Психологические границы дошкольников: феноменология, онтогенез, динамика развития, диагностика, практическая работа

567

Аннотация

В настоящее время актуальным становится не только активное накопление знаний и умений в дошкольном возрасте, но и умение быстро и эффективно адаптироваться в коллективе, принимать меняющиеся условия социальной среды. Неумение учитывать новые требования ситуации является одной из серьёзных проблем школьного обучения. Поэтому одним из обязательных элементов дошкольного образования необходимо считать развитие социальной компетентности ребенка, включающей такое явление, как осознание своих и чужих психологических границ.

Общая информация

Ключевые слова: психологические границы, адаптация в коллективе, социальное развитие, социальная компетентность

Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Силина О.В. Психологические границы дошкольников: феноменология, онтогенез, динамика развития, диагностика, практическая работа [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2016. Том 13. № 2. С. 37–44. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2016_n2/Silina (дата обращения: 20.04.2024)

Полный текст

 

 

О.В. Силина

Силина Ольга Владимировна — педагог-психолог МОУ «Гимназия» г.Переяславль-Залесский

В настоящее время актуальным становится не только активное накопление знаний и умений в дошкольном возрасте, но и умение быстро и эффективно адаптироваться в коллективе, принимать меняющиеся условия социальной среды. Неумение учитывать новые требования ситуации является одной из серьёзных проблем школьного обучения. Поэтому одним из обязательных элементов дошкольного образования необходимо считать развитие социальной компетентности ребенка, включающей такое явление, как осознание своих и чужих психологических границ.

Полная версия статьи представлена в электронном приложении к журналу (см. CD-диск).

Введение

В настоящее время актуальным становится не только активное накопление знаний и умений в дошкольном возрасте, но и умение быстро и эффективно адаптироваться в коллективе, принимать меняющиеся условия социальной среды. Неумение учитывать новые требования ситуации являются одной из серьёзных проблем школьного обучения. Поэтому одним из обязательных элементов дошкольного образования необходимо считать развитие социальной компетентности ребенка.

Как показывают наблюдения, современные дети находятся в тяжелой социальной ситуации, когда ярко не определены социокультурные ценности, нет устойчивого и понятного детям отношения к собственности, «чувству Я» другого, то есть слабо выражены процессы дифференциации — интеграции в сфере человеческих отношений, ребенок находится под гнетом морали «двойных стандартов» (неоднократно приходится видеть, как за один и тот же поступок ребенка могут и похвалить, и поругать), то есть контекстуальность ситуации в современном мире приори­тетнее, чем строго определенные морально-этические нормы.

Предпочтение контекстуальности в сфере человеческих отношений требует умения выделять себя из среды, то есть проводить устойчивую черту между «моим» и «чужим». У дошкольников указанная социокультурная проблема переходит на другой уровень — психологический, что выражается в непонимании, незнании, «нечувствовании» собственных психологических границ и границ другого человека. Поэтому перед психологами остро стоит проблема описания феноменологии психологических границ у детей дошкольного возраста с целью восполнения недостатка имеющих знаний.

Феноменология психологических границ

В 2010-2012 году под руководством С.К. Нарто- вой-Бочавер нами было проведено эмпирическое исследование, посвященное развитию психологических границ у детей от 2 до 10 лет. В нем приняли участие 46 детей в возрасте от 2 до 10 лет, из них 26 мальчиков и 20 девочек. Целью исследования было описание феноменологии границ «Я» и направлений их становления. С его описанием можно познакомиться в Приложении 1 (см. полную версию первой части статьи на CD-диске).

Обсудим в статье результаты исследования психологических границ у дошкольников.

За рабочее определение психологических границ мы взяли следующее: «психологические (когнитивные, эмоциональные и поведенческие) маркеры, отделяющие область приватности одного человека от другого» (Нартова-Бочавер С.К., 2008).

Проведя контент-анализ собранных данных, мы выделили следующие категории границ «Я»: динамические характеристики, направленные на поддержание целостности «Я» личности, и инструментальные, то есть конкретные способы защиты границ «Я».

К динамическим характеристикам мы отнесли следующие: контроль, регуляция, осознанность и активность психологических границ. Таким образом, указанные нами категории отражают способность человека быть с другими и одновременно сохранять собственную приватность.

При изложении результатов исследования будем придерживаться следующей логики: рассмотрим основные факторы, условия и механизмы развития границ «Я», а затем перейдем к возрастным изменениям, происходящим с изучаемым феноменом.

