Организация психолого-педагогической и информационной поддержки участников образовательного процесса средствами персонального сайта педагога-психолога

186

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы организации информационной и психолого-педагогической поддержки родителей, учащихся и учителей посредством создания персонального сайта педагога-психолога. Автор делится своим опытом по созданию интерактивных плакатов с помощью программы Microsoft Office PowerPoint, сервиса edu.glogster.com.

Общая информация

Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Казеичева И.Н. Организация психолого-педагогической и информационной поддержки участников образовательного процесса средствами персонального сайта педагога-психолога [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2013. Том 10. № 1. С. 115–120. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2013_n1/Kaseicheva (дата обращения: 19.04.2024)

Полный текст

Инструментарий

И.Н. Казеичева

Организация психолого-педагогической и информационной поддержки участников образовательного процесса средствами персонального сайта педагога-психолога

 

Казеичева Ирина Николаевна — педагог-психолог МОУ СОШ №18 с углубленным изучением отдельных предметов (г.о. Орехово-Зуево), специалист высшей квалификационной категории, победитель ПНПО 2008 года. Автор 25 публикаций, рецензент нескольких методических пособий по психологии.

Профессиональная деятельность направлена на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся.

Профессиональные интересы: оказание различного вида психологической помощи: психокоррекционной, консультативной, — разработка ЦОР психологической направленности для родителей, учащихся, педагогов.

В статье рассматриваются вопросы организации информационной и психолого-педагогической поддержки родителей, учащихся и учителей посредством создания персонального сайта педагога-психолога. Автор делится своим опытом по созданию интерактивных плакатов с помощью программы Microsoft Office PowerPoint, сервиса edu.glogster. com.

В современном мире информационное пространство является важной характеристикой информационного общества. При этом в сфере информационного взаимодействия всех участников образовательного процесса и учреждения образования только полноценно организованное информационное пространство способно обеспечить и удовлетворить информационные потребности сторон.

Рост информационных потоков, воздействие «информационного взрыва» (Э. Тоффлер) — условия, в которых сегодня осуществляется деятельность всей системы образования и, в частности, образовательного учреждения. Все это, в свою очередь, стимулирует школьных психологов к использованию электронных информационных ресурсов в своей деятельности.

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года» отмечается, что необходимым условием формирования инновационной экономики является модернизация системы образования на основе эффективного использования возможностей современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Принимая за аксиому заинтересованность широкого круга лиц в психологических знаниях, мы признаём, что использование информационно-коммуникационных технологий открывает огромные возможности в расширении практической деятельности психолога системы образования, предлагает дополнительные пути взаимодействия психолога и других участников образовательного процесса, в том числе и родительской аудитории.

В настоящее время компьютерные технологии можно использовать практически на всех направлениях деятельности школьного психолога: профилактической, просветительской, диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной. При этом в практической работе становится возможным не только использование готового продукта, но и создание, разработка нового. Помимо ставших уже традиционными форм применения ИКТ: использования компьютерной психодиагностики, готовых программных продуктов известных компаний; разработки несложных тестов для проведения различных психолого-педагогических срезов; разработки собственных компьютерных слайд-презентаций; работы с интерактивной доской при проведении коррекцион­но-развивающих занятий, родительских встреч и собраний, размещения информации на том или ином сайте, — в арсенале психолога появляется такая площадка для взаимодействия с учителями, учащимися и родителями, как свой собственный, персональный сайт. В результате именно информационное пространство, представляемое сетью Интернет, позволяет расширить возможности коммуникации со всеми участниками образовательного процесса и оказывать им психолого-педагогическую и информационную поддержку по разным направлениям.

Сейчас уже никого не удивишь хорошими навыками работы на компьютере, в сети Интернет. Общение, получение информации в сети Интернет становится привычным. И сайт школьного психолога без препятствий становится ресурсом, который позволяет большому количеству потенциальных посетителей сети, нуждающихся в психологической консультации специалиста, стать виртуальными клиентами психолога. Одна из возможностей поиска ответа на имеющиеся вопросы — обратиться за необходимой информацией на сайт школы, к примеру, на страничку психолога. На ней даётся полезная информация по различным разделам: родителям, учителям, — размещены полезные советы, ссылки.

Однако при современных возможностях, которые предоставляют службы Интернет, где существуют такие услуги, как создание, размещение и продвижение персональных сайтов, что позволяет практически любому психологу, даже не имеющему специальных знаний в области компьютерных технологий, создать собственный веб-сайт. Для создания своих персональных сайтов специалистами начального уровня я рекомендую использовать доступные, бесплатные, достаточно простые в использовании конструкторы, предлагаемые ucoz, jimdo. Свои веб-странички и мини-сайты предлагают создать такие порталы, как «Социальная сеть работников образования» nsportal.ru, Методический центр NUMI.RUи другие. В зависимости от доминирующих направлений, в которых работает психолог, от основной аудитории, с которой он взаимодействует, — разделы сайта и их содержание меняются. Основная информация психологов образования рассчитана на родителей, учителей/воспитателей, учащихся. Это различные рекомендации, советы, тесты, фотоальбомы и т. п.

