога дополнительного образования в танцедвигательной терапии» (ведущие Ермакова М.В., Макаренко А.Б.), «Технология исследовательского обучения на уроках психологии» (ведущая Кавери­на Н.Е.), «Формирование навыка осознанного выбора у подростков на занятиях по программе “Выбираю жизнь”» (ведущие Устинова А.С., Яшагина И.И.), «Использование инструментов выразительного искусства (арт-, сказка, кукла) в психологической подготовке к школе» (ведущая Атясова Е.В.).

Всероссийский конкурс профессионального
мастерства «Педагог-психолог России — 2012»

Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Педагог-психолог России — 2012» собрал в гостеприимном городе Сочи лучших педагогов-психологов России. Сюда приехали победители региональных конкурсов из всех субъектов Российской Федерации. Традиционно Большое жюри состояло из представителей федеральных округов — директоров ведущих образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико­социальной помощи. Возглавляла его доктор психологических наук, академик Российской академии образования И.В. Дубровина.

Еще до начала конкурса был проведен строгий профессиональный отбор. Все участники должны были представить резюме, в которых они описали свои профессиональные достижения, привели список публикаций, дали описание технологии своей психолого-педагогической работы, а также представили план-конспект занятия, урока, тренинга.

Конкурс проходил в три тура: «Визитка», «Открытое занятие», «Кейс». По положению конкурса, его победителем должен был стать участник, набравший максимальное количество баллов. Как и можно было ожидать, конкурс не оставил никого равнодушным. События, разворачивавшиеся на глазах у зрителей, приковывали их внимание до последних минут. Сначала жюри оценивало умение представить себя как психолога образовательного учреждения. Затем участники демонстрировали открытые занятия. Вызывало приятное удивление то, насколько поднялся уровень профессионального мастерства участников, и то, с каким энтузиазмом они помогали друг другу, активно включаясь в занятия, стараясь максимально облегчить задачу своим соперникам. Тем самым ими была наглядно продемонстрирована подлинная ценность собственно самой идеи конкурса — идеи профессионального партнерства. По итогам второго тура были определены 10 претендентов на участие в финале.

Третий тур «Кейс» стал для конкурсантов самым трудным, но и самым интересным, поскольку потребовал умения импровизировать в неожиданной ситуации. Так, одна из задач заключалась в проведении в течение нескольких минут на глазах у зрителей эффективной консультации с восьмиклассницей, которая своей непосредственностью поставила в затрудни-

тельное положение всех финалистов конкурса. В роли школьницы выступила Я.А. Ваисова — школьный психолог, победитель (3 место) Конкурса «Педагог-психолог России — 2011». Эта роль давалась ей великолепно, ведь ее повседневная работа связана с подростками именно этого возраста или чуть старше, и кому другому было лучше знать, как ведут себя эти ребята в подобных ситуациях.

В результате серьезных дебатов Большое жюри конкурса приняло трудное решение и в этом году не присудило первого места.

По решению жюри второе место и звание победителя Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России — 2012» было присвоено Поляковой Нине Владимировне (Краснодарский край, г Сочи, муниципальное образовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №49»). Победительнице был вручен диплом Министерства образования и науки Российской Федерации II степени (за второе место), памятный знак и ценный подарок (ноутбук).

Диплом Министерства образования и науки Российской Федерации III степени (за третье место), памятный знак и ценный подарок (ноутбук) получила Глухова Марина Николаевна (Ямало-Ненецкий автономный округ муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12» муниципального образования город Ноябрьск).

Полный список лауреатов представлен в информационном письме, подписанном директором Департамента Минобрнауки России.

IV Всероссийский конкурс
психолого-педагогических программ
«Новые технологии для “Новой школы”»

И еще одно мероприятие стало традиционным в рамках работы Форума — семинар-мастерская «Новые технологии в психологии». На нем были представлены программы победителей IV Всероссийского конкурса психолого-педагогических программ «Новые технологии для “Новой школы”».

Цель данного Конкурса — повышение качества психолого-педагогических программ, реализуемых в образовательных учреждениях Российской Федерации. К участию в нем допускались только авторские психолого-педагогические программы, апробированные в образовательных учреждениях Российской Федерации и имеющие положительные отзывы руководителей образовательных учреждений, в которых проходила апробация.

Конкурс прошел по следующим номинациям:

I.   Профилактические психолого-педагогические программы;

II.  Коррекционно-развивающие психолого-педагогические программы;

III.  Развивающие психолого-педагогические программы;

IV Образовательные (просветительские) психолого-педагогические программы.

Основной задачей стало обобщение опыта образовательных учреждений РФ по разработке и реализации психолого-педагогических программ развития и адаптации обучающихся, воспитанников и создание банка таких программ, соответствующих требованиям современной образовательной практики.