Следует сказать, что наше исследование показало, что явление психологических границ сродни высшим психическим функциям (Выготский Л.С., 1983) по наличию тех же признаков: границы «Я» являются прижизненно формируемым образованием, произвольным по способу управления, то есть осознанным, базируются на всех психических процессах, опосредованы речью. Все эти признаки приобретаются в ходе онтогенетического развития, не возникая одновременно.

Проведенный анализ качественных данных позволяет предположить наличие в развитии феномена границ «Я» своеобразных кризисов и «литических» периодов (Выготский Л.С., 1983). Таким образом, психологические границы выступают перед нами как системное явление, находящееся в тесной взаимосвязи со многими переменными.

Под фактором развития психологических границ мы будем понимать те силы, которые направляют становление границ «Я» в определенное русло, то есть движущие силы формирования феномена. Таким образом, на развитие границ «Я» влияют собственная активность ребенка, социальные, гендерные, воспитательные и др. аспекты. Очень интересен тот факт, что у мальчиков развитие феномена психологических границ идет более быстрыми темпами. Возможно, это связано с жесткими социальными нормами относительно «мужского» варианта поведения, то есть для мальчиков нет выбора типа поведения, если он хочет считаться «настоящим мужчиной». Общество предъявляет жесткие требования к «дефеминизации», присвоению «типичного» мужского поведения, в то время как у девочек вариабельность стиля жизни, мироощущения гораздо шире, становление индивидуальности происходит более плавными темпами.

В аспекте социокультурного влияния на развитие психологических границ нам показалась интересной следующая тенденция: дети с двумя крайними социальными ситуациями развития (психологически благополучные дети и «аутсайдеры» в группе, имеющие недостаток признания, общения и пр.) обладают достаточно четко выраженными психологическими границами. Возможно, это наблюдение свидетельствует о том, что устойчивые ситуации развития с однонаправленным стилем воспитания, с заранее известным отношением социума к этим двум категориям детей обеспечивает стабильные условия для формирования границ «Я». Безусловно, качественно они сильно различаются у благополучных и неблагополучных детей, но дети из указанных групп раньше других осознают, принимают и используют изучаемый феномен в жизни.

К условиям, способствующим развитию психологических границ, мы относим уровень когнитивного, эмоционально-волевого развития, то есть дети с нормативным психическим развитием имеют качественно отличные границы «Я». Этот вывод возник в ходе нашей работы как эпифеномен и требует дальнейших исследований. Но длительные наблюдения позволяют говорить о том, что у детей с некоторым снижением когнитивного уровня, например, границы «Я» остаются более длительное время недиффе­ренцированными, неадаптивными (чрезмерно открытыми или закрытыми, например), плохо регулируются и контролируются детьми. В поведении это проявляется в неспособности учитывать изменившиеся требования ситуации, в выборе одной стратегии поведения в любых условиях и пр.

Механизмом развития психологических границ можно считать наличие конфликтных, небезопасных для целостности личности условий, то есть необходимо наличие угрозы, как внешней (нарушение собственных границ «Я», критическое изменение социальной ситуации), так и внутренней (предвосхищение негативного результата, умение просчитать последствия собственных действий). То есть психологические границы начинают осознаваться в стрессовых условиях и в них же наиболее активно развиваются. Как показали исследования, дети до 4 лет стремятся устраниться от источника дискомфорта физически (уйти, закрыть глаза, спрятаться и пр.), после же 4 лет начинаются активные попытки воздействовать на него (с помощью взрослого, самостоятельно с помощью различных средств, с начиная физических и заканчивая вербальными).

Основные тенденции развития, которые происходят на протяжении онтогенеза с феноменом психологических границ, можно обозначить следующим образом: происходит их сужение и дифференциация. В процессе развития происходит переход от широких недифференцированных границ у детей до 2 лет к более узким, символически обозначенным границам к подростковому возрасту. Если у детей раннего возраста в границы и понятие «мое» попадает все, что ребенок видит, что ему нравится, хочется, то в дальнейшем «моим» становится только значимое, наполненное личностным смыслом.