В качестве иллюстрации: в настоящее время мною созданы и активно разрабатываются персональные сайты «В помощь родителям» (http:// vpomosh.ucoz.net) и «Интересно и полезно» (http:// luchshiy.jimdo.com) (рис. 1, 2).

Они используются в качестве сетевого инструмента для передачи различной информации: результатов проведенных социологических опросов, проходивших в школе; сведений по проблематике, интересующей всех участников образовательного процесса. На страницах сайтов содержатся материалы, интересные не только администрации, учителям, учащимся, но и, в первую очередь, родителям. На сайтах представлены тесты, полезные советы, методические материалы, подготовленные с помощью программ Microsoft Office: Word, Excel, PowerPoint, полезные ссылки на другие интернет-сайты с дополнительной информацией, гостевая книга, фотоальбомы.

Сайт http://luchshiy.jimdo.com предназначен для заботливых родителей. Здесь размещены материалы, советы, рекомендации по различным вопросам обучения, развития и воспитания детей разного возраста. Среди рубрик — «Полезная информация», «Советы родителям», «Актуально», «Материалы для скачивания». Для обратной связи с родителями предназначен раздел «Консультация психолога», который позволяет отвечать родителям на те или иные вопросы (при этом не все ответы публикуются в открытом доступе на сайте, отдельные отсылаются на указанный e-mail), налаживая тем самым связь, проводятся «виртуальные консультации».

Сайт http://vpomosh.ucoz.net предназначен всем участникам образовательного процесса. На мой взгляд, каждой аудитории нужна своя информация. Учителю интересно будет прочитать информацию о стрессе и способах управления им, об эмоциях и роли эмоционального интеллекта в работе педагога; учащимся интересны различные тесты, факты. Кроме того, можно размещать информацию, которая была представлена на родительских собраниях (памятки, советы), заседаниях педагогической секции (рекомендации, инструкции и пр.), развивающих занятиях (тесты, задания).

Обязательным и достаточно «оживляющим» разделом на сайте должен стать фотоальбом, в котором хранятся фотографии с тех или иных мероприятий, занятий с психологом (с разрешения их участников). Как правило, и родители, и ученики, и учителя с интересом ищут себя, своих близких на снимках.

Кроме того, этот сайт используется мной как своеобразное портфолио достижений. На нем размещаются статьи, список публикаций, достижения (грамоты, дипломы), методические разработки.

Среди многочисленного материала на сайтах размещены интерактивные плакаты с полезной информацией для всей семьи: «А ваш ребёнок готов к школе?», «Готовимся к ЕГЭ и ГИА», «Выбираем профессию» (рис. 3, 4, 5).

Плакат «Готовимся к ЕГЭ» даёт оригинальную возможность представления информации по интересующим вопросам психологической подготовки к сдаче ЕГЭ в наиболее полной и ненавязчиво доходчивой форме. Кроме того, у ребят есть возможность потренироваться в развитии своих познавательных способностей, а у взрослых — более подробно ознакомиться с информацией о ЕГЭ по указанным ссылкам. 

На плакате имеется информация по следующим разделам (на которые даётся переход по гиперссылкам): «Советы родителям: как помочь детям подготовиться к экзаменам», «Советы выпускникам: как подготовиться к сдаче экзаменов», «Подготовка к экзамену», «Накануне экзамена», «Во время тестирования», «Несколько универсальных рецептов для более успешной тактики выполнения тестирования». Помимо этого на плакате имеются ссылки на доступные сайты, с помощью которых учащиеся могут потренироваться в выполнении ЕГЭ в режиме on-line, узнать свежие новости о ЕГЭ, поработать над развитием мыслительных процессов. По данным опроса родителей, полезными для них оказались ссылки на сайты с официальной информацией по ЕГЭ и советы по подготовке к экзаменам.

Плакат «А ваш ребёнок готов к школе?» предназначен, прежде всего, для пап и мам, которые хотят подготовить своего ребёнка к школе, сделать его умным, сообразительным, самостоятельным. С помощью этого плаката родители смогут познакомиться с тем, что значит быть готовым к школе, и заняться развитием познавательных способностей ребёнка. При этом данный плакат будет интересен и детям, так как в нем представлены разнообразные увлекательные задания, которые научат малыша логически мыслить, быть внимательным, творчески мыслящим.

