Методологические и диагностические основы практических исследований детских, подростковых и юношеских групп и коллективов

1493

Аннотация

В основу статьи легли отдельные главы из одноименного профессионального социально-психологического пособия, которое является научно-методической базой для разного рода практической психолого-педагогической и социально-психологической деятельности с детьми, подростками и юношеством: с 6–7 лет до 21–23 лет. С полным содержанием пособия можно будет ознакомиться в электронной версии журнала (CD-диск) в одном из следующих номеров. Рецензенты пособия: Леонид Васильевич Куликов — доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры социальной психологии факультета психологии СПбГУ, и Борис Николаевич Рыжов — доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогической, возрастной и социальной психологии МГПУ. В статье анализируются социально-психологические методы и методики диагностических исследований детских, подростковых и юношеских коллективов и групп: классов, курсов, других учебных групп, а также творческих, спортивных, по интересам и иных групп и коллективов, состоящих из детей, подростков и лиц юношеского возраста. Детально рассмотрены надёжные диагностические методики, применяющиеся в данной области психологической, педагогической и социальной практики — в ходе проведения разнообразной образовательной, развивающей, формирующей деятельности с детьми, подростками и юношеством. Посредством этих эффективно зарекомендовавших себя на практике методик диагностируются отношения: «личность — личность», «личность — микрогруппа», «личность — малая группа», «личность — средняя группа», а также внутригрупповые и межгрупповые социальные отношения на всех указанных уровнях групповой организации. С помощью (с учётом результатов) данных методов и методик продуктивно осуществляют свою профессиональную деятельность очень многие отечественные специалисты, работающие с детьми, подростками и юношеством. Ими являются: школьные психологи и педагоги, психологи и педагоги дополнительного образования, спортивные психологи, различные педагоги-психологи, классные руководители, учителя-предметники, социальные педагоги, специалисты по социальной работе, вожатые, воспитатели кадет, преподаватели ссузов и вузов и мн. др.

Общая информация

Ключевые слова: диагностика, социально-психологические исследования, учебные и внеучебные группы и коллективы, дети, подростки, юношество, социометрия

Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Донцов А.И., Донцов Д.А. Методологические и диагностические основы практических исследований детских, подростковых и юношеских групп и коллективов [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2017. Том 14. № 1. С. 77–88. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2017_n1/Dontsov_Dontsov (дата обращения: 29.03.2024)

Фрагмент статьи

В социальной психологии исследуется и диагностируется специфика социально-психологических характеристик групп, понимаемых в качестве игровых, учебных, трудовых (производственных) и иных разных объединений людей. Совокупным предметом социально-психологического исследования являются отношения: личность — личность, личность — микрогруппа (в рамках какойлибо малой группы), личность — малая группа, личность — средняя группа, личность — большая группа, личность — общество, а также внутригрупповые и межгрупповые отношения на всех указанных уровнях. Далее мы проанализируем некоторые основополагающие и актуальные на современном этапе тестовые психодиагностические методы и методики, в массовом порядке и повсеместно применяющиеся в исследованиях и диагностике различных учебных групп и коллективов школьников и студентов, а также использующиеся в диагностике внешкольных и вневузовских детских, подростковых и юношеских групп, коллективов и сообществ.

Информация об авторах

Донцов Александр Иванович, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры социальной психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, e-mail: a.dontsov@mail.ru

Донцов Дмитрий Александрович, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры социальной психологии, АНОО ВПО «Одинцовский Гуманитарный Институт», Москва, Россия, e-mail: dontsov-junior@bk.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 926
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 1493
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 6