Дифференциация психологических границ происходит в связи с расширением спектра способов их защиты, то есть ребенок начинает видеть себя каждый раз с некоторой новой стороны, пробовать новые возможности, которые включаются в его личность, становятся проявлением индивидуальности. С возрастом происходит значительное увеличение способов защиты границ «Я», которые служат своеобразным «маркером» развития личности. Общее направление в расширении спектра методов защиты — это переход от физических методов воздействия к вербальным, а также смена пассивной позиции защиты на активную, что способствует становлению именно психологических границ «Я», интегрального феномена, способствующего социализации, адаптации детей в интерперсональном пространстве.

Перейдем к характеристике феномена психологических границ в онтогенезе.

Онтогенез психологических границ

В возрасте 2-3 лет как мальчики, так и девочки предпочитают пассивные формы защиты границ «Я». Границы «Я» широкие, «полупроницаемые», то есть проницаемость зависит не от убеждений ребенка, а от ситуативных факторов (привлекательность чего- либо, хорошее или плохое настроение и пр.), и актуализируются только в ответ на угрозу. Следует сказать, что мальчики этого возраста предпочитают более активные формы контроля за собственными границами, то есть реакция на вторжение, интервенцию более выражена, чем у девочек. Это проявляется в том, что во время конфликта мальчики скорее предпочитают нападать, чтобы устранить источник негативных переживаний. У девочек же выше «чувствование» психологических границ, то есть ярче наблюдается реакция на источник дискомфорта. Это проявляется как стремление уйти из зоны действия источника негативных эмоций.

На следующем этапе — в возрасте 4-5 лет — происходят очень активные и быстрые изменения состояния феномена психологических границ. Следует сказать, что это явление имманентно присутствует в жизни ребенка, служа различным целям, основные из которых — это возможность взаимодействия в интерперсональном пространстве, адаптация к изменяющимся условиям среды, защита цельности «Я» и др.

В процессе онтогенеза феномен психологических границ проходит ряд этапов: от неосознаваемо­го к средству взаимодействия с окружающими (то есть к полностью осознанному и управляемому явлению психологической жизни человека). Этими словами мы хотим акцентировать внимание на значимости возраста 4-5 лет для развития границ «Я», для которого характерно появление многих «новообразований» (Л.С. Выготский).

Данный период онтогенеза характеризуется тем, что дети начинают ощущать, но не осознавать наличие некоторой «буферной зоны» в отношениях с окружающими, которая присутствует в их жизни и создает некоторый комфорт и безопасность для личностных проявлений. У мальчиков наблюдается увеличение активности в защите границ «Я», наиболее приоритетные способы защиты — физические (драться, толкаться и пр.). Однако начинает наблюдаться ориентация на социальные нормы как один из способов защиты границ. Также замечена тенденция к сужению психологических границ, то есть не все, что нравится и хочется, попадает в категорию «мое».

У девочек же картина несколько иная. Отмечается резкое снижение активности защиты границ «Я», то есть границы «Я» становятся более проницаемыми, доступными внешним воздействиям (часто это проявляется в том, что девочки этого возраста более «сговорчивы», чем мальчики). Защита психологических границ более конструктивна, «вербализирована», часто с привлечением социальных норм и правил. Для мальчиков характерно расширение собственных границ, девочки же предпочитают стабилизировать состояние границ «Я».

Далее обратимся к периоду 6-7 лет как финальному этапу дошкольного детства. Его общей характеристикой является понимание нарушения чужих границ «Я», то есть дети присваивают эту категорию не только себе, но и признают ее наличие у других, психологические границы становятся неотъемлемым человеческим свойством. Дети нарушают чужие границы интуитивно, зачастую догадываясь, какое действие доставит собеседнику неприятности, вызовет дискомфорт, запоминают его и пытаются воспроизводить в конфликтных ситуациях.

Эти способы часто повторяются, так как феномен границ «Я» еще не осознан, не подвластен произвольному управлению. В жизни часто можно видеть такую картину: конфликтуя, дети не могут доставить противнику негативных эмоций, как хотелось бы, поэтому они просто стоят рядом, раздражая собеседника, говоря при этом, что «просто захотелось постоять здесь». Такие примеры говорят о том, что дети ощущают наличие у каждого человека, не только у себя, некоторой границы, предела, которую нельзя пересекать, но в случае конфликта необходимо нарушать, чтобы доставить максимальное количество переживаний.

Таким образом, мы можем говорить о начале процесса осознания детьми существования психологических границ как неотъемлемой части личности. Это общая тенденция для детей на данном возрастном этапе. Однако имеются и гендерные различия. Специально оговорим, что в данном возрасте у детей меняется социальная ситуация: они поступают в школу, сталкиваются с новыми требованиями, с новой группой.

