Психологическое консультирование подростков в образовательной организации

7806

Аннотация

В статье раскрываются особенности психологического консультирования подростков с учетом особенностей данного возрастного периода жизни ребенка и основных социальных рисков современности. Проведена систематизация научно обоснованных и этических принципов психологического консультирования подростков, принятых в профессиональном сообществе. Описаны основные темы психологического опыта консультирования подростков на основе анализа профессионального опыта авторов статьи в системе образования.

Общая информация

Ключевые слова: подросток, педагог-психолог (психолог образования), психологическое консультирование, принципы консультирования подростков

Рубрика издания: Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов-психологов

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Умняшова И.Б., Запорожская Д.Е. Психологическое консультирование подростков в образовательной организации [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2016. Том 13. № 3. С. 3–10. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2016_n3/Umnyakova_Zaporizhia (дата обращения: 29.03.2024)

Фрагмент статьи

Проблема психологического консультирования обучающихся основной ступени образования не является новой и широко представлена в научно-практической литературе по возрастной психологии и психологии консультативной деятельности. Но в современном быстро меняющемся обществе ученые всего мира отмечают, что множественные социально-экономические изменения и технологический прогресс оказывают важнейшее влияние на развитие и изменение психологии современных подростков.

Литература

  1. Алексеева Л.Н. Проблема самостоятельности и смыслообразования у подростков // Психологическая наука и образование. — 2013. — №1. — С. 50–56.
  2. Бесчастная А.А. Проблема возрастной периодизации в социологии детства // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2007. — Т. 8. — №41. — С. 151–157.
  3. Бочавер А.А., Жилинская А.В., Хломов К.Д. Перспективы современных подростков в контексте жизненной траектории // Современная зарубежная психология. — 2016. — Т. 5. — №2. — С. 31–38.
  4. Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений. — М.: ИЦ «Академия», 2002.
  5. Жилинская А.В. Интернет как ресурс для решения задач подросткового возраста: обзор психологических исследований // Психологическая наука и образование. — 2014. — Т. 6. — №1. — С. 11–18.
  6. Кондрашкин А.В. Интернет в развитии современных подростков // Психологическая наука и образование. — 2013. — №2.
  7. Обухова Л.Ф. Детская психология. Теории, факты, проблемы. — М.: Тривола, 1995.
  8. Поливанова К.Н. Возрастные кризисы глазами психолога и педагога // Психологическая наука и образование. — 1997. — №2.
  9. Поливанова К.Н. Детство в меняющемся мире // Современная зарубежная психология. — 2016. — Т. 5. — №2. — С. 5–10.
  10. Поливанова К.Н. К проблеме ведущей деятельности в подростничестве // Психологическая наука и образование. — 1998. — № 3–4.
  11. Практическая психология образования: Учеб. пособие / Под ред. И.В. Дубровиной. — СПб: Питер, 2007. — 592 с.
  12. Умняшова И.Б Роль многопрофильной психологической службы в профилактике ксенофобий, экстремизма и национализма в детской и подростковой среде // Профилактика ксенофобий, экстремизма и национализма в детской и подростковой среде: Сборник научных тезисов. — М.:МГППУ, 2009. — С. 38–44.
  13. Умняшова И.Б Создание многопрофильной психологической службы в школе // Справочник руководителя образовательного учреждения. — 2009. — №1. — С. 62–69.
  14. Умняшова И.Б. Значение уроков психологии для развития самосознания подростков // Психология — учебный предмет общеобразовательной школы: Сборник статей / Под ред. И.В. Дубровиной, А.М. Константиновой. — М, 2007. — С. 52–55.
  15. Умняшова И.Б. Психологическое сопровождение основной образовательной программы // Инновационный потенциал развития Службы практической психологии образования в системе образования: Сборник тезисов участников круглого стола 23 октября 2013 г. — М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. — С. 8–12.
  16. Хломов К.Д. Социальные риски в контексте индивидуальных жизненных траекторий современных подростков // Социальная психология и общество. — 2016. — Т. 7. — №2. — С. 109–125.
  17. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — М.: Прогресс, 1996.
  18. Этический кодекс педагога-психолога Службы практической психологии образования (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования 26–28 мая 2003 г.). — [Электронный ресурс] URL: http://practic.childpsy.ru/document/ detail.php? ID=22885 (дата обращения 10.08.2016).

Информация об авторах

Умняшова Ирина Борисовна, кандидат психологических наук, доцент, председатель, региональное отделение г. Москвы, Федерация психологов образования России (Общественная организация «Федерация психологов образования России»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4132-3362, e-mail: mofpor@gmail.com

Запорожская Дарья Евгеньевна, руководитель социально-психологической службы, ГБОУ Школа №904, педагог-психолог, магистр психолого-педагогического образования. Член Московского отделения общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России»

Метрики

Просмотров

Всего: 1650
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 17

Скачиваний

Всего: 7806
В прошлом месяце: 42
В текущем месяце: 57