Программы победителей конкурса психолого-педагогических программ «Новые технологии для “Новой школы”» получили гриф Федерации психологов образования России «Рекомендованы для использования в образовательных учреждениях», что стало первым шагом к общественно-профессиональной экспертизе, которую уже давно ожидали в профессиональном сообществе. В этом году лауреатами конкурса стали 57 психолого-педагогических программ. Полный список лауреатов представлен в информационном письме, подписанном директором Департамента Минобрнауки России, и на сайтах www.rospsy.ru и www.cppo.ru.


На семинаре-мастерской «Новые техологии в психологии» авторы демонстрировали возможности своих программ и технологий. Проходило их активное обсуждение. Слушатели задавали много вопросов, связанных с их практической применимостью. Семинар-мастерская показала себя как очень удачная форма передачи профессионального опыта.

В результате презентаций лучшими психолого­педагогическими программами в 2012 стали:

1.   Программа психологической подготовки к школе в детско-родительской группе «Путь в страну Знаний» (Исаева Ирина Юрьевна, Коваленко Наталья Александровна, г Батайск);

2.   «Я+Ты=Мы, или Как работать в команде» (Крой- тер Альфия Гизулаевна, г .Самара);

3.   «Программа психологического сопровождения детей младшего школьного возраста в условиях ППМС центра» (Подзолкина Елена Даниловна, г Новосибирск);

4.   Психолого-педагогическая программа по пред- школьной подготовке детей 5-7 лет с ослабленным здоровьем и особенностями в развитии «Учусь быть успешным!» (Щербакова Людмила Николаевна, Куп­цова Алла Михайловна, Соколова Маргарита Юрьевна, Канаева Любовь Борисовна, г. Калуга);

5.   Развивающая психолого-педагогическая программа «Метафора как способ развития нелинейности мышления педагогов» (Грязнова Ирина Юрьевна, Михеева Алена Алексеевна, Камчатский край);

6.   Программа развития интеллектуальной, творческой, лидерской, технической одаренности детей старшего дошкольного возраста «Путь к успеху» (Куз­нецова Светлана Анатольевна, Левачева Вера Семеновна, Смолякова Инна Викторовна, Яшина Светлана Валентиновна, г Кинель, Самарская область);

7.   Развивающая психолого-педагогическая программа «Формирование инициативности, самостоятельности, ответственности школьников» (Мазурен- ко Татьяна Борисовна, Волосенко Анна Викторовна, г. Норильск);

8.   Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей средствами танца» (Буланова Ольга Евгеньевна, Ермакова Мария Валерьевна, Макарен­ко Анна Борисовна, Позывайлова Мария Леонидовна, Поликашева Наталия Владимировна, г Москва);

9.   «Комплексное сопровождение слепого ребенка при подготовке к началу школьного обучения» (Кулькова Жанна Геннадьевна, Рыжая Елена Ивановна, Толмачева Наталья Павловна, Худякова Светлана Алексеевна, г Челябинск);

10.   Психолого-педагогическая программа «Волшебная страна» (Курганская Елена Георгиевна, Кобо­зева Лариса Владимировна, г Красноармейск, Московская область);

11.   Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов) и их родителей в семейном клубе «Умка» (Соболева Мария Евгеньевна, Цветкова Светлана Владимировна, г Вологда);

12.   «Коррекция нарушений зрительно-пространственного восприятия у первоклассников (феномен “зеркальное письмо”)» (Мочалкина Анна Максимовна, г. Ачинск).

В настоящий момент программы победителей конкурса размещены на сайте и могут быть использованы в практической работе.

Впрочем, как это часто бывает, выявление и награждение победителей было не главной задачей данного конкурса и всего Форума в целом. Основной задачей, блестяще выполненной организаторами, стало создание уникальной площадки для обмена опытом профессионалов из различных уголков России. Прошедшие мероприятия запомнятся тем, что благодаря им возникло особое пространство, в котором специалисты смогли узнать о новых технологиях и методах работы, обсудить нюансы новых программ лично с их разработчиками, встретиться с книгоиздателями и узнать о новинках профессиональной литературы, пообщаться с коллегами, в непринужденной обстановке познакомиться с лидерами психологических направлений, посетить вечерние мастер-классы ведущих специалистов, получить рекомендованные к использованию программы для работы с субъектами образовательного процесса. А главное — совместить продуктивную работу с приятным отдыхом среди единомышленников и коллег Этому способствовало теплое море, экскурсии в горы, на водопады и другие возможности, предоставляемые санаторием «Спутник», где проходили основные мероприятия Форума. Все, кому посчастливилось стать участниками этих событий, будут с надеждой и нетерпением ждать следующего года, который даст возможность встретиться с коллегами и | единомышленниками, а также обменяться новыми идеями и результатами работы за год.

Метрики

Просмотров

Всего: 428
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 141
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 3