Итак, у мальчиков возрастает пассивность, а у девочек — активность защиты психологических границ. Мальчики проявляются тенденцию к фиксации границ «Я», то есть четко определяют меру внешнего воздействия на собственную личность. Если количество допустимых воздействий выше, мальчики могут проявлять сильные деструктивные намерения, разрушая при этом собственные и чужие границы «Я». Таким образом они восстанавливают некоторый баланс между собой и средовыми воздействиями.

Девочки же, напротив, стремятся к расширению границ «Я», стараясь «освоить» все возможное пространство: физическое, межличностное. Они стараются узнать способы взаимодействия в каждой из плоскостей бытия (материальной, личностной), в конфликтных ситуациях пытаются ориентироваться на социальные нормы для регуляции психологических границ. Кроме того, девочки более внимательны к чужим границам, стараются «играть по правилам».

Перечисленные возрастные особенности развития психологических границ являются далеко не полными, данная тема требует серьезного и детального изучения, так как наше исследование — одно из первых. Как показывает практика, работа с детьми в русле изучения границ «Я» является очень перспективной и эффективной, так как затрагивает основные детские потребности в стабильности и уверенности в жизни, определяет некоторые «путеводные» ощущения в процессе общения (например, чувство дискомфорта в процессе общения), позволяет обсудить важность собственной территории, укрепить в каждом ребенке веру в то, что он «имеет право Быть».

То есть психологические границы выступают не как изолированное явление психологический жизни, а интегративное понятие, связанное с различными философскими категориями (онтологический статус, базовая уверенность и пр.). Формируя у детей понятие о психологических границах, мы способствуем нравственному, личностному развитию ребенка.

Диагностика состояния психологических границ

Отметим, что на данный момент не существует диагностических инструментов, ориентированных на изучение границ «Я» у детей 2-10 лет. Поэтому было принято решение о создании и применении нестан- дартизированных методик, основанных на наблюдении и провоцирующих появление указанных категорий. По мнению Л.Ф. Обуховой, метод клинической беседы позволяет изучить не только внешние признаки феномена, но и процессы, приводящие к их возникновению. Таким образом, в результате возможно получить большое количество качественных данных, относящихся не только к описанию самого феномена, но и средовые стимулы, обсуславливающие его уникальность. Рассмотрим основные принципы создания диагностических методик.

Дошкольный возраст требует особого инструментария, так как нет возможности обратиться к чтению или письму (то есть знаковой составляющей методик) как способу рефлексии. Единственная возможность оценить развитие психологических границ у детей от 2 до 10 лет — это экспрессивные реакции, а также расхождение в словесном обозначении и поведении. Как указывал Л.С. Выготский, основной единицей наблюдения и изучения поведения детей является переживание, которое представляет «единицу личности и среды, как оно представлено в развитии».

С точки зрения изучения границ «Я», это является принципиальным моментом, который позволяет определить точку пересечения, контакта, во время которого меняется знак эмоции у ребёнка, поведение, что сигнализирует об изменениях в психологических границах. То есть переживание — это момент перехода средовых влияний в личный опыт, наделение личностной значимостью индифферентных воздействий.

В этот момент и происходят качественные изменения в состоянии психологических границ «Я», переживание даёт возможность отследить сразу два импульса: воздействие среды и ответную реакцию ребёнка. Однако следует учитывать быстрые изменения в психической организации детей, происходящие в процессе онтогенеза. Поэтому необходимо также вложить в создание методик возможность оценить «зону ближайшего развития».

В нашем исследовании такой уровень перспективного развития личности ребёнка представлен на ре­чемыслительном уровне (Б.Ф.Ломов), предполагающем рассуждения детей о возможных вариантах поведения. Речь выполняет у детей функцию не только регуляции поведения, коммуникации, но также позволяет спрогнозировать дальнейшие варианты поведения, отследить варианты развития ситуации, служит способом замотивировать самого себя на какой-то определённый способ действий.

Озвученные варианты служат отправной точкой изменения поведения и состояния психологических границ. Эту особенность необходимо учитывать при составлении методик. Таким образом, логика нашего исследования такова: необходимы три методики, позволяющие описать сущность, свойства и отношения, то есть категории, которые являются наиболее фундаментальными для изучения интегрального понятия «психологические границы». Внутри каждой методики также необходимо отследить два пласта: как дети собираются себя вести в ситуации и как они реально себя ведут, то есть как речь определяет, опосредует поведение.

