Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

87 место — направление «Психология»

0,035 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

Вестник практической психологии образования

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2658-3100

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/bppe

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2004 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Методологические и технологические основы работы специалистов служб сопровождения с родителями детей, имеющих особенности развития 111

Аликин И.А., кандидат биологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального образования, Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева, Красноярск, Россия, alikinia@mail.ru
Лукьянченко Н.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии труда и инженерной психологии , ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени М.Ф. Решетнева», Красноярск, Россия, Luk.nv@mail.ru

Аннотация

Родительские семьи детей с особенностями развития испытывают множество трудностей разного уровня и нуждаются в специальной помощи. Анализ психологических теорий и опыта помогающих служб показывает, что методологической основой такой помощи должна являться ориентация на сотрудничающие формы взаимодействия с семьёй и фасилитацию родительской активности. Технологическое обеспечение такой помощи должно включать: информационную поддержку родителей, организацию взаимодействия родителей, включение родителей в работу специалистов, обратную связь о позитивных эффектах родительского вклада, положительное подкрепление продуктивных изменений.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Отношение социума к «особому детству» менялось по мере гуманизации общества, утверждения ценности индивидуальной жизни и уникальности каждой личности. В обозначенном контексте очевидна позитивная направленность изменений: от крайней степени неприятия детей с особенностями развития через признание равноправия к стремлению понять и создать условия для полноценного существования. Критерием полноценности при этом выступает максимальная включённость в жизнедеятельность общества.

Литература
  1. Аликин И.А., Лукьянченко Н.В. Формирование позитивной родительской идентичности в семьях детей с особенностями развития // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. — Т. 1. Психолого-педагогические науки. — 2012. — №3 (21). — С. 17–22.
  2. Голубева М.С. Качество социальной поддержки родителей, воспитывающих детей с сенсорными нарушениями // Другое детство: Сборник тезисов участников второй Всероссийской конференции по психологии развития. — М.: МГППУ, 2009. — С. 182–188.
  3. Левтерова Д. Другое детство — дети со специальными потребностями в Болгарии // Другое детство: Сборник тезисов участников второй Всероссийской конференции по психологии развития. — М.: МГППУ, 2009. — С. 84–87.
  4. Лукьянченко Н.В. Возможности прикладной социальной психологии в оптимизации работы служб сопровождения (на примере взаимодействия с родителями детей, имеющих особенности развития) // Социальная психология и общество. — 2015. — Т. 6. — №2. — С.117–131.
  5. Мадди С., Хошаба-Мадди Д. Жизнестойкость, её диагностика и тренинг // Видеоматериалы института экзистенциальной психологии и жизнетворчества. — М., 2002.
  6. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. — М.: Эксмо, 2010.
  7. Райкус Дж., Хьюз Р. Социально_психологическая помощь семье и детям групп риска: Практ. пособие: в 4 т. — Т. III. Развитие и благополучие детей. — М.: Эксмо, 2009.
  8. Ткачева В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии. — М.: АСТ, 2007.
  9. Шалагинова К.С. Психолого-педагогическое сопровождение родителей при переходе к инклюзивному образованию // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: Материалы международной научно-практической конференции. — М.: МГППУ, 2011. — С.103–105.
  10. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — СПб: Питер, 1999.
  11. Bennet T., DeLuca D. A. Families of children with disabilities: positive adaptation across the Life Cycle // Social Work in Education. — 1995. — Jan. — Vol. 18. — Issue 1.
  12. Bowen M. Family therapy in practice. — N.Y.: Jason Aronson, 1978.
  13. Davidson-Arad B., Kaznelson H. Comparison of parents, social worker, assesments of quality of life of children and risk // Children and Youth Services Review. — 2010. — Vol. 32. — P. 711–719.
  14. De Marle D. J., Le Roux P. The life cicle and disability: experiences of discontinuity in child and family development // Jounal of Loss & Trauma. — 2001. — 6.
  15. Finkelstein V., Stuart O. Developing new services // Hales G. (ed). Beyond Disability: towards an Enabling Society. — L., 1996.
  16. Petr C. G., Barney D. Reasonable efforts for children with disabilities: The parents perspective // Social Work. — 1993. — №38 (3). — Р. 247–255.
  17. Seligman M. E. R. Helplessness. — San Francisko, 1975.
  18. Wikler M. Pathways to treatment: How Orthodox Jews enter therapy // Social Casework: The Journal of Contemporary Social Work. — 1986. — 67. — P. 113–118.
  19. Ziolko M. E. Counceling parents of children with disabilities: a review of the literature and implicathions for practice // Journal of Rehabilitaytion. — 1991. — April_June.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика