Компетентностно-деятельностный подход к проектированию и разработке новой модульной ОПОП

246

Аннотация

В статье рассматривается комплекс требований к проектированию и разработке новых модулей основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) магистратуры по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки — психолого-педагогическое образование). Представлены содержание и структура модулей программы исследовательской магистратуры по культурно-исторической психологии и деятельностному подходу: «Методология психолого-педагогических исследований: деятельностный подход», «Методы психолого-педагогических исследований», «Научные исследования и коммуникация в практике образования и социальной сфере», «Теоретические и экспериментальные исследования обучения и развития», а также практики (в том числе, научно-исследовательской работы). В основу подготовки будущих исследователей положена работа магистрантов над проблемами учебной деятельности, с которыми они знакомятся в процессе прохождения практики в различных образовательных учреждениях. Получая такую подготовку, магистры будут способны выполнять практико-ориентированные психолого-педагогические исследования, проектировать новые способы организации учебной работы. Новизна предложенной магистерской программы обусловлена тем, что подготовка педагогов-исследователей организована по типу профессиональной исследовательской деятельности.

Общая информация

Ключевые слова: культурно-историческая психология, учебная деятельность, проектирование модульной программы исследовательской магистратуры по психолого-педагогическому направлению, сетевое взаимодействие образовательных учреждений различной направленности, профессиональный стандарт, квалификация специалиста, исследовательские компетенции магистров, трудовые действия исследовательского и проектного характера, практикоориентированные исследования в образовании, деятельностный подход

Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Рубцов В.В., Гуружапов В.А., Макаровская З.В., Максимов Л.К. Компетентностно-деятельностный подход к проектированию и разработке новой модульной ОПОП [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2015. Том 12. № 2. С. 7–16. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2015_n2/Rubtsov_Guruzhapov_Makarovskaya_ (дата обращения: 28.03.2024)

Фрагмент статьи

Комплекс требований к проектированию и разработке новых модулей основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) магистратуры по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки — психолого-педагогическое образование) обусловлен введением в РФ нового профессионального стандарта педагога. В соответствии с этим стандартом, эффективная организация учебной деятельности невозможна без подготовки квалифицированных специалистов, способных проводить психолого-педагогические исследования процессов обучения, воспитания и развития, происходящих в живом взаимодействии учителя и учащихся.

Литература

  1. Болотов В.А. Программа модернизации педагогического образования 2014–2017 // Портал сопровождения проектов модернизации педагогического образования. — [Электронный ресурс] URL: http://педагогическоеобразование.рф/documents/show/14 (дата обращения 17.07.2014).
  2. Вересов Н.Н., Смолка А.Л., Парадиз Р. Развивая культурно-историческую теорию: четвертое поколение приходит? // Культурно-историческая психология. — 2013. — №3. — С. 46–55.
  3. Каспржак А.Г. Институциональные тупики российской системы подготовки учителей // Вопросы образования. — 2013. — №4. — С. 261–282.
  4. Максимов Л.К. Теория и практика деятельностного подхода к обучению // Историческое образование: особенности реализации системно-деятельностного подхода в современной школе: матер. Межд. науч.-практ. конф. (Волгоград, 20 ноября 2012 г.). — М.: Планета, 2013. — С. 34–40.
  5. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. — 2014. — №2. — C. 1–18. — [Электронный ресурс] URL: http://psyedu.ru/journal/2014/2/ Margolis.phtml (дата обращения: 25.07.2014).
  6. Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 16.04.2010 №376 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр»)» (ред. от 31.05.2011).
  7. Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель): Приложение к Приказу Минтруда России от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель). — [Электронный ресурс] URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129 (дата обращения 17.07.2014).
  8. Рубцов В.В., Марголис А.А., Гуружапов В.А. О деятельностном содержании психолого-педагогической подготовки современного учителя для новой школы // Культурно-историческая психология. — 2010. — №4. — C. 62–68.
  9. Рубцов В.В. Культурно-историческая психология // Социально-генетическая психология развивающего образования: деятельностный подход. — М.: МГППУ, 2008. — С. 367–386.
  10. Рубцов В.В, Марголис А.А., Гуружапов В.А. Культурно-исторический тип школы (проект разработки) // Психологическая наука и образование. — 1996. — №4. — С. 79–94.
  11. Сидоркин А.М. Профессиональная подготовка учителей в США: уроки для России // Вопросы образования. — 2013. — №1. — С. 136–155.
  12. Технология оценки образовательной среды школы / Под ред. В.В. Рубцова, И.М. Улановской. — М.; Обнинск: ИГ_СОЦИН, 2010. — 256 с.
  13. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования // Министерство образования и науки РФ. Документы. 1 марта 2012 года.
  14. Юдин Э.Г. Деятельность и системность // Системные исследования. Ежегодник. 1976. — М.: Наука, 1977. — С. 11–37.
  15. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: методологические проблемы современной науки. — М.: Наука, 1978. — 391 с.

Информация об авторах

Рубцов Виталий Владимирович, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», президент, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), президент Федерации психологов образования России, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2050-8587, e-mail: rubtsovvv@mgppu.ru

Гуружапов Виктор Александрович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогической психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия

Макаровская Зоя Вячеславовна, доктор технических наук, председатель Учебно-методического совета, член Ученого совета МГППУ, проректор по учебной работе, профессор, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: MakarovskayaZV@mgppu.ru

Максимов Леонид Константинович, доктор психологических наук, профессор, научный консультант, МОУ Лицей № 8 «Олимпия», Волгоград, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2911-9836, e-mail: lalemaks@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 745
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 246
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 3