В детском возрасте психологические границы являются не только социальным образованием, но и затрагивают физическую, телесную сферу. Поэтому целесообразно введение двух категорий стимулов, затрагивающих витальную потребность, конкретно чувство голода, символом которой является в нашем варианте пирог, и потребность в безопасности, символом которой в детстве является дом.

Понятие «дом» для детей 2-10 лет является самой сильной ассоциацией защищенности, спокойствия, устойчивости. Об этом свидетельствуют 80% ответов детей на вопрос «Если тебе будет угрожать опасность, что ты станешь делать?». Вторая категория, позволяющая наиболее полно описать феномен границ «Я», — это «еда». 93% детей обозначили, что если почувствуют голод, то станут что-то делать («Что может тебе помешать заниматься интересным делом целый день?»), что в русле теории о психологических границах следует понимать как изменение их состояния.

Следующий принцип, учтенный при создании методик исследования, — это «диалогичность» границ «Я», обязательное участие собеседника, противопоставление «я — другие». То есть, говоря словами Ф. Пер- зла, граница рождается в контакте, а маркером ее проявления служит телесная или вербальная, эмоциональная или когнитивная реакция. Предложенные методики уделяют достаточное внимание двусторон- ности феномена границ «Я», а именно как интервенции в чужие границы «Я», так и чувствованию и защите собственных границ.

Спровоцировать изменение состояния психологических границ помогает искусственно созданная ситуация дефицита, недостаточности ресурсов, что также является необходимым условием для создания надёжных диагностических методик. Таким образом, предметом нашего исследования являются особенности переживаний, высказываний и действий детей в различных ситуациях исследования.

Рассмотрев основные принципы диагностического инструментария, обратимся к структуре методик (А.Г. Шмелёв). Внутри каждой можно выделить: обсуждение предложенной проблемной ситуации, детскую игру в заданном русле, обсуждение полученных результатов. Таким образом, процедурная схема исследования одинакова во всех методиках.

Ведется постоянное протоколирование поведения, эмоциональных состояний, коммуникативных особенностей детей по заранее подготовленным вопросам, каждый из которых отнесен к определенной изучаемой категории. Данные заносятся в таблицу наблюдений как можно точнее и полнее, желательно с использованием большого количества прилагательных, возможно, метафор, то есть тех средств, которые позволяют глубже проникнуть в изучаемый феномен.

Каждый задаваемый вопрос, предложенная ситуация — это критерий описания психологических границ. Таким образом, наблюдаются переживания, детские высказывания, действия и поступки, эмоциональные реакции и поведение детей в конкретных ситуациях.

Определимся, какая информация представляет наибольшую ценность для исследования с позиции процедуры контент-анализа: сущность психологических границ описывается с помощью существительных (конфликт, эмоция, встреча, приглашение, нарушение, внедрение и пр.), свойства описываются прилагательными (доброжелательный, радостный, настороженный, испуганный, сопротивляющийся и пр.), отношения же описываются лексическими словоформами, затрагивающими любое изменение границ «Я» (расширяются, сужаются, контролирует, защищает и пр.).

Благодаря этому все качественные данные становятся удобными для дальнейшей количественной обработки. Отметим, что исследование проводилось в виде групповой психологической работы, поэтому для оптимизации процесса наблюдения были разработаны чёткие критерии наблюдения, представленные в Приложении 2 (см. полную версию первой части статьи на CD-диске).

Обработка качественных данных производится методом контент-анализа, предполагающим выделение наиболее часто встречающихся лексических конструкций, далее подсчитывается процент встречаемости каждой характеристики в определённой возрастной группе. Эти результаты позволяют описать состояние психологических границ, а также спрогнозировать развитие эмпирической личности.

В качестве конкретных методик для исследования особенностей формирования психологических границ у детей дошкольного и младшего школьного возраста было использовано чтение сказки «Три медведя», «Мой дом» и «Пирог».

Рассмотрим каждую подробнее.

Методика «Чтение сказки «Три медведя»

Цель: описание сущности феномена границ «Я» у детей 2-10 лет, выявление актуального развития психологических границ и «зоны развития».

Этапы:

1.   Чтение сказки «Три медведя». Психолог зачитывает сказку, эксперты и наблюдатели в это время кратко фиксируют эмоциональное состояние, комментарии и особенности спонтанного поведения детей во время прослушивания. Все данные заносятся в таблицу наблюдений в виде краткого описания реакций и ответов детей.