На плакате имеется информация по следующим разделам (на которые даётся переход по гиперссыл­кам): «Советы родителям», «Что значит быть готовым к школе?», «Диагностика готовности детей к обучению к школе», «Учимся, играя», «Информационные источники».

Основное назначение данного интерактивного плаката (в силу невозможности дать всю необходимую информацию по проблеме психологической готовности детей к школе на площади одного слайда) — обратить внимание родителей на необходимость специальной подготовки детей к школе, способствовать развитию познавательных способностей ребёнка с использованием информационных технологий.

Плакат «Выбираем профессию» предназначен для демонстрации учащимся 9-11-х классов. Плакат не предусматривает необходимости дать представление обо всех профессиях, но предлагает методику выбора направления деятельности с возможным переходом к специфике, определяющей будущую профессию. С помощью данного электронного ресурса мы как бы «подталкиваем» школьников к осознанию необходимости более серьёзного подхода к выбору профессии. Знакомство с миром профессий, диагностика, рассмотрение возможных внешних препятствий на пути к профессиональным целям — всё это способствует тому, что у старшеклассников появляются вопросы по заявленной теме, появляется потребность в профессиональном консультировании, профессиональной диагностике, призванной помочь молодому человеку сделать личностно-профессиональный выбор, построить профессиональную и образовательную траекторию. Именно интерактивный плакат позволяет сделать первые шаги в выборе данной траектории, а при желании — вступить в диалог с практически не ограниченным по объёму необходимой информации миром Интернет.

Мониторинг посещений и скачивания описанных выше материалов позволяет сделать вывод о востребованности такого электронного ресурса, как интерактивный плакат, и наметить рамки продолжения работы по созданию новых плакатов различной тематики.

Но создание таких интерактивных плакатов (в Microsoft Office PowerPoint) достаточно трудоёмко и не всегда позволяет уместить всю необходимую информацию. Одной из форм презентации деятельности педагога-психолога, возможности организации информационных площадок по различной тематике может стать создание интерактивных плакатов-глогов (glog). Интерактивность такого инструмента представления информации позволяет разместить нужный для демонстрации материал на сравнительно небольшом пространстве. Так, педагог-психолог может использовать данный ресурс как для размещения необходимой информации коррекционной или профилактической направленности, так и в качестве обучающего контента.

На глог можно поместить картинки, которые при нажатии будут увеличиваться до оригинальных размеров, видеоролики и аудиофайлы из сети Интернет или оригинальные с персонального компьютера, а также различные тексты. На все объекты могут быть добавлены гиперссылки. Это позволяет собрать на одном плакате множество необходимых тематических ресурсов. Впоследствии все материалы могут использоваться как в коррекционно-развивающей работе с учащимися, так и в просветительской работе с учителями и, конечно, с родителями (в качестве примера — глог с советами для родителей http:// irinaka.edu.glogster.com/glog-1).

Выше уже шла речь о необходимости наличия на сайте психолога гостевой книги, мини-чата, рубрик «вопрос-ответ». Возможность использования подобных инструментов работы является еще одним аргументом в пользу создания персонального сайта педагога-психолога. Их ресурсы дают возможность посетителям сайта задавать вопросы психологу, высказывать свои предложения, что позволяет корректировать информацию на страницах сайта, добавляя необходимые материалы.

Информационное пространство, организуемое психологом с помощью собственного сайта, ломает традиционные стереотипы взаимодействия с семьёй, учащимися, педагогическим коллективом. Сайт школьного психолога — не просто площадка, где выкладывается психологическая информация. Это возможность задать специалисту вопросы, которые родители не смогли, постеснялись озвучить на родительском собрании; школьникам — получить информацию, которую было неудобно выяснить на занятии при одноклассниках. 

 

Таким образом, можно сделать вывод, что персональный сайт педагога-психолога является серьёзным инструментом в работе, поскольку позволяет эффективно распространять специальные психологические знания, оказывать психолого-педагогическую и информационную поддержку семье, педагогическому коллективу, в немалой степени способствует процессу эффективной коммуникации психолога и родителей, педагогов, учащихся школы.

Литература

  1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Текст]: распоряжение № 1662_р от 17.11.2008 г.: Извлечение // Офиц. док. в образовании. — 2008. — №35. — С. 4–25; 2008. — №36. — С. 3–16.
  2. Олейникова Е. Опыт использования в практике школьного психолога информационных компьютерных технологий // Школьный психолог. — 2006. — №3.
  3. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. — М.: Издательский центр «Академия», 2007.

Информация об авторах

Казеичева Ирина Николаевна, педагог-психолог, МОУ СОШ №18 с углубленным изучением отдельных предметов, Орехово-Зуево, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 501
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 186
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1