Цель данного этапа: прояснение актуального состояния психологических границ у детей 2-10 лет на уровне чувствования и действий.

2.   Обсуждение содержания. Психолог предлагает детям для обсуждения следующие вопросы: хорошо или плохо поступила девочка, зайдя в дом к медведям, почему? Что вас огорчило / взволновало / рассердило / обрадовало в сказке, почему? Если бы вы нашли дом, постучали, вам не открыли, что бы вы сделали, почему? Можно ли заходить в дом без спросу, почему? В каких случаях можно? Если в ваш дом зайдут без спросу, что вы сделаете, почему? В каких случаях к вам можно заходить без спросу, почему?

Цель данного этапа: оценить понимание и актуальное состояние границ «Я». Ответы и особенности поведения, вербальные реакции также строго фиксируются и заносятся в таблицу наблюдений;

3.   Инсценировка проблемной ситуации: «Девочка без спросу зашла в дом к медведям, пользуясь их отсутствием. Через некоторое время хозяин дома вернулся и увидел нежданную гостью». Психолог предлагает детям стать Машей (как символом интервенции в чужие психологические границы) и Медведем (как символом нарушенных границ и способов защиты границ «Я») и показать, как они будут себя вести в прочитанной истории. Организационно проводится следующим образом: дети разбиваются попарно и разыгрывают сценки, меняя исполняемую роль.

Цель данного этапа: описание феномена на уровне действий, то есть оценка состояния границ во время собственной и чужой интервенции, а также способов защиты границ «Я». Эксперты и наблюдатели во время разыгрывания сценок также фиксируют все данные в протоколе. Очень важно использовать как можно больше прилагательных для описания наблюдаемых реакций. Таким образом, с помощью данной методики определяется сущность, феноменология психологических границ «Я», отслеживается зона «актуального и ближайшего развития» границ «Я».

В сказке «Три медведя» наиболее ярко проявляется нарушение психологических границ, она богата примерами для обсуждения, что позволяет сформулировать основные представления детей об изучаемом феномене. В ней присутствует категория «дом», конфликт по поводу нарушения границ «Я», что удовлетворяет всем заявленным принципам исследования и позволяет исследовать феномен на уровне действий.

Сказка «Три медведя» была выбрана не случайно. Предварительно мы провели экспертную оценку следующих 11 сказок: «Три медведя», «Колобок», «Заюш- кина избушка», «Теремок», «Волк и козлята», «Смоляной бычок», «Кот, петух и лиса», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Гуси-лебеди», «Морозко», «Крошечка- хаврошечка». К экспертной работе были привлечены два психолога. Каждому из них было дано определение психологических границ «Я» («психологические границы — это психологические (когнитивные, эмоциональные и поведенческие) маркеры, отделяющие область приватности одного человека от другого» (Нартова-Бочавер С.К.), и задание оценить сказки по трехбалльной шкале в зависимости от выраженности данного феномена. Как показал коэффициент Карра (k>0,89), наиболее статистически значимой является сказка «Три медведя».

Методика «Мой дом»

Цель: описание свойств психологических границ, их динамических особенностей и способов защиты.

Материалы: кубики, различные конструкторы, строительные блоки, ленты, нитки, напольный конструктор, пуговицы, ткань, стулья и пр.

Этапы:

1.   «Постройка дома».

Цель: сбор эмпирического материала на уровне действий. Психолог предлагает построить дом из предложенных материалов на любом понравившемся свободном месте в комнате: «Друзья, у каждого из нас есть дом. В нем мы себя чувствуем хорошо и спокойно. Я предлагаю вам построить свой дом здесь. Посмотрите вокруг: здесь лежат различные материалы, из которых можно построить свой дом. Подумайте, что вам может понадобиться. Оглянитесь вокруг: где бы вы хотели построить свой дом в этой комнате, в каком месте? Возьмите необходимые материалы и постройте дом в выбранном месте».

Психолог помогает детям организовать процесс, однако не нарушает свободной и спонтанной игры, вмешиваясь в конфликты только в крайнем случае — в ситуациях физической или вербальной агрессии, блокируя те действия, которые угрожают безопасности ребенка.

Наблюдатели и эксперты в это время отмечают пространственное расположение дома, его физические характеристики (размер, использованные строительные материалы, наличие/отсутствие соседей, внутреннее устройство дома — количество комнат, этажей, украшения), способ строительства (находился внутри дома или снаружи, просил ли помощи или строил самостоятельно, делился строительными материалами, отбирал, брал первым или ждал, пока все наберут, конфликтные ситуации, их причины, способы преодоления и пр.), то есть необходимо зафиксировать как результат игры, так и поведение ребенка в процессе строительства.

Данный материал позволяет охарактеризовать психологические границы ребенка на уровне представлений и символов, а в дальнейшем сравнить с вербальным описанием. Полученные различия позволят сделать предположения о реальном развитии границ «Я» и об их идеальном представлении, то есть это некоторая «зона развития» изучаемого феномена.

2.   «Рассказ о своем доме». Цель: сбор эмпирического материала на уровне представлений и ощущений. Психолог предлагает детям рассказать о своем доме: «Друзья, каждый из вас построил свой дом. У каждого он — свой, особенный. Давайте устроим экскурсию, и каждый из нас расскажет о том, какой у вас дом, как он устроен, что в нем есть». Психолог предлагает каждому ребенку озвучить свой рассказ. Наблюдатели и эксперты фиксируют ответы и особенности поведения в таблице наблюдений. Важно отмечать также реакцию рассказывающего ребенка на чужие комментарии, это дает информацию о способах регуляции, контроля и защиты границ «Я» на вербальном уровне.

3.   «Приглашаем в гости». Цель: описание контроля, регуляции и способов защиты границ «Я» на уровне действий. Психолог предлагает детям поиграть в «гости»: «Друзья! Часто мы приглашаем в свой дом гостей, чтобы нам было интереснее и веселее жить. Оглянитесь вокруг: кого бы вы пригласили в гости из ребят? Или бы вы пригласили других людей? Или же сказочных героев? Что вы предложите делать гостям?» Организационно это выглядит следующим образом: хозяин выбирает тех детей, которых хочет пригласить в гости (либо же озвучивает имена тех, кого бы хотел видеть рядом с собой, — близких, других людей, сказочных персонажей и пр.), и зовет их в свой дом. После размещения в доме психолог предлагает хозяину рассказать о том, как он хочет развлекать своих гостей. Затем (если позволяют условия) можно инсценировать эту ситуацию.

Далее предлагается разыграть следующие ситуации (на другие роли можно назначать остальных детей): — что вы будете делать, если ваши вещи без спросу будет трогать сестра/ брат или незнакомый гость? — что вы будете делать, если ваша сестра/брат или

незнакомый гость будут шуметь ночью и мешать вам спать?

— что вы будете делать, если ваша сестра/брат или незнакомый гость будут смеяться над вашим рисунком?

Все ситуации можно разделить на две группы: реакция на близкого человека и на незнакомого, которые затрагивают различные сферы психологической суверенности (сферу вещей, привычек, ценностей, территории). Данное задание позволяет проследить динамические характеристики психологических границ у детей (гибкость, широту, способность к регуляции границ).

Предполагается, что реакция на «чужих» и «своих» будет различной. Расхождение между этими реакциями будет говорить о динамических характеристиках психологических границ, о различиях в способах защиты границ «Я». Все данные строго фиксируются. Таким образом, эта методика позволяет оценить состояние психологических границ, их динамические особенности (контроль, регуляцию, активность) и инструментальные на уровне представлений и переживаний, что позволяет также составить индивидуальные траектории развития эмпирической личности.

Методика «Пирог»

Цель: описание состояния психологических границ и способов их защиты.

Материалы: большой ковер, свободная от мебели комната.

Инструкция: Друзья! Каждый из нас любит вкусно покушать. Перед нами лежит пирог, очень аппетитный. Расскажите, какой кусок бы вы себе выбрали (из середины или с краю, большой или маленький, с украшением или без и пр. Данные подсказки желательно не использовать, предоставляя детям самим дать описание желаемого). Сейчас займите столько места на ковре, сколько пирога вы хотели бы съесть. Почему вы выбрали именно это место? Каждому ли достался именно такой кусочек, о котором он мечтал? Всем ли удобно на своих местах, почему? Что нужно сделать, чтобы стало удобнее? Расскажите, почему вы достойны самого большого и вкусного куска?

В основе методики лежит архетипический символ «еда», который актуализирует у ребёнка оппозиционную позицию «я — другие», так как предполагается обращение к витальной потребности и ее ограниченному ресурсу. Такое противопоставление дает возможность описать состояние психологических границ у детей в интерперсональном пространстве, то есть в ситуации необходимости учета границ «Я» другого человека. Во время проведения методики наблюдатели зарисовывают схему расположения детей на ковре, отмечая размер занимаемого места, четко фиксируют эмоциональные и поведенческие реакции детей на задание и вопросы.

Таким образом, данная методика позволяет описать особенности психологических границ в процессе взаимодействия, оценить возможности и ресурсы каждого ребёнка в процессе межличностного общения.

Логика нашего исследования базируется на общефилософских категориях (сущность, свойства, отношения), теории психологической суверенности и основных понятиях культурно-исторической теории Л.С. Выготского (переживание, действие, зона актуального и ближайшего развития). Данная система позволяет описать психологические границы очень полно, имея не только теоретическую значимость, но и высокую прогностическую ценность.

Остановимся на общих тенденциях нормативного развития в период детства, которые служат отправными точками для анализа полученных данных. От 2 до 10 лет должны образоваться следующие особенности границ «Я», свидетельствующие о психологическом здоровье и благополучии:

— «чувствование», а в дальнейшем понимание наличия психологических границ как у себя, так и у другого человека;

— умение пользоваться динамическими характеристиками, отсутствие жесткости и статичности психологических границ;

— богатство проявлений (маркеров) границ «Я», то есть широкий спектр способов защиты психологических границ.

Данные критерии развития психологических границ достаточно общие, однако позволяют задать направление эмпирического изучения феномена границ «Я» у различных групп детей. Рассмотрим, как можно использовать описанные методики в конкретной практической работе на следующих примерах.

1.  Мальчик, 7 лет. Родители и педагоги жалуются, что он никому не может отказать, соглашается на любое действие, даже то, которое заведомо принесёт ему неприятности, никогда не заявляет о своих желаниях, руководствуется чужим мнением. Интеллектуально мальчик очень развит, начитан, воспитан. По результатам исследования выяснилось, что мальчик не чувствует своих психологических границ, что выражалось в неумении сказать «нет», отказаться от предложенных «шалостей». Была проведена психологическая работа, после чего мальчик стал «прислушиваться» к себе, заявлять о своих желаниях.

2.   Девочка, 9 лет. Учителя и родители отмечают некоторые особенности поведения: сильное сопротивление всему новому (отказывалась пересесть на новое место в классе, надевать новую одежду, утверждая, что она неудобная, и пр.), мир делится на «чёрное и белое» без оттенков, дружит только с одной девочкой, не предпринимая попыток наладить контакт с остальными одноклассниками. При условии достаточно благополучной атмосфере в классе отказывается принимать участие в общеклассных мероприятиях (экскурсии, чаепития и пр.), хотя очень хочет этого, и пр. Девочка способная, успешно обучается, рационально понимает «нелепость своей позиции, но ничего не может с собой сделать» (по её словам). Во время участия в исследовании выяснилось, что психологические границы у неё очень жёсткие, закрытые, она не умеет изменять их состояние в соответствии с условиями среды. Была проведена специальная работа, в ходе которой девочка училась видеть различные варианты поведения и выбирать наиболее оптимальный и комфортный для неё.

3.   Мальчик, 4 года. Воспитатели и родители отмечают высокий уровень вербальной агрессии по самому незначительному поводу (кто-то посмотрел, случайно задел, потрогал его игрушку или одежду и пр.). Мальчик сообразительный, весёлый, дружелюбный, всегда после своих «срывов» просит прощения у обиженного. В результате проведённой диагностики выяснилось, что агрессия единственный знакомый ему способ защиты границ «Я», также отмечена их узость. На основании полученных данных была проведена психологическая работа, позволившая мальчику научиться другим, более адекватным способам защиты границ Я, а также укрепить чувствование и представление о собственных границах.

Таким образом, «слабость» каждого выделенного критерия (см. Приложение 2), его малая представленность в структуре границ «Я» говорит о том, что развитие личности идёт по некоторой искажённой траектории и необходимо приложить специальные усилия, чтобы помочь ребёнку развивать гармонично.

Окончание в следующем номере.

Информация об авторах

Силина Ольга Владимировна, психолог, МОУ «Гимназия г.Переславля-Залесского», магистр психологии, Переславль-Залесский, Россия, e-mail: omela333@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 662
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 567
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 6